Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе .Тема: Житиё преподобного отца нашего Сергия Игумена Радонежского, нового чудотворца. »
Конспект урока по литературе .
Тема: Житиё преподобного отца нашего Сергея Игумена Рождественского, нового чудотворца.
Цель: Формировать представление о жанровом своеобразии духовной литературы на примере анализа главного героя жития Сергия Радонежского.
Задачи: Обуч. формировать представление о художественном образе преподобном отце Сергие Радонежского, как главного героя жития.
Разв. Развивать навыки выборочного анализа произведения жанра
жития.
восп. Воспитывать у учащихся чувство взаимопонимания, доброты, на примере гл . героя жития.
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие, сегодня на уроке каждый из вас получит оценку, какой она будет зависит от вашей работы.(мотивация).
Изучение нового материала. Тема нашего урока : житиё преподобного отца нашего Сергея Игумена Радонежского, нового чудотворца.
Попытайтесь сформулировать вопросы исходя из темы урока о которых сегодня мы будем говорить?
ВОПРОСЫ : А) что такое житие?( на доске 2 понятия)
ЖИТИЁ- это повествование о людях которые в жизни своей неуклонно следовали заповедям Христа, шли по пути, Им указанному, не отступали от него вопреки всем испытаниям и тяжестям этого пути.
ЖИТИЁ-повествовательный жанр описание жизни (лиц канонизированных церковью). С.И.Ожегов.
Какое понятие с вашей точки зрения дает полное представление о жанре житие? Запишите его в тетрадь.
Докажите ,что прочитанное вами произведение это жанр житие.
Б) С каким произведением этого жанра вы знакомились в 6 классе?
В) Кто является главным героем жития?
Г) Почему его назвали преподобным отцом нашим? Как вы понимаете значение слова преподобный?
Д) можно ли его назвать подобным отцу нашему Христу? В чём сходство?
Е) в связи с чем Сергея Радонежского назвали новым чудотворцем? На эти и другие вопросы нам предстоит с вами ответить.
Но в начале мы проверим, внимательно ли вы читали житиё Сергея Радонежского? Предлагаю вам небольшую викторину; за правильный ответ получаете жетон .
Викторина
Где родился преподобный Сергей?(г.РОСТОВ)
Каким именем нарекли его родители? (ВАРФОЛОМЕЙ)
Сколько лет было Варфоломею, когда он принял пострик?(23)
О чём говорилось в повелительном уставе Сергея?(Ничего для себя не собирать, не называть ничего своим, но всё иметь только общее по заповедям святых отцов).
Что сделал метрополит Алексей когда вызвал к себе Сергея?(Алексей с принуждением и мольбою призывал Сергея принять престол митрополии Российской. Но Сергей отказывался от такого поста).
Кто взошел на престол после Михаила?(Киприан)
Сколько лет прожил Сергей?(78)
Кому отец Сергей вручил старшинство?(уч.Никону)
(МОЛОДЦЫ!)-словесная похвала.
А теперь вернемся к нашим вопросам.
Б) С каким произведением этого жанра вы знакомились в 6 классе?(Житие Бориса и Глеба)
В) Кто является главным героем жития ? (Преподобный отец Сергий)
Г) Почему его назвали преподобным отцом нашим? Как вы понимаете значение слова преподобный? Вот как растолковывает это слово Сергей Иванович Ожегов.
Преподобный-определение , прибавляемое к именам монахов и пустынников, почитающихся святыми.
Д) можно ли его назвать подобным отцу нашему Христу? В чём сходство?(Можно, так как он всё делал для блага людей. Рассмотрим это на примере и подтвердим текстом)с 157
Почему Сергей поступил именно так?(Он раздал своё завещание людям, т к он в этом не нуждался и уповал на Бога, дающего ему пищу.)
Как этот поступок характеризует его? Какие черты характера он раскрывает? ( Добрый, все прощающий и понимающий)
Почему Сергей построил именно церковь, а не что-то другое?(В этом он видел успокоение своей души с богом, со всеми святыми.)
Е) в связи с чем Сергея Радонежского назвали новым чудотворцем?(чудотворец , т е творит чудеса .Несёт в себе ЧУДО.)
В чём чудо святого Сергея? Докажите, что он чудотворец.(Подтвердим это текстом на с55 . Во-первых, младенцем вскричал в утробе матери; во-вторых, он воскресил святой водой умершего с.159-160)
ТО(таким образом)Сергея называли святым чудотворцем потому, что он творил чудеса, делал многое для блага людей.
Можно ли сказать, что образ героя раскрывается не только через его поступки, но и через речь? Обратим внимание на речь Сергея прочитаем отрывок с.156
Какова речь преподобного? Что вы можете сказать о герое, исходя из анализа эпизода речи Сергея? Как речевая характеристика помогает раскрыть героя?(Он вежлив, воспитан, доброжелателен, спокоен и уверен в себе)
Почему в этом произведении нет внешнего описания Сергея? Как вы считаете?(Потому что внешность это не самое главное , важно внутреннее состояние души.)
3)Итог урока. Итак, повторим
Что такое житие? Как вы поняли ? Почему преподобный Сергей Радонежский являлся чудотворцем? Чему учит нас это житие?(Творить добро и придерживаться заповедей библии).
Что нового вы узнали на уроке, исходя из содержания урока? Может новые понятия? Какие?
4) Оценивание учащихся и Д/З :мини-сочинение Каким я представляю преподобного отца Сергия? ( Можно в стихотворной форме)