Цель: формировать понятия басня, аллегория, мораль, через художественные особенности басни как эпического жанра.
Задачи: 1 формировать основные литературные понятия (аллегория, олицетворение, басня) художественные особенности басни на примере басен Крылова;формировать представление о писателе, через прочтение его произведений;
2 обогащать словарный запас учащихся, через прочтение басен "Волк на псарне", "Ворона и лисица";
3 воспитывать общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ЦЕЛЬ: формирование понятия басня, аллегория, мораль, через художественные особенности басни как эпического жанра.
ЗАДАЧИ: О:формировать основные литературные понятия(аллегория,олицетворение, басня) художественные особенности басни на примере басен Крылова; формировать представление о писателе , через прочтение его произведений.
Р: Обогащать словарный запас учащихся, через прочтение басен « Волк на псарне» и «Ворона и лисица»
В: воспитывать общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.
Ход урока.
Орг.момент(приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, раскрытие общей цели урока)
Проверка Д/З (ознакомиться с биографией Крылова и причитать 2 басни 1ряд-Волк на псарне, 2ряд-Ворона и лисица) И.А.Крылова. через опрос по плану на доске:
Дата и место рождения.
Отставка отца.Жизнь в Твери.
План образования сына, составленный матерью.
Тяжелая семейная жизнь после смерти отца Крылова.
Работа Ивана Андреевича переписчиком бумаг.
Неудачные первые опыты.
Большой успех и известность.
Работа в журналах.
Творческий успех баснописца.
Празднование 70-я со дня рождения и 50-я творческой деятельности.
Выход книги басен незадолго до его смерти.
Смерть Ивана Крылова в 1844году.
Установка памятника в Летнем саду.
(оценивание уч-ся за биографию)
Повторение ранее пройденного и этап усвоения новых знаний. Вступительное слово учителя о басне. Как вы понимаете, что такое басня? (знакомо из нач. шк. ) Мнение учащихся .затем запись в тетрадь из предложенных вариантов определения, которое более понятно для уч-ся.
Басня-это литературный жанр, который берет свое начало в далеком прошлом. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа.
Басня-это краткий нравоучительный стихотворный или прозаическийрассказ , в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения.
(Подчеркнем главные слова в понятии басня второго варианта)
Мораль, олицетворение_(толк словарь С.И. Ожегова)запись в тетрадь).
4)Первичная проверка понимания уч-ся нового материала.
Теперь прослушаем приготовленные вами дома небольшие нравоучительные рассказы, в которых содержится мораль , то есть басни Крылова «Волк на псарне» и «Ворона и лисица» .После пересказа уча-ся будут заданы вопросы за верные ответы будут даваться жетоны , что повлияет на вашу оценку в конце урока. Желаю внимания и удачи!(МОТИВАЦИЯ)
«Волк на псарне» Вопросы:
Какова причина переполоха на псарне?
С помощью каких слов и выражений Крылов рисует волнение?(гл.: поднялся, залились, рвутся, кричат, бегут)
Какого поведение Волка в этот момент?9Зол, опасен)
Каким изобразил его Крылов?(щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)
Итак, в речи Волка лицемерие, лесть, заискивание. Как Волк объяснил свое появление на псарне? Подтвердить текстом, чтение речи Волка. (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я , ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)
Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь?(Не верит ему)
Что можно сказать о Ловчем? О качествах его характера?(Он много повидал и не верит волку , видя его притворство.)
Как сам автор относится к Волку и Ловчему? Согласен ли автор с мнением Ловчего?(Крылов во всем согласен с Ловчим, помогает понять и разоблачить Волка).
Какой вывод можно сделать? Какова мораль данной басни ? Запись в тетрадь: басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде .Разве можно верить хищнику? Мораль в последних словах Ловчего.
Кто не ответил ни на 1 вопрос и не получил жетон, есть еще одна возможность на анализе второй басни « Ворона и лисица» Вопросы после пересказа уч-ся и его оценки:
Найдите, где в тексте басни спряталась мораль .В чём её смысл?
Что заставляет Лисицу так унижаться , чтобы попробовать сыр?(Лисицу сыр пленил)
Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение?(лесть, хвалебные речи)
В чем заключается глупость Вороны?(У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкая на сладкие слова « вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье спёрло»).
Можно ли сказать , что Лиса издевается над Вороной?(Лиса преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр .Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей –правда.)
В чём смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценить свои способности, возможности.)
Какова мораль басни? Вывод в тетрадь: Крылов дает возможность понять , что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна (« …лесть гнусна, вредна».)
Что высмеивает(олицетворяется) в этих баснях(общий вывод по басням)?
Подведение итога урока. Что нового узнали сегодня на уроке? Чему нас учат басни? Где нам это может пригодиться в жизни? Что такое басня? Мораль? Аллегория? Олицетворение?
Оценивание учащихся по критериям:
Полнота и глубина ответа;
Приведение собственного суждения, мнения , точки зрения;
Работа в группах. Игра « Кто лучше знает Крылова И .А.»
1Каждой группе выдается заранее подготовленный текст известной им басни. Задача учащихся- вписать недостающие слова или предложения.
2 Каждая группа показывает заранее подготовленную инсценировку басни. Учащиеся поясняют значение морали каждой из басен; напоминают, что басня состоит из 2-х частей: рассказа и морали; также сообщают, что басня может быть написана прозой; ее героями могут быть люди.
Игра « Копилка крылатых слов и выражений»( вошедших в язык из произведений Крылова)
1 «Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши».
2 «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было».
3 «Сыр выпал- с ним была плутовка такова»
Можно продемонстрировать иллюстрации из басен , задача уч-ся назвать басню и художника.
Задания в виде кроссворда. Проверим полученные вами знания (проверь себя) отгадав кроссворд.
а)Человек , пишущий басни.(Баснописец).
б)Вид литературного произведения.(Басня)
в)Известный русский баснописец.(Крвлов).
Г) перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.(Олицетворения)
Д) Весёлая добродушная насмешка.(Юмор)
Е) Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.(Аллегория).