Конспект урока по литературе на тему: " Поэма А.Блока "Двенадцать"
Конспект урока по литературе на тему: " Поэма А.Блока "Двенадцать"
Конспект урока по литературе в 11 классе на тему: "Поэма А.Блока "Двенадцать".
Цель данного конспекта: показать полемический характер поэмы и ее художественные особенности. продолжать знакомить учащихся с творчеством поэтов серебрянного века, а именно А. Блока. Учить находить в тексте скрытые символы, анализировать произведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: " Поэма А.Блока "Двенадцать" »
Конспект урока литературы по теме: «Поэма А. А. Блока «Двенадцать»» (11-й класс, в соответствии с программой литературного образования для 11-ого класса общеобразовательных школ под редакцией Курдюмовой)
Составила:
Учитель русского языка и литературы
Минаева Д.В.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методические приёмы: беседа, аналитическое чтение поэмы.
Цели урока:
1.Обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное); работа с художественным стилем.
2.Развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память и мышление.
3.Воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской литературе; приобщить через поэму к культурному наследию русского народа.
Оборудование урока: иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати», тесты по произведениям Блока.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Целеполагание.
Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности. То есть, сегодня мы с вами попробуем разобрать данное произведение и понять, о чём же оно.
В конце урока вы напишете тест по произведениям А. А. Блока. Итак, всё ли понятно? Все готовы к уроку? Произведение всеми прочитано? Хорошо, тогда переходим к теме нашего урока. (На дом учащимся было задано: прочитать статью учебника с.174-178; прочитать поэму Блока «Двенадцать»; попробовать отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл; подготовиться к тесту по произведениям Блока).
3.Подготовка к восприятию нового материала.
Слово учителя.
Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.
- Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия? (слушаем ответы учащихся). Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На тот вопрос попытаемся ответить в конце урока.
Вообще «Двенадцать»- парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно – «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой и её убийство? (учащиеся делают некоторые записи в тетради).
4.Восприятие нового материала (организация чтения).
-Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы поняли данное произведение? О чём оно?
Давайте вместе его ещё раз прочитаем, а после побеседуем и постараемся разобраться в его содержании (каждый из ребят по кругу громко и выразительно читает главы поэмы).
5.Анализ (путь анализа – вслед за автором).
Аналитическая беседа.
Разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.
-Итак, к какому жанру, на ваш взгляд, относится данное произведение? (ответы учащихся).
«Двенадцать» - это эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.
Учитель:
- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
Ученик:
- Лирическим мотивом в начале и в конце поэмы является пейзаж. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает.
Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
Учитель:
- Как Блок передаёт «музыку революции»? Какие ритмы вы услышали?
Ученик:
- Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:
В очи бьется
(гл. 11)
Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше – пошел разгул:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив:
Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:
Вперед, вперед,
Рабочий народ!
Учитель:
- Что, кроме музыки, мы слышим?
Ученик:
- Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть УчредительномуСобранию!», доносятся обрывки разговоров:
…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании …
Вся эта разноголосица, треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.
Учитель:
- Каков лексический строй поэмы?
Ученик:
- Разнообразна лексика поэмы. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Учитель:
- Как рисует Блок образы героев поэмы?
Ученик:
- Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, каккурица, /кой-как перемотнулась через сугроб»; Речевая характеристика: «Предатели!Погибла Россия! / Должно быть, писатель - / Вития…»; хлёсткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?». Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят Картуз, / Наспину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет»(ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них – Петька «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!»
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больноножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «софицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых её очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча…».
Учитель:
- В чём особенности сюжета поэмы?
Ученик:
- Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы – конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Учитель:
- Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?
Ученик:
- Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Чёрная злоба, святая злоба…
и как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
Учитель:
- Какие ещё мотивы вы увидели в поэме?
Ученик:
- Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!» Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11-й главе:
…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
И дальше отряд идёт «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.
Учитель:
- Какие образы-символы вы заметили в поэме?
Ученик:
- В поэме присутствуют такие образы- символы, как ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Чёрный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пёс безродный», Христос.
Учитель:
- Возвращаемся к первому вопросу - какое значение имеет образ Христа в поэме? Одни воспринимают образ Христа как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть и «невидимого».
«Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).
«Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).
«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.
Учитель:
- Что значит «надо другого»? О ком это? Почему Он нужен? (ответы учащихся).
Возможно, Христос в финале поэмы потому берёт в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но всё же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может… Наверное, поэтому поэма начинается с чёрного цвета («Чёрный вечер…»), а заканчивается всё-таки белым: «В белом венчике из роз…».
6.Синтез.
-Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, как оценил поэму «Двенадцать» Пётр Струве.
«Но всё-таки «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нём он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном, достигающем гражданственности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом.
-Скажите, согласны ли вы с такой оценкой? (слушаем ответы учащихся).
Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к её героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одном из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.
-Ну что, теперь произведение вам понятно? Хорошо, а теперь достаньте небольшие листочки, напишем небольшой тест по произведениям Блока. Вопросы теста на ваших столах.
По ходу урока учащиеся делают записи в своих тетрадях.