kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе.Тема:жанровое своеобразие басен И.А.Крылова.5 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: жанровое своеобразие басен И.А.Крылова.5 класс.

Цель: формировать понятия басня, аллегория, мораль, через художественные особенности басни как эпического жанра.

Задачи: 1 формировать основные литературные понятия (аллегория, олицетворение, басня) художественные особенности басни на примере басен Крылова;формировать представление о писателе, через прочтение его произведений;

2 обогащать словарный запас учащихся, через прочтение басен "Волк на псарне", "Ворона и лисица";

3 воспитывать общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе.Тема:жанровое своеобразие басен И.А.Крылова.5 класс. »

ТЕМА: жанровое своеобразие басен И.А. Крылова.(5класс)

ЦЕЛЬ: формирование понятия басня, аллегория, мораль, через художественные особенности басни как эпического жанра.

ЗАДАЧИ: О:формировать основные литературные понятия(аллегория,олицетворение, басня) художественные особенности басни на примере басен Крылова; формировать представление о писателе , через прочтение его произведений.

Р: Обогащать словарный запас учащихся, через прочтение басен « Волк на псарне» и «Ворона и лисица»

В: воспитывать общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.

Ход урока.

  1. Орг.момент(приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, раскрытие общей цели урока)

  2. Проверка Д/З (ознакомиться с биографией Крылова и причитать 2 басни 1ряд-Волк на псарне, 2ряд-Ворона и лисица) И.А.Крылова. через опрос по плану на доске:

  1. Дата и место рождения.

  2. Отставка отца.Жизнь в Твери.

  3. План образования сына, составленный матерью.

  4. Тяжелая семейная жизнь после смерти отца Крылова.

  5. Работа Ивана Андреевича переписчиком бумаг.

  6. Неудачные первые опыты.

  7. Большой успех и известность.

  8. Работа в журналах.

  9. Творческий успех баснописца.

  10. Празднование 70-я со дня рождения и 50-я творческой деятельности.

  11. Выход книги басен незадолго до его смерти.

  12. Смерть Ивана Крылова в 1844году.

  13. Установка памятника в Летнем саду.

(оценивание уч-ся за биографию)

  1. Повторение ранее пройденного и этап усвоения новых знаний. Вступительное слово учителя о басне. Как вы понимаете, что такое басня? (знакомо из нач. шк. ) Мнение учащихся .затем запись в тетрадь из предложенных вариантов определения, которое более понятно для уч-ся.

Басня-это литературный жанр, который берет свое начало в далеком прошлом. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа.

Басня-это краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ , в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения.

(Подчеркнем главные слова в понятии басня второго варианта)

Мораль, олицетворение_(толк словарь С.И. Ожегова)запись в тетрадь).

4)Первичная проверка понимания уч-ся нового материала.

Теперь прослушаем приготовленные вами дома небольшие нравоучительные рассказы, в которых содержится мораль , то есть басни Крылова «Волк на псарне» и «Ворона и лисица» .После пересказа уча-ся будут заданы вопросы за верные ответы будут даваться жетоны , что повлияет на вашу оценку в конце урока. Желаю внимания и удачи!(МОТИВАЦИЯ)

«Волк на псарне» Вопросы:

  1. Какова причина переполоха на псарне?

  2. С помощью каких слов и выражений Крылов рисует волнение?(гл.: поднялся, залились, рвутся, кричат, бегут)

  3. Какого поведение Волка в этот момент?9Зол, опасен)

  4. Каким изобразил его Крылов?(щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

  5. Итак, в речи Волка лицемерие, лесть, заискивание. Как Волк объяснил свое появление на псарне? Подтвердить текстом, чтение речи Волка. (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я , ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

  6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь?(Не верит ему)

  7. Что можно сказать о Ловчем? О качествах его характера?(Он много повидал и не верит волку , видя его притворство.)

Как сам автор относится к Волку и Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего?(Крылов во всем согласен с Ловчим, помогает понять и разоблачить Волка).

Какой вывод можно сделать? Какова мораль данной басни ? Запись в тетрадь: басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде .Разве можно верить хищнику? Мораль в последних словах Ловчего.

Кто не ответил ни на 1 вопрос и не получил жетон, есть еще одна возможность на анализе второй басни « Ворона и лисица» Вопросы после пересказа уч-ся и его оценки:

  1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль .В чём её смысл?

  2. Что заставляет Лисицу так унижаться , чтобы попробовать сыр?(Лисицу сыр пленил)

  3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение?(лесть, хвалебные речи)

  4. В чем заключается глупость Вороны?(У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкая на сладкие слова « вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье спёрло»).

  5. Можно ли сказать , что Лиса издевается над Вороной?(Лиса преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр .Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей –правда.)

  6. В чём смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценить свои способности, возможности.)

Какова мораль басни? Вывод в тетрадь: Крылов дает возможность понять , что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна (« …лесть гнусна, вредна».)

Что высмеивает(олицетворяется) в этих баснях(общий вывод по басням)?

  1. Подведение итога урока. Что нового узнали сегодня на уроке? Чему нас учат басни? Где нам это может пригодиться в жизни? Что такое басня? Мораль? Аллегория? Олицетворение?

  2. Оценивание учащихся по критериям:

Полнота и глубина ответа;

Приведение собственного суждения, мнения , точки зрения;

Количество набранных жетонов.

  1. Разноуровневое Д/З

на «5»-знать биографию Крылова И.А.; знать определения(басня, мораль, аллегория, олицетворение);Выучить любую басню Крылова наизусть.

На «4» знать биографию Крылова И.А.; знать определения(басня, мораль, аллегория, олицетворение);написать рассказ, похожий на басню.

На»3» знать биографию Крылова И.А.; знать определения(басня, мораль, аллегория, олицетворение);нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне Крылова И.А.

Спасибо за урок!























ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАДАНИЙ .

Работа в группах. Игра « Кто лучше знает Крылова И .А.»

аждой группе выдается заранее подготовленный текст известной им басни. Задача учащихся- вписать недостающие слова или предложения.

2 Каждая группа показывает заранее подготовленную инсценировку басни. Учащиеся поясняют значение морали каждой из басен; напоминают, что басня состоит из 2-х частей: рассказа и морали; также сообщают, что басня может быть написана прозой; ее героями могут быть люди.

Игра « Копилка крылатых слов и выражений»( вошедших в язык из произведений Крылова)

1 «Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши».

2 «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было».

3 «Сыр выпал- с ним была плутовка такова»

Можно продемонстрировать иллюстрации из басен , задача уч-ся назвать басню и художника.

Задания в виде кроссворда. Проверим полученные вами знания (проверь себя) отгадав кроссворд.

а)Человек , пишущий басни.(Баснописец).

б)Вид литературного произведения.(Басня)

в)Известный русский баснописец.(Крвлов).

Г) перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.(Олицетворения)

Д) Весёлая добродушная насмешка.(Юмор)

Е) Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.(Аллегория).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по литературе.Тема:жанровое своеобразие басен И.А.Крылова.5 класс.

Автор: Попова Светлана Валерьевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства