Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе " Творчество В.Шаламова "Времена не выбирают, в них живут и умирают" (11-й класс) »
Заключительный урок по творчеству В.Шаламова "Времена не выбирают, в них живут и умирают" (11-й класс)
Цель: формирование гражданской позиции учащихся через творчество В. Шаламова.
Задачи:
проанализировать (проинтерпретировать) рассказы В. Шаламова “Утка” и “Последний бой майора Пугачева”;
продолжить формирование умений самостоятельно анализировать художественный текст, выделять значимые эпизоды;
развивать сотрудничество и сотворчество с учащимися, гражданскую мотивацию деятельности учащихся;
сформировать навыки критического осмысления учащимися поступков героев рассказов В. Шаламова.
Тип урока: урок – исследование.
Оборудование урока:
Тексты рассказов “Утка”, “Последний бой майора Пугачева”; рабочие карты учащихся; мультимедийные презентации.
Ход урока I этап. “Погружение” в тему.
На экране фотография В. Шаламова.
Учитель: Сегодня мы проводим итоговый урок по творчеству В. Шаламова. Конечно, очень сложно дать объективную оценку тем событиям, о которых идет речь в его произведениях. Но все-таки давайте попытаемся определить свое отношение к прочитанному (прежде всего, к героям и событиям) на примере рассказов “Утка” и “Последний бой майора Пугачева”, с которыми вы знакомились дома. Начнем с первичного восприятия текста.
- Кто из героев вам ближе?
Возможные варианты ответов учеников.
Большее впечатление на меня произвел Пугачев и его товарищи, так как они способны бороться не только за жизнь, но и за свободу.
Но с другой стороны, герой рассказа “Утка” в таких тяжелейших условиях тоже сопротивляется, пусть не несвободе, а смерти.
Учитель: Уже сегодня вы сталкиваетесь в жизни с серьезными трудностями, как вы их преодолеваете?
Возможные варианты ответов учеников.
Все зависит от характера человека, и мы должны учиться самостоятельно решать свои проблемы. Но часто приходится обращаться за помощью, например, к родителям, учителям.
Учитель: А почему наши герои лишены такой возможности?
Возможные варианты ответов учеников.
У них нет свободы, которая есть у нас, они не могут рассчитывать на чью-либо помощь, находятся один на один с обстоятельствами.
II этап. Целеполагание. Мотивация учащихся.
На экране фотографии лагеря и заключенных.
Учитель: О ГУЛАГе и о событиях того времени сказано и написано немало, и о жертвах сталинских репрессий вы подробно говорили на уроках истории. Зачем вновь обращаться к этому на уроках литературы?
Возможные варианты ответов учеников.
Важен человек на фоне исторических событий.
Текст показывает, как раскрываются сильные и слабые стороны человека в исключительных обстоятельствах.
Учитель: А зачем нужны эти знания?
Возможные варианты ответов учеников.
Мы обогащаем свой жизненный опыт. Учимся, как поступать в сложных обстоятельствах, понимаем, что выбор сделать очень сложно, но это необходимо.
На примере героев рассказов у нас формируется свое отношение к событиям.
Учитель: А что мы должны сделать в первую очередь, чтобы это отношение сформировалось?
Возможные варианты ответов учеников.
Проанализировать текст, найти художественные приемы, раскрывающие авторскую идею.
Учитель: Хорошо, я очень надеюсь, что к концу нашего занятия у каждого из вас определится своя позиция по отношению к героям рассказов. А почему это очень важно?
Возможные варианты ответов учеников.
Каждому из нас тоже приходится делать выбор.
Мы вступаем во взрослую жизнь, и нам не все равно, какой эта жизнь будет.
Имея гражданскую позицию, мы сможем защитить свои права.
Правда о том времени нужна, какой бы жестокой ни была, чтобы не повторить ошибок прошлого.
Учитель: Ребята, давайте помечтаем. А в какое время, историческую эпоху вам хотелось бы жить?
Ответы учеников.
Учитель: А в какое время живут наши герои?
Возможные варианты ответов учеников.
В эпоху сталинских репрессий; когда у человека не было настоящих прав и свобод.
Учитель: Я думаю, вы со мной согласитесь, что каждый человек живет в свое время, которое ему выпало.
Вопрос в том, как жить? И в качестве темы нашей сегодняшней встречи я предлагаю вам строчку из стихотворения замечательного поэта В. Кушнера: “Времена не выбирают, в них живут и умирают”.
III этап. Разрешение проблемной ситуации.
Учитель: На ваших рабочих листах представлена схема. Вам предстоит, как и героям рассказов, сделать выбор: разместить один из союзов между понятиями “жизнь” и “свобода”.
На экране схема.
Учитель: Ребята, а когда человек лишен права выбора, который сейчас был у вас?
Возможные варианты ответов учеников.
Лагерь, плен, тюрьма…
На экране высказывание Шаламова.
“Лагерь – это страшный опыт для человека с первого и до последнего часа, человекне должен даже слышать о нем”.
В. Шаламов
Учитель: Сам Шаламов считал:
“Лагерь – это страшный опыт для человека с первого и до последнего часа, человек не должен даже слышать о нем”. Достаточно противоречивая мысль, поскольку автор посвятил свое творчество именно этой теме. К концу занятия вы должны постараться определить личное отношение к этому высказыванию.
А сейчас вспомним географию ГУЛАГа. Где располагались лагеря и почему?
На экране карта СССР.
Ответы учеников: Сибирь, Урал, Север страны.
Вечная мерзлота, холод быстро “ломали” волю человека; очень сложно было убежать; заключенные осваивали труднодоступные территории.
На экране слайд зимнего пейзажа.
Учитель: А какие чувства испытывает человек в таких условиях?
Возможные варианты ответов учеников.
Холод не только физический, но и душевный; ощущение смерти; постоянное одиночество, беспомощность.
Учитель: Вспомним, как живут в этих условиях наши герои.
Презентации учащихся. Интерпретация рассказов “Утка” и “Последний бой майора Пугачева”. (приложение)
Учитель: А сейчас включаемся в общее обсуждение.
На экране схема с проблемными вопросами.
Учитель: Почему автор, описывая борьбу героя с уткой, называет его “мертвецом”?
Возможные варианты ответов учеников.
Он еле жив; душа его “мертва”; он все равно умрет.
Учитель: Почему герой не может вмешаться в собственную судьбу?
Возможные варианты ответов учеников.
Автор показал, как лагерь калечит человеческую душу; он слаб, он боится смерти; даже в прежней жизни он подвержен “чужой воле”; его не научили, как “охотиться за уткой”; “его учили жить, когда собственного решения не надо”.
Учитель: Почему Пугачев и его товарищи готовят побег?
Возможные варианты ответов учеников.
Не хотят сменять живых мертвецов. В этом рассказе представлен другой тип людей – бойцов, которых война, плен научил, как действовать в исключительных обстоятельствах.
В отличие от героя рассказа “Утка” беглецы борются за свободу.
Учитель: Эти люди способны вмешаться в свою судьбу, но только ли в свою?
Возможные варианты ответов учеников.
Они становятся причиной смерти других людей (дежурных, солдат).
За побег жестоко наказано начальство лагеря.
Учитель: Все “пугачевцы” погибают, о какой свободе идет речь?
Возможные варианты ответов учеников.
Они сделали свой выбор: перед смертью они спят свободным солдатским сном. Пугачев “обещал им свободу, они получили свободу”.
“Он вел их на смерть – они не боялись смерти”; умирали они свободными в отличие от героя первого рассказа.
Учитель: Ребята, в нашей схеме отсутствует один важный художественный образ. Вспомните, какая атмосфера объединяет оба текста?
Возможные варианты ответов учеников.
Это вечная мерзлота, холод.
Учитель: Что сделала эта вечная мерзлота с героем “Утки”?
Возможные варианты ответов учеников.
Она заморозила его душу, уничтожила человеческое в человеке. Любая попытка протеста грозила расправой, смертью, герой боялся этого. Молчание обрекает на равнодушие, беспомощность; умри ты сегодня, а я завтра.
Учитель: В чем же смысл сопротивления, борьбы?
Возможные варианты ответов учеников.
Каждый из героев делает свой выбор: один борется за жизнь, другие за свободу.
В душе беглецов поселилась надежда, тепло, и они перед смертью обретают свободу.
На экране схема (особенности изображения власти в рассказах)
Учитель: Ребята, а как Шаламов изображает власть в своих рассказах?
Возможные варианты ответов учеников.
В первом рассказе мы видим зависимость всех персонажей друг от друга. Рабочий ловит утку не для того, чтобы съесть, а чтобы отдать десятнику. Десятник хотел умилостивить прораба, а тот, в свою очередь, большого начальника.
Во втором рассказе двенадцать беглецов оказались способными на активный протест, несмотря на то, что сила, мощь находилась на стороне власти (“распустить армию”; “грузовики с солдатами”).
Власть боится таких людей (лечили Солдатова, чтобы расстрелять).
Шаламов сравнивает это событие с легендой, подчеркивая, что люди будут помнить о “пугачевцах”. Не случайна и “говорящая” фамилия героя.
Трагедия нашей страны заключалась в том, что человек одновременно являлся и палачом, и жертвой (десятник по отношению к рабочему и к прорабу; начальник лагеря для осужденных и высших чинов).
IV этап. Рефлексия.
Учитель: Я думаю, наш сегодняшний разговор обогатил не только ваш читательский опыт, но и жизненный.
Давайте попробуем выяснить, что удалось нам на уроке. Неслучайно мы с вами особо выделили образ вечной мерзлоты.
Как вы считаете, что такое холод человеческой души?
На экране схема.
Возможные варианты ответов учеников.
Бездействие, равнодушие, тихое согласие.
Учитель: Таким образом, мы понимаем: зависит от нас самих, что поселится в наших душах: вечный холод, равнодушие или тепло и надежда. Найдите в тексте, как автор описывает смерть и воскрешение деревьев на Севере?
Цитата учеников: “Каждое лето мерзлота чуть отступала, и в каждый вершок оттаявшей земли немедленно вползал и укреплялся там коричневый корень – щупалец”.
На экране пейзаж и схема.
Учитель: А сейчас вернемся к началу нашего разговора. На рабочих листах оформлены две фразы, закончите их. Пусть это будет определением вашей позиции по отношению к теме нашего урока (учащиеся выполняют задание).
Времена не выбирают, в них живут и…
Лагерь – страшный опыт…, человек (не) должен слышать о нем, потому что…
Учитель: Ставить точку в сегодняшнем разговоре, наверное, очень рано. Поскольку такие сложные понятия: “жизнь”, “свобода”, “смерть”, “власть” будут всегда волновать человеческие умы. Хорошо, если у вас сегодня возникло их личное понимание. Что может сделать каждый из нас, чтобы не повторить лагерный опыт шаламовских героев?
Возможные варианты ответов учеников.
Читать и знать такую литературу. Помнить об ответственности каждого человека за происходящее. Стремиться, чтобы в душе царила не вечная мерзлота, а тепло и надежда.
Учитель: В качестве домашнего задания я предлагаю сравнить изображение человека и власти в творчестве В. Шаламова и А.И. Солженицына.
Сейчас закройте глаза и подумайте, в какой цвет окрашены ваши мысли. Напишите его на рабочих листах.