kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока по литературе на тему: "Роль бесовщины в произведении",

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Роль бесовщины в произведении" может быть применен учителями литературы для открытых уроков. У учащихся формируется аналитические навыки при работе с текстом. Ученики прослеживают связь судеб героев с природным явлением. Развиваются навыки анализа художественного произведения, образного и критического мышления. Формируется интерес к изучению творчества А.С Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по литературе на тему: "Роль бесовщины в произведении", »

КЛАСС: 6

УРОК: ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА: А.С. Пушкин. «Метель». Роль метели в произведении. Роль пейзажа в литературном произведении. Тема бесовщины в произведении.

Цели:

1. формирование аналитических навыков при работе с текстом; ассоциативного мышления : связь судеб героев с природным явлением; развитие навыков анализа художественного произведения;

2. развитие образного и критического мышления,

3. формирование интереса к изучению творчества А.С Пушкина.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: рабочие листы, листы А3, фломастеры, стикеры.

Ход урока

Ученики делятся на две группы. По 5-6 человек.

I Оргмомент

-Ребята, давайте перед началом урока создадим добрую, позитивную обстановку. Вы поделились на две группы. Первую группу мы назвали «___________», а вторую «__________».

Я дарю вам такие напутствующие слова:

И пусть не скатертью дорога,

И ясных не достанет дней –

Езжай, чудес увидишь много,

Глядишь, - воротишься умней.

Вступление.

Прослушаем классическую музыку, которую написал великий композитор Георгий Свиридов. Давайте внимательно ее послушаем. (Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»)

– Ответьте на следующие вопросы:

  • Каковы ваши первые впечатления?

  • Какую картину вы представили?

  • О чем эта музыка?

Именно на произведение А.Пушкина «Метель» Свиридов написал свою композицию. Смог ли композитор передать то, что хотел сказать нам  А.С.Пушкин?  Это мы и выясним с вами сегодня на уроке.

Тема нашего урока Роль метели и пейзажа в литературном произведении. Тема бесовщины в произведении.

1. перед вами у каждого на столе лежат рабочие листы. Давайте каждый сформулирует для себя цель урока. Что мы должны знать и уметь.

Н-р: Знать: роль метели и пейзажа в произведении. Знать тему бесовщины в произведении.

Уметь: анализировать текст, уметь сочувствовать и сопереживать, понимать душевное состояние людей.

2. сегодня мы с вами также должны продолжать учиться оценивать друг друга, аргументировать свои ответы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на критерии, по которым мы будем друг друга оценивать.

II Для начала давайте проверим домашнее задание и посмотрим, знаете ли вы текст.

Расположите события повести в хронологической последовательности, поставив нумерацию. На задание вам дается 3-4 минуты. Совещаемся, работаем в группах.

____ Владимир попадает в метель, блуждает и только к рассвету приезжает в Жадрино.

____ Окончание войны 1812 года и возвращение русских полков из-за границы.

____ Марья Гавриловна готовится к побегу из родительского дома и мысленно прощается с близкими.

____ Смерть Гаврилы Гавриловича.

____ Решение Марьи Гавриловны и Владимира бежать и тайно обвенчаться.

____ Венчание Марьи Гавриловны с неизвестным.

____ Известие об отъезде Владимира в действующую армию.

____ Владимир отправляет свою тройку в Ненарадово.

____ Объяснение Марьи Гавриловны и Бурмина.

____ Болезнь Марьи Гавриловны.

____ Владимир договаривается со священником и находит свидетелей.

____ Знакомство Марьи Гавриловны с полковником Бурминым.

Давайте теперь проверим. От каждой группы выступит ученик.

Теперь оцените себя. Все ответы аргументируем.

И прежде чем продолжить, я бы хотела обратить ваше внимание на рисунки на доске. Это фотографии с кинофильма, экранизированного в 1964 году. Обратите внимание на церковь. Что это за здание? Обратимся к словарю Ожегова.

ЦЕРКОВЬ - это религиозный храм.

Слово учителя: Сегодня мы с вами будем говорить не просто о метели, а о её бесовской сути, о её роли в судьбах наших героев.

Давайте прежде всего определим и вспомним, кто же такие бесы.

Прослушаем опережающее задание от Мадины.

3. опережающее индивидуальное задание.

Бесы -Враждебные человеку злые духи. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами, покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, окутанными тяжелым смрадом или дымом. По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых "нечистых" животных или прикидываться человеком. Само слово бес является общеприменимым ко всей нечистой силе.

Слово учителя: В «Метели» нет прямого указания на присутствие бесов, зато есть образ, замыкающий блуждания Владимира – петух.

- как вы думаете, почему именно петух?

Ответы учеников:

Его крик в мифологии – это всегда сигнал для нечистой силы, что ее время истекло. Следовательно, можно утверждать, что влияние или даже прямое участие нечистой силы в блуждании Владимира имело место быть.

Интересно, что печальные последствия эта метель имела только для Владимира. Она стала словно бы предвестием его судьбы, ведь он будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки.

4. Найдите в тексте.

«Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. Церковь была заперта. Владимир заплатил проводнику и поехал на двор к священнику. На дворе тройки его не было. Какое известие ожидало его!»

Молодцы! Оцениваем ответы.

III Закрепление.

- Назовите главных героев повести А.С. Пушкина «Метель».

Ответы учащихся: Марья Гавриловна, богатая невеста; бедный армейский прапорщик Владимир; гусарский полковник Бурмин.

- Почему же тогда повесть называется «Метель»?

Можем ли мы сказать, что метель является одним из главных героев этого произведения?

Ответы учащихся: Метель, давшая заглавие повести, сыграла в судьбе героев, да и в повести, главную роль. Она развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. По этой причине мы с полным основанием можем причислить метель к главным героям повести.

- Обратите внимание, ребята, что героем литературного произведения может быть не только человек или животное («Муму», «Каштанка»), но и растение, неодушевленный предмет или явление природы («Метель»).

- А теперь обратимся к другим героям повести. Как была воспитана Марья Гавриловна? Как относится к ней автор. Как вы понимаете выражение: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена»?

Автор относится к ней с иронией. Фраза эта означает, что на самом деле ей только хотелось быть влюбленной, чтобы быть похожей на героинь любовных романов, которые она читала. Побег для нее был романтическим приключением, полным тревог и опасностей. Но игра становится страшной, когда она понимает, что она видит своих родителей, возможно, в последний раз.

- Какими были чувства влюблённых?

Они не были глубокими, скорее, они были придуманными.

- Каким мы видим Владимира? Объясните мотивы его поведения.

Он молод, горяч, полон романтических иллюзий и грандиозных планов. Возможно, что его настойчивость была не бескорыстна, так как он был беден, а Марья Гавриловна богата. И в этом мы тоже видим авторскую иронию.

- Каков полковник Бурмин? Чем объясняются его поступки?

Бурмин кажется человеком серьезным и даже солидным, но, как выясняется позднее, это именно он так «пошутил» над Марьей Гавриловной во время ее побега. Сам он называет свой поступок непонятной и непростительной ветреностью, шуткой, проказой, о которой он, отъехав от церкви, тут же забыл.

- А как обошлась со всеми тремя героями метель?

Метель распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдания и вознаградила за все пережитое.
5. Работа по отрывку- описанию метели.

Напишите, пожалуйста в своих технологических картах определения. Первая группа выписывает словосочетания, характеризующие метель + Марью Гавриловну и метель + Бурмин. Вторая группа метель + Владимира и метель+ Бурмин. Как метель характеризует их отношение друг к другу.

Что важно!

- Считайте метель полноправным героем повести, что это не просто плохая погода, а живое существо со своим характером. Учащиеся выписывают слова по колонкам и подводят резюме.

-Даю вам время, чтобы их найти и записать. На задание каждой группе дается по 7 минут.

ветер выл, ставни тряслись и стучали, метель не утихала; ветер дул навстречу, насилу дошли до конца сада;

Поднялся ветер; сделалась такая метель; ничего не взвидел; дорогу занесло; окрестность исчезла; во мгле мутной и желтоватой; летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею; въезжала в сугроб, проваливалась в яму; сани опрокидывались; метель не утихила, небо не прояснялось.

Ответы групп. Оцениваем ответы друг друга. Аргументируем, почему поставили ту или иную оценку.

Учитель: Метель пытается остановить Марию. Потом позволяет отправиться ей в путь, добраться до церкви.

- Стихия кружит, запутывает Владимира. - Он безнадежно опаздывает. - Какая-то сила выталкивает ехать его в самую бурю. - Приводит в ту же самую церковь.

Учитель. А вы заметили, что и Марья Гавриловна и Владимир отправились в путь, когда метель уже началась? Почему же Марья Гавриловна добралась вовремя до церкви, а Владимир заблудился?

(Наверно, потому, что Владимир отнесся ко всему как-то легкомысленно, все отложил на последний день, совершенно не думал о своей ответственности перед любимой и нравственном преступлении перед ее родителями. Голос совести в нем молчал. И судьба в виде метели наказывает его.)

- Какие, скажем, «заслуги» у метели?

Ответы учащихся: (Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром».)

ФИЗМИНУТКА.

А теперь мы с вами немного отдохнём и расслабимся. (прослушаем композицию Свиридова «Зимняя дорога»)

Закройте глаза, отдохните. (2-3 минуты)

- что вам напоминает эта музыка?

(ответы учащихся)

Давайте сравним два эпизода музыки.

- Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку силой, она оказалась умнее, мудрее людей – героев повести, устроив их судьбу наилучшим образом. А потом она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, устланную белым волнистым ковром.

(первый резкий, звучный, быстрый. Второй - тихий, монотонный и т д)

- А какая в нашем регионе присутствует погода именно в декабре?

- метель, снег, мороз и т д.

- Что вы делаете, когда за окном метель?

- Закрепление.

Теперь давайте с вами подумаем, что бы было с нашими героями, если бы не было метели.

Давайте теперь мы с вами составим кластер.

  • Первая группа - что бы было с Марьей Гавриловной

  • Вторая группа - что бы было с Бурминым.

Даю 5 -7 минут. После этого защита кластера. Ставим оценки, аргументируем.

А теперь мы с вами поработаем творчески. Проявим свои актерские таланты.

Если бы я была Марией, я бы.......

Если бы я был Владимиром, я бы....

Если бы я был Бурминым, я бы.....

Рефлексия.

И подводя итоги урока, я бы хотела, чтобы вы написали в ваших рабочих листах своё состояние после работы.

Было трудно…

Было легко…

Я удивился…

Я узнал…

Этап информации о домашнем задании

Ответить на вопросы стр. 181. 1-3 вопр.

Перед вами лежат стикеры, я бы хотела, чтобы вы написали свои впечатления от урока.

Красный стикер - урок не понравился.

Зеленый стикер - урок понравился.

Наклейте их на доску возле портретов.

ВСЕМ СПАСИБО за урок. До свидания!




ГУ «Карабалыкская средняя школа №1 имени М.Горького отдела образования акимата Карабалыкского района»


















Учитель русского языка и

литературы

Одинокова А.А.








2014/15 учебный год.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Конспект урока по литературе на тему: "Роль бесовщины в произведении",

Автор: Одинокова Александра Александровна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 162903


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства