Творчество А.С.Пушкина изучается 5-10 классах. В 11 классе при изучении темы "Поэты "Серебряного"века" целесообразно вспомнить о перекличке веков...Урок по литературе "Мой Пушкин"рассчитан на 2 часа.Четыре группы обучающихся заранее приготовили материал о "своем"поэте, рассказали, как относились к творчеству А.С.Пушкина В.Брюсов, А.Ахматова,М.Цветаева, А.Блок. Объяснили, какое влияние на их творчество оказал А.С.Пушкин. На уроке звучат стихи этих поэтов и музыка известных композиторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе по теме"Мой Пушкин" »
Разработка урока по литературе в 11 классе.
Тема урока: «Мой Пушкин».
Учитель: Шабарчина Наталья Викторовна, МАОУ СОШ № 33 г. Тюмени
Цель урока:
1.Увидеть преемственность лучших традиций русской поэзии, то место, которое занимает в ней А.С.Пушкин.
2. Подчеркнуть индивидуальность творческой манеры и личности каждого из поэтов, их высочайшую культуру.
Оборудование:
1.Портреты А.С.Пушкина.
2.В качестве музыкальных заставок использованы произведения на стихи А.С.Пушкина.
*/Класс разделён на 4 группы, каждой поручено найти стихи и высказывания своего поэта о Пушкине, выбрать наиболее яркие фрагменты произведений о поэте/
Ход урока.
*/Звучит сюита для симфонического оркестра из балета «Медный всадник» Р.Глиэра «Гимн великому народу»/
Учитель: Один из зачинателей поэзии «серебряного века», поэт и философ В.С. Соловьёв: «Её (пушкинской поэзии) неподдельная красота была внутренне неразделима с добром и правдой». Гений Пушкина, обаяние личности, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на развитие литературы 19 века, вошедшей в историю как «золотой век» русской поэзии. Но и лучшие поэты серебряного века сформировались под влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателями Пушкина, многие внесли свою лепту в исследование его поэзии. Мы выбрали 4-х поэтов, в творчестве которых пушкинская тема занимает очень большое место. У каждого из них – свой Пушкин. Давайте попытаемся понять, чем была для них пушкинская поэзия, за что они любили и почитали Пушкина, какие грани их творчества выявились благодаря Пушкину.
*/На экране высвечивается портрет Брюсова В.Я. работы М.Врубеля/
*/Выступает 1-я группа участников композиции/
Ученик: «Выбери себе героя – догони его, обгони его» - говорил Суворов А.В. «Мой герой –Пушкин»- говорил Брюсов В.Я. Поэт, переводчик, прозаик, историк и теоретик литературы, он был крупнейшим пушкинистом начала 20-го века. Им опубликовано 82 работы, посвящённые Пушкину. Для него драгоценна каждая пушкинская строка. Послушайте, как вдохновенно он говорит о рукописях Пушкина: «По рукописям Пушкина мы можем следить, как постепенно вырастали в нём те образы, которые поражают, пленяют нас в его произведениях, а попутно видим бесконечные богатства других образов и мыслей, которым не суждено было воплотиться в законченном поэтическом создании». В июле 1912 года, в период напряжённой работы над рукописями Пушкина, им написано стихотворение «Памятник», перекликающееся с пушкинским.
Ученик: Брюсову не удалось превзойти своего героя, его поэзия всё-таки слишком рациональна, недаром он восхищался совершенством стихотворной техники у Пушкина, но, постигая тайны Пушкинской поэзии, Брюсов лучше осознавал самого себя. Высшее наградой для Брюсова –поэта можно считать оценку Александра Блока: «Ясно, что он «рукоположён» Пушкиным, это поэт «пушкинской плеяды».
*/Выступает 2-я группа участников композиции/
Ученик: У Цветаевой тоже есть книга «Мой Пушкин», своеобразный мемуарный очерк, созданный поэтессой в расцвете творческих сил. Это великолепная, свободно льющаяся лирическая проза, афористичная и живая, рассказ о том, как девочка, которой суждено было стать в будущем великим поэтом, открывала для себя Пушкина, постепенно познавая его трагическую судьбу, его поэзию. Важное место в очерке занимает рассказ о постижении ребенком пушкинской элегии «К морю».
*/Ученик читает стихотворение Пушкина «К морю»/
*/Следует комментарий этого стихотворения из очерка Цветаевой/
Ученик: Цветаева много сделала для того, чтобы Пушкина узнали во Франции. В 1936 году, в канун 100-летней годовщины со дня гибели Пушкина, поэтесса переводит многие его стихи на французский язык. В своих переводах Цветаева достигла блестящего мастерства.
*/Ученик читает стихотворение Цветаевой «Станок»/
Ученик: Цветаева провозглашает своё кровное, нерасторжимое родство с Пушкиным, родство по ремеслу и вдохновению. Главное для Цветаевой – независимость, непокорство, бунтарство, бесконечная преданность поэзии как Делу Жизни.
*/Звучит фрагмент из «Поэмы экстаза» А.Скрябина, на экране высвечивается портрет Ахматовой А.А. работы К. Петрова-Водкина.
*/Выступает 3-я группа участников композиции/
Ученик: Поэт О.Мандельштам сказал: «Пушкин и Скрябин – два превращения одного солнца, два перебоя одного сердца», а А.Ахматова назвала стихи Пушкина золотыми. В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин занимал особое место. Она росла и училась в Царском Селе, здесь были написаны многие стихи, вот одно из них.
*/Ученик читает стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям…»/
Ученик: У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова.
*/На экране высвечивается фотография фонтана П.Соколова «Девушка с кувшином»/
*/Звучит хор П.И.Чайковского на слова стихотворения Пушкина «Вакхическая песня». На экране высвечивается портрет А. Блока работы Ю. Анненкова./
*/Выступает 4-я группа участников композиции/
Ученик: Пушкин для Блока – это не только неизмеримое по своему значению явление русской литературы, её высочайшая вершина и непреходящая слава, но и огромное событие личной жизни…
Пушкинскими сказками сопровождалось детство поэта. Для Блока Пушкин – воплощение мировой гармонии и высокой человечности. Последнее стихотворение Блока датировано 11 февраля 1921 года, оно посвящено Пушкину и называется «Пушкинскому дому».
*/Ученик читает стихотворение Блока/
Ученик: Перед глазами встаёт пушкинский и блоковский Петербург, юность, мечты, любовь. И понимаешь, что для Блока Пушкин – духовная опора и учитель. Творческий путь Александра Блока завершился прощанием с Пушкиным.
На пушкинском вечере в Петроградском Доме литераторов произнёс речь другой талантливый поэт Владислав Ходосевич, известный пушкинист. Словами из этой речи хочется завершить урок о перекличке Пушкина и поэтов «серебряного века», достойных преемников пушкинской Музы. «Наше самое драгоценное достояние, нашу любовь к Пушкину, как горсть благовонной травы, мы бросаем в огонь треножника. И она сгорит. О, никогда не порвётся кровная, неизбывная связь русской культуры с Пушкиным».
*/Звучит фрагмент сюиты Г.Свиридова из музыки к фильму «Метель»/