Конспект урока по литературе по рассказу Б. Екимова "Ночь исцеления".
Конспект урока по литературе по рассказу Б. Екимова "Ночь исцеления".
Тема урока: «Война- такое зло, что не бывает совсем не пострадавших от войны…» (по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления».
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Б.Екимова « Ночь исцеления»; продолжить обучение анализу литературного произведения; развивать навыки самостоятельного анализа, сопоставления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе по рассказу Б. Екимова "Ночь исцеления". »
11 класс
Тема урока: «Война- такое зло, что не бывает совсем не пострадавших от войны…» (по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления».
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Б.Екимова « Ночь исцеления»; продолжить обучение анализу литературного произведения; развивать навыки самостоятельного анализа, сопоставления.
Подготовительная работа.
Перед прочтением рассказов учащимся были даны вопросы анкеты:
- Чем интересен для вас данный рассказ?
- Что показалось необычным: герои, ситуации, манера изложения?
- Все ли было понятно? Какие вопросы возникали при чтении?
- Какие проблемы были подняты авторам?
- Какие чувства вызвали эти герои рассказа?
После обработки этой небольшой анкеты учащимся дается задание по группам.
1-я группа – готовит презентацию о русском прозаике, публицисте Борисе Екимове.
2-я группа – работает над составлением таблицы-сравнения детей и внука бабы Дуни. (сами учащиеся должны найти критерии сравнения).
3-я группа – ищет ключевые слова рассказа.
4-я группа - выписывает непонятные слова.
Ход урока
В качестве названия темы урока была взята строка из стихотворения Н.Стручковой «Война - такое зло, что не бывает совсем не пострадавших от войны…» Урок начался с презентации, рассказывающей о жизни и творчестве Б.П. Екимова.( подготовила первая группа учащихся) Учитель заостряет внимание учащихся на таком аспекте, как жанр рассказа в творчестве волгоградского писателя. Павел Басинский назвал Б.П.Екимова «первоклассным русским рассказчиком». Владимир Васильев в статье «Высота Б.Екимова» писал, что в произведениях писателя «находят художественное выражение благороднейшие чувства и порывы человеческого чувства». В статье Н. Б. Ивановой «Испытание правдой» мы читаем следующее: «Давая выговориться самой жизни…, Борис Екимов не оценивает прямо поступки и действия героев. Оценку должен вынес сам читатель». Валерий Сердюченко в статье «Русская литература на рубеже третьего тысячелетия» отмечает «нравственную чистоту авторской позиции и, что главное, изобразительный талант» писателя. В центре рассказа Екимова всегда находится Человек, писателя интересует его внутренний мир, процессы, происходящие в его душе, иными словами, момент самоопределения (становления) личности. Излюбленным объектом художественного и психологического исследования для писателя являются самые обыкновенные люди, чаще всего деревенские жители, его земляки. Внимательный наблюдатель и тонкий психолог – знаток человеческих душ, Б. Екимов умеет показать в своих произведениях «необычность судьбы обыкновенного человека», его нравственную силу, проявляющуюся не в словах, а в поступках, в работе. С особой теплотой создает писатель образы стариков и детей, намеренно сближая их в рассказах, что также становится одним из способов выражения авторской позиции.
1этап.
Сегодня мы обращаемся к одному из рассказов Б.Екимова «Ночь исцеления».
- Какие впечатления, ощущения, настроения возникли у вас после прочтения рассказа? Как вы их прокомментируете? На что вы обратите особое внимание? Какие вопросы у вас возникли при чтении?
-Подтвердите или опровергните слова писателя о том, что взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.
-Рассказ называется «Ночь исцеления». Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
-выздоровление, излечение;
-восстановление здоровья;
-возвращение к жизни;
-воскрешение, очищение, прозрение (духовное), обретение здоровья души.
-В каком контексте дается оно в рассказе? ( Высокое слово «исцеление» звучит лишь в самом финале, соединяя в себе и надежду на избавление старой женщины от одиночества, и веру в торжество доброго начала в детской душе как залог победы добра над злом: «И придет исцеление». )
2 этап
-Прав ли автор, говоря о бабушке Дуне «одинокая»?
У неё есть родные, он не прав. Он прав: она живёт обособленно,
Они о ней заботятся, любят её. Одна, т.к. родные её избегают.
-Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Обратили внимание на употребление слов «одна» – «одинокая» – «одиночество».
-Какой вы представляете себе жизнь главной героини во время войны?
Вторая группа учащихся работала над составлением таблицы - сравнения детей и внука бабы Дуни. ( выписать цитаты из текста, сформулировать краткие выводы)
Дети
Внук
1. Поддерживают ли они бабу Дуню?
“свили гнезда в городе”;
“наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;
“И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.
Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.
“... в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские
Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.
2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?
“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно..
Ей очень не хватает детей.
“Внук приехал... А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты... И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.
С приездом внука она преображалась.
3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?
“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь... С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.
Приезд матери им в тягость.
На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы...”.
Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.
4. В чем проявляется их забота?
“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.
Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.
“Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах...” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “... это только снится, или это было?”
Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.
5. Как успокаивали бабу Дуню?
“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: "“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.
Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.
“...опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково...”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме...”. “... настойчиво повторял” слова.
Гриша не кричит, а действует с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ
6. Как относятся к прошлому?
“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.
Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца
“Слезы катились и катились... Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать..."
Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.
В результате проведенного сопоставительного анализа учащиеся пришли к выводу, что Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа.
После работы над сравнением героев ребятам было предложено задание: соотнести высказывание Ф.М.Достоевского «Душа исцеляется рядом с детьми» и высказывание героя рассказа Б.Екимова «Солонич» «Дети-«живые души» с содержанием рассказа «Ночь исцеления». Учащиеся отмечают, что именно дети, «живы души», и есть добрые, чуткие существа, способные воспринимать жизнь во всей полноте ее радостей и горестей. Ребенок способен на настоящий подвиг и почти на чудо как герой рассказа «Ночь исцеления», который излечивает свою бабушку от тяжелых военных воспоминаний.
- Как переживает, что чувствует Гриша в ночь исцеления? (цитаты из текста)
1) «Про бабушку думать было больно»
2)в душе что-то теплело, что-то жгло и жгло
3)«Сердце мальчика облилось жалостью»
4) «Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё…»
- Кого еще жалел мальчик? (Того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали).
- Какое ключевое слово повторяется? (сердце)
- Что символизирует мотив сердца? (Душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие)
— Можно ли утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука? Докажите.
Работа над выбором ключевых слов рассказа( сообщение учащихся 3 группы)
Ключевые слова рассказа:
Исцеление сердце сон боль ночь слезы
Выбор ключевых слов рассказа ребята объясняли следующим образом:
-Слезы бабы Дуни- ее боль, трагедия жизни, тяжелые воспоминания, а слезы Гриши- очищение его души, преображение сердца.
- Ключевым будет слово «сон», именно ночью, во сне, происходит исцеление бабушки, тревожные сны ее отпускают. Сначала крики бабушки не слишком занимают мысли Гриши: « Сплю мертвым сном, ничего не слышу». Позже Гриша очнулся ото сна, стал чутким и отзывчивым , уже не может уснуть. Сон стал для внука собственной болью.
-Ключевое слово «ночь», ночь ассоциируется с тайной, которую способен открыть, разгадать не каждый. Ночь способна зажечь, открыть тайну. Ночь – время, отведённое для сна. Это период, за который можно многое изменить, это грань между прошлым, будущим, настоящим. Таким образом, для Гриши- ночь – время познания себя, тайн жизни, возможность прислушаться в тишине к особенному миру, к себе.
Словом-концептом учащиеся назвали слово сердце, приведя в качестве примеров фразеологизмы «принимать близко к сердцу», «от всего сердца», «каменное сердце», «сердце кровью обливается», пословицы и поговорки «сердце сердцу весть подает», «у сердца есть уши», «чует сердце и друга, и недруга».
-Найдите в рассказе символические образы. Какова их роль в рассказе? (зима, снег, ночь, луна)
(Зима – мёртвое время в природе – война несёт смерть – ночь – тёмное и страшное время – ужасы войны ночью.)
Цвета контрастные: чёрный и белый.
Чёрный – горе, страданье, болезнь.
Белый – снег и свет луны – спасительный луч, освещающий путь к исцелению)
Финал рассказа.
- Как вы понимаете смысл последних слов рассказа: « Нужно делать и молчать. И придет исцеление»? ( Гриша принимает решение не говорить бабушке о том, что произошло ночью, возможно, он понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться, не исцелиться). Ребята обратили внимание на значение имени главного героя , Григорий в переводе с греческого означает «бдить, бодрствовать, бодрствующий, неспящий». Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением, и Гриша готов к этому, каждую ночь «делать и молчать», готов бодрствовать, готов исцелять бабушку.
V. Домашнее задание:
1. Написатьсочинение – миниатюру «В чем заключается смысл названия рассказа «Ночь исцеления»?