kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Тема: «Стихотворение "Сага" А.Вознесенского», или «История одной любви», "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:                                                                                                                                 Познакомить  с  творчеством  поэта, его стихотворением;                                                                  Развивать логическое мышление, речь, творческие способности учащихся;                             Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся;               Воспитывать уважение к русской истории и культуре, к чувствам.                                                      Тип урока: интегрированный.                                                                                                               Приемы:  синквейн, кластер, беседа, слово учителя.                                                               Опережающее задание: сообщение учащегося (интересные факты из биографии А.Вознесенского).                                                                                                                    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация (слайдовый материал), раздаточный материал, музыкальное сопровождение (песня о Калифорнии, запись из рок- оперы « Юнона и Авось»).

  Ход урока:                                                                                                                                                                          1.  Орг. момент.                                                                                                                                                            2. «Мозговой штурм» (звучит песня о  Калифорнии).                                                                              Вы, наверное, удивлены тем, что я начала свой урок с  песни о Калифорнии? Но это необходимое  звено  нашего урока.                                                                                                           Работа в паре.                                                                                                                                          Вопросы и задания:                                                                                                                               А) Что вы знаете о Калифорнии? (Раздаются листочки с таблицей, в которой нужно заполнить две колонки).                                                                                                                                                           (Один из учеников заполняет таблицу, второй составляет синквейн  к слову «любовь»).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Тема: «Стихотворение "Сага" А.Вознесенского», или «История одной любви», " »

Тема: «Стихотворение "Сага" А.Вознесенского», или «История одной любви»,10 класс Цель урока: Познакомить с творчеством поэта, его стихотворением; Развивать логическое мышление, речь, творческие способности учащихся; Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; Воспитывать уважение к русской истории и культуре, к чувствам. Тип урока: интегрированный. Приемы: синквейн, кластер, беседа, слово учителя. Опережающее задание: сообщение учащегося (интересные факты из биографии А.Вознесенского). Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация (слайдовый материал), раздаточный материал, музыкальное сопровождение (песня о Калифорнии, запись из рок- оперы « Юнона и Авось»).

Ход урока: 1. Орг. момент. 2. «Мозговой штурм» (звучит песня о Калифорнии). Вы, наверное, удивлены тем, что я начала свой урок с песни о Калифорнии? Но это необходимое звено нашего урока. Работа в паре. Вопросы и задания: А) Что вы знаете о Калифорнии? (Раздаются листочки с таблицей, в которой нужно заполнить две колонки). (Один из учеников заполняет таблицу, второй составляет синквейн к слову «любовь»).

Знаю +

Хотел бы узнать?


Б) «Творческое задание». Составить синквейн на слово «Любовь».

( Второй ученик составляет синквейн).

(ответы зачитываются).

любовь любовь

нежная мудрая пылкая долгожданная

соединяет губит властвует покоряет умиротворяет движет

Любовь - высшее проявление духовной Любовь - великий шедевр жизни.

жизни человека.

жизнь спасение

3.Слово учителя. Итак, ответы зачитываются (учащиеся читают и сдают выполненные работы).

На интерактивной доске представлена карта штата Калифорнии.

Познакомьтесь с некоторыми фактами об этом штате.

Девиз штата «Эврика!»

Флаг Калифорнии

Крупнейший город Столица Сакраменто

Лос-Анджелес Калифорния.

Прозвище штата

Печать Калифорнии Образован

9 сентября 1850года «Золотой штат»

А что еще вы хотели бы узнать о Калифорнии? Почему на флаге изображен медведь? На берегу какого океана расположен штат? С какими штатами он граничит? Какие есть важные отрасли экономики? Почему у него такое прозвище? Это будет вашим первым домашним заданием.

4.Слово учителя. У каждого человека любовь неповторима, незабываема. Любовь может быть счастливой и несчастливой, взаимной и одинокой. Но поэты всегда с глубокой искренностью рассказывают о любви, которая всегда возвышала человека. Вспомните стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье», где поэт сравнивает свою возлюбленную, Анну Керн, с «гением чистой красоты», а композитор Глинка, впоследствии влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на эти стихи. ( Учащиеся зачитывают подготовленные цитаты и отрывки о любви). И в русской и советской поэзии огромное количество образцов любовной лирики. И каждый поэт сумел передать нам неисчислимое множество оттенков любовного чувства. В том числе и Андрей Вознесенский. Сообщение ученика о Вознесенском (в форме кластера).



















Это стихотворение было написано в 1976году. Что заставило его написать этот шедевр русской литературы, впоследствии ставший романсом? Возможно, это был просто порыв, а, может, и собственные душевные переживания . Стихотворение «Сага»- это образец верности, верности своему слову, своей клятве. Но прежде чем его прочитать, понять его, необходимо провести следующую работу.

Словарно-орфографическая работа (листочки со словами раздаются учащимся). Сага - древнескандинавское и древнеирландское поэтическое сказание Запруда- 1) простейшая плотина, обычно в виде насыпи, преграждающей течение реки. 2) запруженный водоем.

Безнадежный – 1) не дающий надежд на улучшение;

2)отсутствие надежды.

Разминемся- 1) разойтись в пути, не встретиться;

2) разойтись при встрече на дороге, не зацепив друг друга, не столкнувшись.

Командор-1)высшее звание в рыцарском ордене в средние века, а также лицо, имевшее это звание.

2) руководитель, распорядитель каких-нибудь спортивных соревнований.

Звучит романс из рок- оперы « Юнона и Авось».

САГА
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду,
Я тебя никогда не увижу».

Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться – плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.

И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.

И качнется с бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Вопросы и задания: Как вы думаете, почему так озаглавлено стихотворение? -В переводе «Сага» - это сказание. Значит, речь пойдет о влюбленных, возможно, у которых были прототипы. - Какой же предстает любовь в прозвучавшем стихотворении? -Она предстает грустной, печальной, уставшей. -Какой предстает героиня в этом стихотворении? - Она чуткая, кроткая, верная, с нежным сердцем. - Какие картины возникают при чтении стихотворения? ( Рассвет; босоногая девушка провожает своего любимого, долго смотрит ему вслед; вот машет ему косынкой, словно чувствует, что видит любимого в последний раз; ветер усиливается; вскоре в тумане исчезает силуэт дорогого ей человека). - Что привлекло ваше внимание в этом стихотворении или, иначе говоря, какие слова запомнились быстрее? - Неоднократно повторяющиеся строчки « Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу». -Как вы думаете, эти две фразы – главные? -Да, так как усиливается звучание, благодаря наречиям никогда и уже, которые указывают на окончательность, завершенность. - С помощью каких средств автор передает чувства и состояние героя? -Помогают нам понять его душевное состояние эпитеты и метафоры («безнадежные карие вишни», «эту воду в мурашках», «минимальным наше непониманье с тобою», «с пустотой неживою», «бессмысленной высью», «пара фраз, залетевших отсюда». -Почему автор употребил «карие вишни», описывая глаза любимой? -В литературе глаза-это зеркало души.
-Почему скупы художественные средства? - Главное в стихотворении - это переживания героя, его предчувствия разлуки, смерти.

-А как бы вы озаглавили это стихотворение?

-Каков внутренний сюжет?

1)Завязка-момент пробуждения: «Ты меня на рассвете разбудишь,/
проводить необутая выйдешь…»;

2)развитие действия - малейшая надежда на спасение:

«Заслонивши тебя от простуды,/

Я подумаю: «Боже всевышний!»;

3) кульминация – напрасно потраченные усилия:

«Даже если на землю вернемся/
мы вторично, согласно Гафизу,/
мы, конечно, с тобой разминемся/.
Я тебя никогда не увижу».

3) развязка - последствия душевного напряжения:

«И качнется с бессмысленной высью/
пара фраз, залетевших отсюда…».

-Определите тему, основной мотив.

- Прощание с любимой и родиной. Психология героя, душевные переживания, внутренняя жизнь персонажа, душевное состояние героя. - В стихотворении употреблены личные местоимения «ты», затем «мы » и «я». Почему они расположены в такой последовательности? - Это означает, что героев ничто больше не объединяет и у них нет будущего. - В стихотворении прослеживается нарастающая тревога, чувствуется какой-то надрыв, приближение надвигающейся смерти, бесполезность, бессмысленность. В этом помогают понять глаголы «выйдешь», « не забудешь», «не увидишь», «разминемся», «слезятся», а также имена прилагательные, несущие в себе отрицание «необутая», «безнадежные», «неживою», «бессмысленною». Отсутствуют глаголы множественного числа, которые передавали бы общность действий. - В произведении прослеживаются библейские мотивы. Найдите эти слова. - В первом четверостишии слово «рассвет», образованное от слова «свет», которое в свою очередь тождественно со словом «свят». Во втором герой обращается к богу со словами «Боже всевышний», к которому мы обращаемся в минуты сильного волнения, в минуты душевного расстройства, в минуты, когда даже надежда покидает нас. -Через все стихотворение проходят повторяющиеся мотивы холода и ветра, которые отражают состояние героев. Найдите их. - «Рассвет», «вода в мурашках», «простуда», «пустота», «пара фраз, залетевших отсюда». -Меняется ли тональность стихотворения? Покажите на примерах. - Да. Все сильнее нарастает тревога. 5.Слово учителя. Назовите влюбленных из истории литературы, которым не суждено было быть вместе. Соедините линиями.

Ромео Жибек

Меджнун Кебек

Енлик Джульетта

Козы-Корпеш Кончита

Толеген Лейли

Резанов Баян-сулу

- Какие два имени для вас оказались новыми? - Да, это Резанов, командор Резанов, и его возлюбленная Кончита. О них и повествует А.Вознесенский в своем шедевре «Сага».

Кончита и Николай Резанов

-Каким должен быть командор? -Смелым, решительным, умным, талантливым, патриотом своей Родины. -Правильно. Именно такими качествами обладал и Николай Резанов. Кстати, русские историки говорят, если бы Резанов вернулся и прожил еще дольше, Россия никогда бы не продала Аляску. А теперь вернемся к Калифорнии. Историческая справка. Слово учителя.

Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764-1807). Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

В своем последнем письме от 24 -26 января 1807 года своему свояку, директору РАК Михайло Булдакову Резанов так отзывается о своей калифорнийской невесте: «Из моего калифорнийского донесения не сочти меня, мой друг, ветреницей. Любовь моя у вас, в Невском под куском мрамора, а здесь – следствие ентузиазма (орфография Резанова.- Авт.) и очередная жертва отечеству. Контенсия мила, добра сердцем, любит меня, и я люблю ее и плачу, что нет ей места в сердце моем». Подобное замечание сделал в своем дневнике доктор Лангсдорф: «Все-таки надо отдать справедливость оберкамергеру фон Резанову, что при всех своих недостатках он все же отличается большими административными способностями. И не все человеческое ему чуждо. Можно было бы подумать, что он уже сразу влюбился в эту молодую испанскую красавицу. Однако, в виду присущей этому холодному человеку осмотрительности, осторожнее будет допустить, что он просто возымел на нее какие-то дипломатические виды».

Патриотизм заставил меня изнурить все силы мои;
я плавал по морям, как утка;
страдал от голода, холода, в то же время от обиды,
и еще вдвое от сердечных ран моих.

Н.П.Резанов - М.М. Булдакову
24-26 января 1807 года, Иркутск

-Почему Кончита осталась верна Резанову, своему долгу до конца своих дней?

- Они обручились, а обеты, принесенные перед алтарем, перед Богом, святы и нерушимы. - Какую героиню нам напоминает Кончита? -Машу Троекурову из повести А.С.Пушкина «Дубровского». Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо родилась 10 февраля 1791 года. По воспоминаниям современников, Кончита отличалась от других живостью и жизнерадостностью, своими воспламеняющими любовь глазами, белоснежной улыбкой, выразительными и приятными чертами, стройностью фигуры и природной добротой. Доктор Георг Лангсдорф, участник первого русского кругосветного путешествия и экспедиции в Калифорнию, натуралист и личный врач Резанова, так описывает ее в своем дневнике: «Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей. Таких красивых женщин можно сыскать лишь в Италии, Португалии или Испании, но и то очень редко». Всю свою жизнь донна Консепсьон посвятила благотворительности и обучению индейцев. В Новой Калифорнии ее называли La Beata (Благословенная). Ее тело было захоронено на кладбище монастыря, а в 1897 году перенесено на специальное кладбище Ордена Святого Доминика. «Консепсион оказалась не только внешне прекрасной, своевольной и страстной женщиной. Она оказалась сильной духом, способной вынести все с гордо поднятой головой и без жалоб и компромиссов прийти к своему горькому концу», - так напишет о первой красавице Калифорнии американский писатель Гектор Шевиньи в романе «The Lost Empire. The Life and Adventures of Nikolai Petrovich Rezanov».Консепсион оказалась не только внешне прекрасной, своевольной и страстной женщиной.Она оказалась сильной духом, способной вынести все с гордо поднятой головой и без жалоб и компромиссов прийти к своему горькому концу. Так написал о первой красавице Калифорнии американский писатель Гектор Шевиньи в романе «The Lost Empire. The Life and Adventures of Nikolai Petrovich Rezanov».

А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу. » Шериф Монтеррея развеял над могилой горсть земли с могилы Кончиты. Обратно увез горсть красноярской земли — для Кончиты. Итог урока: Сегодня вы были в роли путешественников, историков, географов и литературоведов. Но жизнь вам подарит еще одну роль - любить и быть любимым. Сможете ли вы понять, уберечь, спасти любовь, пронести это светлое чувство через всю жизнь - зависит только от вас самих. Надо ценить любовь и оберегать любимого человека. Надо дорожить каждой минутой, думая и заботясь о нем. И последним аккордом нашего урока будут слова из стихотворения А.Кочеткова « С любимыми не расставайтесь…», которые будут для вас в будущем, я надеюсь, С любимыми не расставайтесь, С любимыми не расставайтесь Всей кровью прорастайте в них. С любимыми навек прощайтесь, С любимыми навек прощайтесь, Когда уходите на миг.

Д/з: написать эссе « Любить -значит жить »









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Умарова Альбина Кулибаевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138724


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства