kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 10 классе "Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова "Сотников""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема нравственного выбора  волновала писателей во все времена, так как человек живёт в обществе, а нравственность - это совокупность правил, определяющих поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Ребята дома прочитали повесть В.Быкова "Сотников". Анализируя текст вслед за автором, рассматриваем, как решает проблему нравственного выбора  писатель. В заключение делаем выводы, выражаем своё отношение к выбору Сотникова и Рыбака. Предлагаем детям в качестве домашнего задания выяснить, как эта же проблема решается в других повестях В.Быкова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 10 классе "Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова "Сотников"" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Упоровка

Екатериновского района Саратовской области.



КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ





ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ В.БЫКОВА «СОТНИКОВ»







Подготовила

учитель русского языка и литературы

Бобылёва Ольга Александровна











с. Упоровка

2014г.

Тема урока: «Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников».

Цели урока:

  • выяснить, как решает писатель проблему нравственного выбора;

  • выработать умение анализировать художественное произведение, делать определённые выводы;

  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

Оборудование: портрет В.Быкова, выставка книг, плакат.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя (сообщение о писателе, его повестях, о том, что проблема нравственного выбора человека волновала писателей во все времена, так как человек живёт в обществе, а нравственность – это совокупность правил, определяющих поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).

  2. Диалог с обучающимися.

  • Какое впечатление о главных героях сложилось у вас после прочтения повести? Как получилось, что такие разные люди подружились?

  • Почему Сотников, будучи больным, идёт на задание с Рыбаком?

  • Давайте вспомним эпизод из повести, когда Сотников и Рыбак в поисках продовольствия зашли к старосте Петру.

  • Как ведут себя здесь Сотников и Рыбак?

  • Почему Сотникова не трогает сочувствие жены Петра?

  • Изменилось ли отношение Сотникова к Петру, когда в подвале он узнаёт, как и почему Пётр стал старостой?

  • В чём глубоко убеждён Сотников?

  • Как же всё-таки получилось, что Сотников вместе с сильным, энергичным Рыбаком попадают в плен?

  • Как ведут они себя на чердаке, когда полицаи собираются дать автоматную очередь?

  • Случайно ли Сотникова первым берут на допрос?

  • Оправдались ли надежды полицаев?

  • Что является главным для Сотникова в данный момент?

(«…только бы выдержать!.. он опасался, что может не выдержать физически, поддаться, сломиться наперекор своей воле – другого он не боялся…

С достоинством встретить смерть»)

  • Что он считает возможным для себя ещё сделать в этой борьбе? («…жалел несчастную Дёмчиху, которую неизвестно как надо было выручить»

«Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу?»)

  • Как отнёсся Сотников к предложению Рыбака поторговаться с немцами, поводить их за нос? («Согласиться с Рыбаком он не мог, это противоречило всей его человеческой сущности, его вере и его морали…только в его власти было уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством. Это была его последняя милость, святая роскошь, которую как награду даровала ему жизнь».)

  • А как ведёт себя Рыбак? Что является главным для него?

а) «…неплохо сговориться со старостой и отрицать их заход в Лесины – пусть бы Пётр сказал, что приходили другие. Старосте всё равно, на кого указывать…»

б) »…старался найти какую-нибудь возможность перехитрить полицаев, вывернуться совсем или хотя бы оттянуть приговор…»

в) »Ко всей этой истории припутать старосту… представить его партизанским агентом или хотя бы пособником, сказать, что он уже не впервые оказывает услуги отряду, направить следствие по ложному пути»

г) »До Дёмчихи ли тут, когда неизвестно, как выкарабкаться самому»

д) «Если Сотников умрёт, то его шансы улучшатся. Он сможет сказать, что вздумается, других здесь свидетелей нет»

ж) «Чтобы выиграть жизнь – разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там будет видно… Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?»

  • Что же выбирает Рыбак? (Господин следователь, одну минуту! Вы это вчера говорили, так я согласен. Я тут, ей-богу, ни при чём. Вот он подтвердил…») Создалась удобная ситуация, когда Сотников всё взял на себя.

  • Каково состояние Рыбака, когда ему развязали руки? (Он мощно почувствовал одно: будет жить.»

  • Пойдя на сделку со своей совестью, на сделку с немцами, Рыбак участвует в казни Сотникова. Выходит Рыбак – злодей? Какие примеры показывают, что ему свойственно чувство товарищества? Или их нет?

  • Что же, по-вашему, явилось первым шагом к нравственному падению Рыбака?

  • Понимает ли Рыбак, что он сделал?

  • Почему автор рисует в повести эпизоды из детства героев? Какую связь они имеют с настоящим?

  • Как писатель показывает, что мужество и героизм не исчезают, а передаются из поколения в поколение?

  • Почему в одних и тех же условиях Сотников возвысился до подвига, а Рыбак морально погиб?

  • Как автор относится к своим героям?

  • Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?

  1. Вывод, к которому должны прийти учащиеся.

Роковая петля оказалась одна на двоих: оборвав жизнь Сотникова, она и Рыбака по-своему задушила. Да, возврата к прежнему теперь уже не было – он погибал всерьёз, насовсем и самым неожиданным образом. Теперь он всем и повсюду враг. И самому себе тоже. Не существует в жизни, а тем более в жизни на войне, малой или большой лжи, малой или большой подлости – есть просто подлость и просто ложь, которые по законам цепных реакций ведут человека к падению.

После предательства не может быть и речи о моральном возрождении!

  1. Итоги урока. В качестве домашнего задания можно предложить подготовить сообщение о том, как решается проблема нравственного выбора в других повестях В.Быкова.



Авторская разработка по повести В.Быкова «Сотников»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Бобылёва Ольга Александровна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145320


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства