kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе на тему "Тема малой родины в лирике поэта-земляка В.В.Кудрявцева".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературы реализуется в рамках регионального компонента. Предназначен для изучения творчества поэта-земляка В.В. Кудрявцева. Цель урока: выявить особенности изображения темы малой родины в лирике поэта-земляка. Оформление: фото писателя, презентация, выставка книг, музыкальный диск с песнями на стихи В.В.Кудрявцева, сборники книг. Урок построен по технологии РКМЧП.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему "Тема малой родины в лирике поэта-земляка В.В.Кудрявцева". »

Открытый урок по литературе

7-8 класс.

(Региональный компонент)

Учитель русского языка и литературы – Бузина Татьяна Константиновна,

МОУ Сумароковская основная общеобразовательная школа Сусанинского района Костромской области


Тема: Тема малой родины в лирике поэта-земляка В.В.Кудрявцева.

Цель: выявить особенности изображения темы малой родины в лирике поэта-земляка В.В.Кудрявцева.


Задачи:

Образовательные:

- продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта и писателя;

- выявить особенности художественного мира поэзии Кудрявцева;

- показать взаимовлияние и взаимопроникновение различных видов искусства, почувствовать их воздействие


Развивающие:

-развивать навыки анализа художественного произведения,

- стимулировать творческую и поисковую деятельность учащихся,

- развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения, критическое мышление.


Воспитательные:

– воспитывать любовь к родному краю, к чтению, воспитывать умение работать в группе, коммуникабельность;

- воспитывать интерес к литературе родного края;

- воспитывать умение выразить в словах и образах услышанное и прочувствованное;

- формировать духовные ценности и душевные качества личности.


Оформление: компьютер, фото писателя с презентацией, выставка книг, музыкальный диск с песнями на стихи В.В.Кудрявцева, сборники книг, листы для проведения рефлексии.

Урок построен по технологии РКМЧП.


Ход урока:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Надеюсь, на нашем уроке мы забудем о проблемах и неудачах и подарим друг другу пусть маленькую, но часть своего тепла. Это счастье человеческого общения, счастье взаимопонимания.

Итак, начинаем наш урок литературы.


  1. Стадия вызова. Формулировка темы урока, постановка целей урока.

Звучит стихотворение «Я родился в деревне Попово» (читает ученик, с222 сборник «Мы рубим дом», приложение №1)

- Кто автор этого стихотворения? Как оно называется?

- Как выдумаете, о чём пойдёт речь на уроке? (формулировка темы урока с записью на доске)

- Исходя из темы урока, сформулируем цель.


  1. Актуализация имеющихся знаний.

Синквейн на тему «Малая родина», какая она для меня. Обсуждение.


IV. Работа над новым материалом. Постановка проблемы.

- Прочитайте слова вологодского критика Валерия Дементьева. Он сказал:

«…Наша критика охотно и многоречиво любила рассуждать на тему о том, что современные литераторы и конкретно поэты «оторвались от корня», а посему не знают нашей действительности, не видят истинных героев…» (приложение №2)

-Анализируя творчество В.В.Кудрявцева, мы должны опровергнуть эту критику или согласиться с ней.


V. Стадия осмысления.

- Имя В.В.Кудрявцева для вас знакомо. Вспомните, что вы знаете об этом писателе. - Предлагаем вам посмотреть презентацию, которую подготовил к нашему уроку Загиров Руслан. Подумайте, что нового узнали о жизни нашего поэта-земляка.

Презентация (ученик, приложение №3)


VI. Интерпретация художественных текстов- стихов.

1. - Как вы думаете, почему за последние годы, несмотря на то, что В.В. живёт в Вологде, он старается приезжать к нам в Сумароково?

+ Здесь его родина, его тянет в родные места.

2. Работа в группах

- Я предлагаю проанализировать два стихотворения В.В.Кудрявцева: «Холм забвения с.110 «Мы рубим дом»- 1 группа,

«Светло и тихо у родных берёз…» Н.Осипову (приложение №4) – 2 группа

(ребята делятся на 2 группы и анализируют стихи по предложенному учителем плану)

Анализ (план анализа – приложение №5):

Взаимооценивание: 4 П: - полнота

- правильность

- последовательность

- примеры (приложение №6)

3.Проверка.

Каждая группа выразительно читает стихотворение, анализирует по плану, дополняет друг друга и оценивает.

– Если бы вы стали писать сочинение о нашей родине, какие художественные средства позаимствовали бы у автора

- Как сравнить эти стихи по настроению?


4.Вывод: Стихи о родине проникнуты грустью, поэт скорбит о потерянных годах, о людях, которые ушли из жизни (дед, бабушка, мать), о деревнях, стёртых с лица земли временем, о невозможности вернуться в прошлое. Он постоянно возвращается к своим корням, гордится тем, что вырос в крестьянской семье, считает, что истинные герои – это те, которые любят свою родину, трудятся во благо родины.

- Давайте вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока. Что вы можете сказать по этому поводу.

_ Критик Валерий Дементьев полностью согласен с вами. Вот как он заканчивает эту статью «…Стихи В.Кудрявцева как бы перечёркивают эти критические домыслы…»

VII. Выставка книг, сборников стихов В.В.Кудрявцева.

- Сегодня мы спели познакомиться с двумя стихотворениями поэта. У него вышло несколько сборников стихов, с которыми я вас сейчас познакомлю.

. (Учитель показывает сборники книг В.В.Кудрявцева. Рассказывает коротко о каждом)

VIII. Прослушивание песен на стихи Кудрявцева.

Стихи В.В.Кудрявцева лиричны, на них легко переложить музыку. Что и было сделано Вологодскими композиторами. Сейчас я предлагаю вам послушать одну из песен, которая называется «Воспоминание».

-Если бы вы были художниками, какие бы выбрали цвета, чтобы изобразить настроение от прослушанных песен?

Вывод.

IX. Итог урока.

- Достигли ли вы поставленной цели?

- К какому выводу пришли на уроке?

- Что нового узнали о творчестве нашего земляка – В.В.Кудрявцева?

X. Рефлексия.

- Продолжите фразу:

Владимир Кудрявцев…

Его стихи о родине….(Приложение №7)

(Предлагаем это сделать и гостям – элементы интерактива).

10. Домашнее задание:

- 2 года назад, В.В. встречался с уч-ся нашей школы. Эта встреча произвела большое впечатление как на детей, так и на учителей школы. Мы ведём активную переписку с Владимиром Валентиновичем. Он предложил много интересных идей по поводу сотрудничества с нами. К сожалению, серьёзная болезнь помешала ему приехать к нам. Но переписку мы продолжаем.

Поэтому 1-е задание для девочек: Балдиной Н, ,Ивановой Ю, Соколовой В. – написать отзыв на понравившиеся стихи В.В.Кудрявцева, чтобы поделиться впечатлениями с самим автором в электронной переписке.

2-е – как было замечено, у Владимира Валентиновича многие стихи посвящены теме родины. Но сборника под таким названием нет. Поэтому предлагаю вам придумать обложку для сборника стихов «Моя малая родина» - Бузин Н., Соловьёв С.

3-е выразительное чтение стихов на данную тему – остальные учащиеся.









Приложения к уроку

Приложение №1.


***

Я родился в деревне Попово.

Здесь родная моя сторона.

Если что и осталось святого

В этой жизни – так это она.


Где всего метров триста до леса,

А за лесом – край русской земли,

Но и здесь достиженья прогресса

По земле и по душам прошли…


Приложение №2

«…Наша критика охотно и многоречиво любила рассуждать на тему о том, что современные литераторы и конкретно поэты «оторвались от корня», а посему не знают нашей действительности, не видят истинных героев…» Валерий Дементьев


Приложение №3

Презентация.


Приложение № 4.


Холм забвенья

О, горькая земля моя!

Так редко видевшая ласку.

Да разве мог предвидеть я

Такую страшную развязку!


Да разве я представить мог,

Что без меня, как в бездну, сгинут

Полотна рваные дорог

И ленты выцветших тропинок.


Я сам здесь смертный человек.

Сам роковой помечен тенью.

Одну ль мою деревню век

Обрёк на вечное забвенье?


Молчанье скорбное храня,

Подумал с ужасом – о, Боже! –

На кладбище моя родня

И вся моя деревня тоже.


Одна из тысяч деревень.

И без меня, как гость незваный,

Придёт однажды Судный день

И холм мой станет безымянный…[с.110 «Мы рубим дом»]



***

Николаю Осипову

Светло и тихо у родных берёз.

Дом на краю с открытою калиткой.

Грачи хлопочут на ремонте гнёзд,

Приветствуя тебя весёлым криком.


Вновь после зимних обложных ночей

Друзья мои стоят у касс вокзалов.

Ведь и у нас, как у грачей,

Лететь на родину пора настала.


Туда, где рада солнышку земля.

И где опять, освободясь от стужи,

Затылки греют мёрзлые поля,

А мы – остывшие за зиму души.


Я у твоих побуду у берёз.

Они поймут, встречая человека,

Который, как и ты, не уберёг

Покой на шумных перекрёстках века… (с. 219 «Мы рубим дом)


Приложение №5

1. Внимательно прочтите стихотворение. Ощущается ли стихотворение монолитным или можно выделить отдельные части. Какие из выделенных частей вам кажутся связанными между собой теснее.

2.      Как развивается основной образ (как, в какой последовательности сменяются образы, если их несколько).

3.      Обратите внимание на название стихотворения (если оно есть). Как связано оно с тоном, образностью стихотворения.

4.      Жанр стихотворения.

5.      Тема и идея:

а) о каких явлениях жизни говорит поэт.

б) как вы понимаете мысли и оценки, данные поэтом описываемым явлениям жизни.

6.  Структура стихотворения:

а) метрика; определите размер стихотворения; подумайте, связан ли размер с жанром, темой, образностью; выделяются ли метрически какие-либо слова, строки (спондей, пиррихий, цезура).

б) фоника (аллитерация, ассонанс).

в) рифмика (точная, неточная, мужская, женская, диалектическая).

г) строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие…октава…сонет…Онегинская строфа).

д) способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

7.      Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафора…).

8.      Интонационно-синтаксические фигуры (инверсия, анафора, эпифора, риторическое обращение…).

9.      Лексико -морфологических средства языка (славянизмы, архаизмы, неологизмы).

Приложение №6

Взаимооценивание: 4 П: - полнота

- правильность

- последовательность

- примеры


Приложение № 7


Вл. Кудрявцев…

Его стихи о родине…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бузина Татьяна Константиновна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208648


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства