kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе по теме"Мой Пушкин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество А.С.Пушкина изучается 5-10 классах. В 11 классе при изучении темы "Поэты "Серебряного"века" целесообразно вспомнить о перекличке веков...Урок по литературе "Мой Пушкин"рассчитан на 2 часа.Четыре группы обучающихся заранее приготовили материал о "своем"поэте, рассказали, как относились к творчеству А.С.Пушкина В.Брюсов, А.Ахматова,М.Цветаева, А.Блок. Объяснили, какое влияние на их творчество оказал А.С.Пушкин. На уроке звучат стихи этих поэтов и музыка известных композиторов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе по теме"Мой Пушкин" »

Разработка урока по литературе в 11 классе.

Тема урока: «Мой Пушкин».

Учитель: Шабарчина Наталья Викторовна, МАОУ СОШ № 33 г. Тюмени


Цель урока:

1.Увидеть преемственность лучших традиций русской поэзии, то место, которое занимает в ней А.С.Пушкин.

2. Подчеркнуть индивидуальность творческой манеры и личности каждого из поэтов, их высочайшую культуру.

Оборудование:

1.Портреты А.С.Пушкина.

2.В качестве музыкальных заставок использованы произведения на стихи А.С.Пушкина.

*/Класс разделён на 4 группы, каждой поручено найти стихи и высказывания своего поэта о Пушкине, выбрать наиболее яркие фрагменты произведений о поэте/

Ход урока.

*/Звучит сюита для симфонического оркестра из балета «Медный всадник» Р.Глиэра «Гимн великому народу»/

Ученик читает стихотворение Пушкина А.С. «Памятник».

Учитель: Один из зачинателей поэзии «серебряного века», поэт и философ В.С. Соловьёв: «Её (пушкинской поэзии) неподдельная красота была внутренне неразделима с добром и правдой». Гений Пушкина, обаяние личности, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на развитие литературы 19 века, вошедшей в историю как «золотой век» русской поэзии. Но и лучшие поэты серебряного века сформировались под влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателями Пушкина, многие внесли свою лепту в исследование его поэзии. Мы выбрали 4-х поэтов, в творчестве которых пушкинская тема занимает очень большое место. У каждого из них – свой Пушкин. Давайте попытаемся понять, чем была для них пушкинская поэзия, за что они любили и почитали Пушкина, какие грани их творчества выявились благодаря Пушкину.

*/На экране высвечивается портрет Брюсова В.Я. работы М.Врубеля/

*/Выступает 1-я группа участников композиции/

Ученик: «Выбери себе героя – догони его, обгони его» - говорил Суворов А.В. «Мой герой –Пушкин»- говорил Брюсов В.Я. Поэт, переводчик, прозаик, историк и теоретик литературы, он был крупнейшим пушкинистом начала 20-го века. Им опубликовано 82 работы, посвящённые Пушкину. Для него драгоценна каждая пушкинская строка. Послушайте, как вдохновенно он говорит о рукописях Пушкина: «По рукописям Пушкина мы можем следить, как постепенно вырастали в нём те образы, которые поражают, пленяют нас в его произведениях, а попутно видим бесконечные богатства других образов и мыслей, которым не суждено было воплотиться в законченном поэтическом создании». В июле 1912 года, в период напряжённой работы над рукописями Пушкина, им написано стихотворение «Памятник», перекликающееся с пушкинским.

*/Ученик читает стихотворение Брюсова «Памятник» /

Ученик: Брюсову не удалось превзойти своего героя, его поэзия всё-таки слишком рациональна, недаром он восхищался совершенством стихотворной техники у Пушкина, но, постигая тайны Пушкинской поэзии, Брюсов лучше осознавал самого себя. Высшее наградой для Брюсова –поэта можно считать оценку Александра Блока: «Ясно, что он «рукоположён» Пушкиным, это поэт «пушкинской плеяды».

*/Выступает 2-я группа участников композиции/

Ученик: У Цветаевой тоже есть книга «Мой Пушкин», своеобразный мемуарный очерк, созданный поэтессой в расцвете творческих сил. Это великолепная, свободно льющаяся лирическая проза, афористичная и живая, рассказ о том, как девочка, которой суждено было стать в будущем великим поэтом, открывала для себя Пушкина, постепенно познавая его трагическую судьбу, его поэзию. Важное место в очерке занимает рассказ о постижении ребенком пушкинской элегии «К морю».

*/Ученик читает стихотворение Пушкина «К морю»/

*/Следует комментарий этого стихотворения из очерка Цветаевой/

Ученик: Цветаева много сделала для того, чтобы Пушкина узнали во Франции. В 1936 году, в канун 100-летней годовщины со дня гибели Пушкина, поэтесса переводит многие его стихи на французский язык. В своих переводах Цветаева достигла блестящего мастерства.

*/Ученик читает стихотворение Цветаевой «Станок»/

Ученик: Цветаева провозглашает своё кровное, нерасторжимое родство с Пушкиным, родство по ремеслу и вдохновению. Главное для Цветаевой – независимость, непокорство, бунтарство, бесконечная преданность поэзии как Делу Жизни.

*/Звучит фрагмент из «Поэмы экстаза» А.Скрябина, на экране высвечивается портрет Ахматовой А.А. работы К. Петрова-Водкина.

*/Выступает 3-я группа участников композиции/

Ученик: Поэт О.Мандельштам сказал: «Пушкин и Скрябин – два превращения одного солнца, два перебоя одного сердца», а А.Ахматова назвала стихи Пушкина золотыми. В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин занимал особое место. Она росла и училась в Царском Селе, здесь были написаны многие стихи, вот одно из них.

*/Ученик читает стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям…»/

Ученик: У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова.

*/На экране высвечивается фотография фонтана П.Соколова «Девушка с кувшином»/

*/Ученик читает стихотворение Пушкина «Царскосельская статуя»/

Ученик: В 1916 году об этом фонтане напишет стихотворение молодая поэтесса Анна Ахматова.

*/Ученик читает стихотворение Ахматовой «Царскосельская статуя»/

*/Ученик анализирует стихи Пушкина и Ахматовой/

*/Звучит хор П.И.Чайковского на слова стихотворения Пушкина «Вакхическая песня». На экране высвечивается портрет А. Блока работы Ю. Анненкова./

*/Выступает 4-я группа участников композиции/

Ученик: Пушкин для Блока – это не только неизмеримое по своему значению явление русской литературы, её высочайшая вершина и непреходящая слава, но и огромное событие личной жизни…

Пушкинскими сказками сопровождалось детство поэта. Для Блока Пушкин – воплощение мировой гармонии и высокой человечности. Последнее стихотворение Блока датировано 11 февраля 1921 года, оно посвящено Пушкину и называется «Пушкинскому дому».

*/Ученик читает стихотворение Блока/

Ученик: Перед глазами встаёт пушкинский и блоковский Петербург, юность, мечты, любовь. И понимаешь, что для Блока Пушкин – духовная опора и учитель. Творческий путь Александра Блока завершился прощанием с Пушкиным.

На пушкинском вечере в Петроградском Доме литераторов произнёс речь другой талантливый поэт Владислав Ходосевич, известный пушкинист. Словами из этой речи хочется завершить урок о перекличке Пушкина и поэтов «серебряного века», достойных преемников пушкинской Музы. «Наше самое драгоценное достояние, нашу любовь к Пушкину, как горсть благовонной травы, мы бросаем в огонь треножника. И она сгорит. О, никогда не порвётся кровная, неизбывная связь русской культуры с Пушкиным».

*/Звучит фрагмент сюиты Г.Свиридова из музыки к фильму «Метель»/


2014 год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока по литературе по теме"Мой Пушкин"

Автор: Шабарчина Наталья Викторовна

Дата: 20.12.2014

Номер свидетельства: 146030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства