kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Плюшкин - "прореха на человечестве"? (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по литерауре в 9 классе тему: "Плюшкин - "прореха на человечестве"? (по поэме Н.В. Гоголя  "Мертвые души"). Тип урока - комбинированный. План-конспект содержит подробное описание всех этапов урока, а также деятельность учителя и учеников на уроке, включая формы и методы работы, вопросы и ответы на них и т.п. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Плюшкин - "прореха на человечестве"? (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")" »


Тема урока: Плюшкин - “прореха на человечестве”? (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»).

Цели:1. Образовательные:

  • раскрыть образ Плюшкина;

  • показать значение образа Плюшкина в поэме;

  • рассмотреть особенности построения главы, посвященной Плюшкину;

  • цель автора и ее реализация;

  • авторское отношение к герою.

2.Развивающие:

  • навыки мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение);

  • навыки монологической речи, ведения диалога;

  • внимательное чтение.

3. Воспитательные:

  • мысль о духовном возрождении человека;

  • внимание к собственной душе.

Оборудование:

  • портрет Плюшкина;

  • карточки с вопросами (вопросы были даны в качестве домашнего задания).




Ход урока.


1. (1 мин.)

Орг. момент.




2.Объявление темы и целей урока.

(2– 3 мин.)












3. Обращение к портрету

(2 мин.)















4.Проверка дом. задания.

(5–7мин.)






5. Беседа с классом по вопросам и по плану (ученики должны были составить план к образу Плюшкина).

(15–20мин.)

- Мы продолжаем изучение поэмы “Мертвые души”. Но сегодняшний урок мы начнем не совсем традиционно: не с шестой главы, которая была задана вам на дом, а с конца пятой (зачитывается отрывок из текста:

“- А заплатанной, заплатанной! - вскрикнул мужик.

Было им прибавлено и существительное к слову “заплатанной”, очень удачное, но неупотребительное в светском разговоре, а потому мы его пропустим. Впрочем, можно догадываться, что оно выражено было очень метко, потому что Чичиков, хотя мужик давно уже пропал из виду и много уехали вперед, однако ж все еще усмехался, сидя в бричке”).

- Как вы думаете, о ком говорят мужики Чичикову?

- О Плюшкине1.

- Верно. Именно ему, последнему в галерее помещиков, мы и посвятим сегодняшний урок. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. Тема урока: Плюшкин - “прореха на человечестве”? Цели нашего урока: см. выше.

(на доске записана тема и висит портрет Плюшкина).

- Посмотрите внимательно на доску! Перед вами – портрет Плюшкина. Именно таким он предстал перед Чичиковым. Как он выглядит? С кем его можно сравнить?

- Он одет в рваный халат, на голове повязан непонятный платок. Скорченный, небритый, с торчащими в разные стороны волосками, со связкой ключей, он напоминает нищего. И если бы Чичиков встретил его у церкви, то подал бы ему медный грош.

- “Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик. У этого помещика была тысяча с лишком душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба, зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушили загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной”. Возникает противоречие: самый богатый помещик выглядит, как нищий. Что же могло произойти, чтобы богатый хозяин превратился в “съежившегося старичишку”? Кто виноват в этом? Давайте послушаем рассказ Плюшкина о себе.

(к доске выходит ученик и рассказывает историю жизни Плюшкина от первого лица. Это было домашним заданием).


в это время учитель раздает на парты карточки с вопросами. Таким образом, дальнейшая беседа будет проводиться с классом, разделенным на мини-группы


-Итак, каким же был Плюшкин когда-то?

-Он был “бережливым хозяином” и хорошим семьянином. К ним часто заезжали гости. Окна дома всегда были открыты. Сам Плюшкин был всегда опрятно одет. В его “глазах был виден ум”. Но после смерти жены “часть мелких забот перешла к нему”; он стал “подозрительнее и скупее”. А когда его бросили и дети, он стал совсем одиноким. “Человеческие чувства ... мелели ежеминутно” и Плюшкин в конце концов превратился в “прореху на человечестве”.



-Да, все, кажется, было хорошо. Но мы видим, в кого Плюшкин превратился к 70-ти годам. Только ли внешние обстоятельства (смерть жены, измена детей, одиночество и т. д.) стали причиной деградации личности? А может, есть в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя?


-Плюшкин сравнивается с пауком: “...везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал, хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины”, что свидетельствует о бездуховности героя (вспомним, почти все помещики так или иначе ассоциируются у нас с животным миром: Коробочка – со свиньями и курами, Ноздрев – с собаками, Собакевич – со средней величины медведем). Писатель завершает свой рассказ о прошлом Плюшкина словами: “...подобное явление редко попадается на Руси...”. “Паук”, “явление” - эти сравнения говорят о мертвенности натуры героя.

-Совершенно верно. Более того, вспомним, какой эпитет постоянно присутствует при описании лица Плюшкина?

-Лицо Плюшкина Гоголь прямо называет “деревянным”, хоть и скользит однажды на нем “теплый луч – бледное отражение чувства”.



-Действительно, “деревянное лицо” - опять же признак бездушия героя. Но мы видели, что раньше он заботился о своем хозяйстве, жене, нежно любил детей. А значит, у него была душа. Куда же она делась и делась ли? Давайте посмотрим на настоящего Плюшкина. Какой он? Какими художественными средствами Гоголь характеризует своего героя? Начнем, вслед за Гоголем, с описания усадьбы и дома Плюшкина.

-Это “обширное село со множеством изб и улиц”. “Какую-то особенную ветхость заметил он [Чичиков] на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето... Окна в избенках были без стекол, ... покосились и почернели”.

  • О чем это свидетельствует? Сравните с описанием усадеб других помещиков.

  • В имении Манилова нас поразили нелепые претензии на изящество, в доме Коробочки – стремление отгородиться от мира и бережливость, в имении Ноздрева – разорение, у Собакевича – медвежья неуклюжесть и прочность вещей, в имении же Плюшкина прежде всего бросается в глаза обширность (а значит, недавнее богатство) имения и одновременно ветхость, опустошение, что говорит не в пользу своего хозяина: он не заботится о своих крестьянах, экономит на них. Экономия перешла в скупость.

-А как характеризует Плюшкина его дом? С чем сравнивает его Гоголь и почему?

-Таким же заброшенным и ветхим выглядит и дом Плюшкина, который Гоголь называет “дряхлым инвалидом” и сравнивает со “странным зáмком”.

-На что указывает это сравнение? Вспомним, зáмок – это принадлежность какой эпохи?

амки существовали в рыцарскую эпоху (Средневековье). В сравнении проявляется ирония автора: рыцарские времена прошли. Нет ничего, что оживляло бы эту картину – здесь всё словно вымерло.

-Верно. Посмотрите, Гоголь, начиная описание плюшкинского дома, называет его “странным зáмком”, а заканчивает описание символической деталью: на глухо запертых воротах висит...

-“замóк -исполин”.


-О чем это свидетельствует?

-О подозрительности хозяина.

-А еще, посмотрите: зáмок превратился в замóк, наглухо заперший все живое в доме и мире Плюшкина.


- Давайте обратим внимание на фамилию героя. От какого слова она образована и на что указывает?

-Плюшкин

-И эта искаженность так велика, что даже проницательный Чичиков “долго не мог распознать, какого пола была фигура, баба или мужик”. “Фигура”- что-то неопределенное; это свидетельствует о стирании даже элементарных человеческих качеств героя.



- Итак, мы вступаем вместе с Чичиковым в дом Плюшкина. Что же мы видим в комнате помещика?

-Говоря о комнате Плюшкина, гоголь опять же подчеркивает запустение и дух смерти. В доме Плюшкина темно, пыльно, на Чичикова подуло холодом, как из погреба. Во всем беспорядок, а в углу комнаты куча хлама, из которой торчит кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Жизнь умерла в том доме: “ Никак нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо”. А остановившиеся часы – признак того, что в доме Плюшкина умерло время, остановилась жизнь,а значит, нет и развития(духовного).

-Действительно, когда Чичиков вошел в комнату, он заметил “часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину”. Вспомним сравнение Плюшкина с пауком: паук запутался в своей паутине – и жизнь остановилась вокруг него, умерло время. Владелец тысячи крепостных душ, одержимый страстью бессмысленного накопительства, стал нищим. Скупость превратилась в расточительство.



- А как же выглядит Плюшкин? Прочитайте и прокомментируйте описание его портрета.

-“Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков. Один подбородок только выступал далеко вперед;... маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши... Гораздо замечательнее был наряд его: ... нельзя докопаться, из чего состряпан его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть;... назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага... На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук”. Таким образом, Плюшкин внешне никак не походил на богатого помещика, скорее на нищего.

  • Какая деталь в портрете является особенно значимой и почему?

Это описание его глаз. Глаза – зеркало души (у Коробочки, например, нет описания глаз, что свидетельствует о ее бездуховности). Таким образом, у Плюшкина еще сохранилось какое-то подобие души. Но эта деталь подчеркивает не человеческую живость, а скорее животную. Сравнение глаз с мышами указывает на бойкую юркость и подозрительность Плюшкина.


-А какая деталь постоянно сопровождает характеристику Плюшкина?

-Прореха. Сначала это прореха на его одежде, а потом она превращается в метафорический символ - “прореху на человечестве”.

-Как вы понимаете выражение “прореха на человечестве”?

-То есть пустое место, дыра. Человека как такого уже нет. В нем умерло все живое, духовное. Человеческие чувства, которые “и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно” и превратились в конце концов в ничто.



-Чем же занимается Плюшкин? Как через описание его занятий Гоголь выходит на характеристику личности Плюшкина?

-“...Он ходил... каждый день по улицам своей деревни, ...и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, - всё тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу”. По сути, Плюшкин паразитирует на свете. Он ничем не занимается, а только тащит к себе ненужные вещи и подозревает всех в желании расхитить его добро. Даже в детях и внуках он видит врагов. Все это опять же говорит о непомерной скупости героя. Правда, он собирался попотчевать гостя чаем и рюмочкой ликерчика, но истинно счастлив был услышать, что гость уже и пил, и ел.

-Таким образом, что напоминает нам душа Плюшкина? Уж не ту ли гниющую, пыльную кучу в углу его комнаты?..



-А как Плюшкин реагирует на предложение Чичикова купить у него мертвые души?

-”Предложение, казалось, совершенно изумило Плюшкина”. Он решил, что гость сошел с ума, раз решил взять на себя чужие расходы на плату налога. Возможность не платить лишние деньги обрадовала Плюшкина, а потому он с легкостью согласился уступить души умерших крепостных Чичикову. Нужно заметить, что натура Плюшкина выявляется и в том, как он записывает своих крестьян: на бумажке мелким почерком опять же из экономии средств.




- Итак, мы вновь выявили духовное ничтожество помещика, как и в предыдущих главах. Но в отличие от других помещиков, Гоголь первый и единственный раз наделяет героя собственной биографией и историей жизни. Все помещики появляются на страницах “Мертвых душ “ уже с установившимися характерами, статично, и только Плюшкин эволюционирует (точнее, деградирует). Шестая глава, таким образом, превращается в своеобразный роман, где в центре изображения стоит история жизни одной личности. Почему? Для чего это нужно было Гоголю?

-Гоголь рассказывает историю жизни Плюшкина для того, чтобы показать причины его деградации.


-И, наверное, не только его, но и вообще причины утраты духовности в современном мире. Недаром Плюшкин – это последний помещик на пути Чичикова. А если мы вспомним замысел Гоголя, то эта мысль становится еще более ясной: показать всю Русь, народ, обличить зло и указать пути спасения. И каковы же эти причины?

-Внешние обстоятельства: смерть жены, эгоизм детей. Все заботы разом свалились на Плюшкина. В трудную минуту его все бросили.

-Только ли в этом причина духовной деградации личности? Вспомним, ведь для характеристики других помещиков Гоголь не прибегает к биографии, но мертвенность души показывает все равно. Обратите внимание на занятия помещиков.

-Все помещики заботятся о материальном благополучии или не заботятся ни о чем вообще. Все это приводит к пошлости, духовному ничтожеству в различных его проявлениях: бесплодные мечты (Манилов), вечное накопительство и скопидомство (Коробочка), распутство и азарт (Ноздрев), стремление отменно поесть (Собакевич) или скупость (Плюшкин). Причина духовного опустошения – безразличие к собственной душе.


-Но ставит ли Гоголь на Плюшкине точку, произносит ли окончательный приговор?

-Нет, Гоголь оставляет надежду на спасение. Неслучайно, на протяжении разговора Плюшкина с Чичиковым, Гоголь примечает, что на лице помещика мелькнуло какое-то подобие, “бледное отражение чувства” (когда Плюшкин вспоминает о своем товарище). Неслучайны и слова Плюшкина, сказанные на прощание Чичикову: “Прощайте, батюшка, да благословит вас Бог...” А вспомним о его желании подарить на радостях Чичикову часы, да потом одумался (скупость взяла верх).

-Совершенно верно. Обратите внимание на образ сада. Что он собою олицетворяет?

-“Старый, обширный... сад, ... заросший и заглохший, казалось один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении”. Сад нарисован как поединок жизни и смерти: все находится в запустении, но все же природа берет свое и не подчиняется усилиям человека, убившего в себе все живое. Именно это и рождает возможность просветления, воскрешения.



-А теперь обратим внимание на композицию главы: она начинается и заканчивается лирическим отступлением автора. “Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту...” “Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность...” Почему прежняя ирония автора вдруг сменилась равнодушием?

-Потому что увидел, что пошлости, бездуховности нет предела.

-Только ли поэтому? Вспомним причины сожжения второго тома “Мертвых душ”.

-Равнодушие стало результатом того, что пошлость автор увидел не только в окружающем мире, но и в себе самом.

-Прочитайте и прокомментируйте второе лирическое отступление.


-“Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!” Это лирическое отступление звучит как своеобразное предупреждение автора читателю.

6. Выводы (3 мин.)

-А теперь сделаем выводы. Письменно ответьте на вопрос, прозвучавший в качестве темы урока.

(через 2-3 минуты зачитывается 3-4 ответа)

-Итак, выявляя пошлость, духовное опустошение жизни, Гоголь не судит, не выносит окончательный приговор, а всегда оставляет надежду. Поэтому и ответить на вопрос “Плюшкин - “прореха на человечестве?” нельзя однозначно. Да, “прореха”, да, без души, олицетворение крайней степени скупости, но и одновременно и не лишенный обыкновенных человеческих порывов. Главная идея “Мертвых душ” - идея духовного возрождения падшего человека, “воскресение” его души – своеобразно реализована в занятиях Плюшкина. Он поднимает вещи на своем пути, а надо бы поднимать души, спасать их.

7. Домашнее задание (2 мин.)

1. Нарисовать гербы к помещикам.

2. Подготовиться к теме “Губернский город в поэме”: главы I, YII – X. Ответить на вопросы: а). Каким видится город NN в первой главе глазами Чичикова и глазами автора?

б). Характеристика чиновников (поYII – X главам);

в). Роль дамского общества;

г). Сопоставление провинциальной и столичной жизни;

д). Роль вставной новеллы “Повесть о капитане Копейкине”.

8. Итоги урока (2 мин.)

- Все сегодня отлично поработали! Оценки получают... К сожалению, звонок прерывает нашу встречу! До свидания!




Список использованной литературы:

  1. Гоголь Н. В. Мертвые души. М.: “ЭКСМО-ПРЕСС”, 1999. - 544с.

  2. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е., Фаткуллова В. А. Литература. 10 класс. Методические советы. /Под ред. В. И. Коровина. М.: Просвещение, 2002. - с. 75 – 89.

  3. Докусов А. М., Качурин М. Г. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” в школьном изучении. М.: Просвещение, 1982. - 192с.

  4. Ермилов В. Е. Н. В. Гоголь. М.: советский писатель, 1953. - 445с.

  5. Золотарева И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: “ВАКО”, 2001. - с. 154 – 166.

  6. Лебедев Ю. В. Русская литература. 10 класс: в 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2001. - с. 251 – 253.

  7. Маранцман В. Г. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 1992. - с. 301 – 302.

  8. Машинский С. “Мертвые души” Н. В. Гоголя. М.: Художественная литература, 1978.- 117с.

  9. Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н., Михеева Г. И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2002. - с. 299 – 301.


1 Курсивом выделены слова учеников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Безматерных Елена Игоревна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 189077


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства