Конспект урока по литературе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)
Конспект урока по литературе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)
Урок предназначен для учащихся седьмого класса. Рассказ сложен для их восприятия, поэтому проходит в форме круглого стола. В классе присутствуют учителя, ученики, родители. В обстановке творческого сотрудничества происходит обмен мнениями по важным вопросам:
- легко ли быть ребенком?
- имеет ли право взрослый повышать голос на детей?
- что такое несчастливое детство?
Ответы на эти вопросы находим у великого мастера слова - И. А. Бунина, работая над его рассказом "Цифры"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры») »
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)
Цели:
- продолжая знакомство с творчеством И.Бунина, углубить проникновение в
художественный мир рассказа, выявить жанровую и композиционные особенности,
идею рассказа, художественную и языковую красоту произведения;
- активизировать мыслительную деятельность, развивать навыки анализа текста4
- пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы,
учить оценивать своё поведение, отношение с близкими.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: учитель, учащиеся, родители .
Оформление: портрет И.Бунина, выставка произведений писателя о детстве, семье «Тёплый свет детства»,; мультимедиа, плакаты с эпиграфами: «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства»(Эбнер –Эшенбах); «Каждый ребёнок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А.Аркин); фонозапись.
Словарь: деликатный вежливый, мягкий в обращении.
Алкать – сильно желать чего –нибудь.
Методы: индуктивный, метод при языковом исследовании, сравнительный анализ, аналитическая беседа.
Формы : коллективная, частично групповая, интегративная (музыка и литература, литература и право).
Запись на доске и в тетрадях делается в течение всего урока, составляется таблица.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
- Мои юные читатели, здравствуйте! Вы тоже можете мне сказать «здравствуйте», но не все сразу. Здравствуйте те, кто весенние каникулы планирует провести вдали от дома.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, кто никуда не поедет.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте те, кто собирается навестить бабушек, дедушек и пожить немного с ними, пока длятся каникулы.
- Здравствуйте!
-Я уже немало о вас узнала: кто- то останется на каникулах с родителями , и у них появится прекрасная возможность пообщаться с мамой, папой, помочь им по дому, ведь спешить некуда – каникулы. Кто-то обрадует своим приездом бабушек и дедушек. Пожилые люди одиноки, и любое внимание для них –драгоценный подарок. Поэтому не скупитесь на подарки, заботьтесь о самых почтенных членах вашей семьи. Некоторые уедут, новые впечатления увлекут вас полностью.
Но как приятно после путешествия возвращаться домой и знать, что там ждут самые близкие и , самые дорогие сердцу люди. Есть и другие семьи: там никто никого не замечает, там всегда крик и недовольство.
Там тяжело всем! Как найти выход -взрослые не знают, потому что когда –то их, ещё маленьких, не научили строить свою жизнь или они сами не захотели учиться . Но мы –то с вами не пойдем по их пути, мы будем учиться у великой русской литературы в лице мастера слова, тонкого психолога И.Бунина – русского писателя –изгнанника родной земли.
Поможет продолжить знакомство с творчеством Бунина презентация «Я очень русский человек».
Слайд 1
Чтец. Родился Бунин в Воронеже, в мелкопоместной дворянской семье в ту самую пору, когда бедность постучалась в ворота многих дворянских усадеб. Но родословная Бунина вызывала в нем чувство гордости. К роду Буниных принадле-жали Василий Жуковский и дворянская поэтесса Анна Бунина.
Слайд 2
Чтец. Детство писателя прошло в Орловском подстепье, на хуторе Бутырки, в имении бабушки, в старинном доме, смотревшем своими цветными стёклами в бескрайние дали. Здесь, среди неброской в своём очаровании русской природы, он научился видеть и слышать мир. Воспоминания о детстве – лет с семи, как писал Бунин, -связаны у него с полем, мужицкими избами и обитателями их. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот с крестьянскими детьми, ездил в ночное.
Слайд 3
Чтец. Он был столь одарен артистически, что Станиславский уговаривал его войти в труппу Художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной памяти ходили легенды: три минуты понадобилось ему, по свидетельству Горького, чтобы не только запомнить и описать внешность , костюм, приметы вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, Нои определить его жизненное положение и профессию.
Слайд 4
Чтец. Отец ,Алексей Николаевич Бунин, , помещик Орловской и Тульской губерний, был человек вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. Был на войне, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым. Растратил не только собственное наследство, Нои состояние жены. Несмотря на эти пороки, его все очень любили за весёлый нрав, щедрость, художественную одарённость. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос , окруженный лаской и любовью.
Слайд 5
Чтец
Бунин искал в своей памяти самые прекрасные мгновенья, которые были для поэта вечными ценностями, как любовь к матери. Людмила Александровна Чубарова – мать поэта- происходила из хорошего рода, она очень любила поэзию, но –старинному нараспев читала Пушкина, Жуковского и других поэтов. Кроткая, нежная и чувствительная натура… Её грустная душа была глубоко религиозной, а интересы сосредоточивались на семье, на детях.
Слайд 6
Чтец
Она всегда говорила ,то Ваня с самого рождения отличался от остальных детей, что она всегда знала о его особенности, «ни у кого нет такой тонкой души, как у него». Мать всё время проводила с младшим сыном, баловала его.
А он, попав на деревенский простор, был поражён красотой природы, и ему запомнились не совсем обычные желания: взобраться на облачко и плыть на нем в высоте, или просьба к матери, когда она его убаюкивала:
- Дай мне звезду, -твердит ребенок сонный, -дай, мамочка…
Она с улыбкой нежной
Глядит в худое личико:
- Что, милый?
-Вон ту звезду.
-А для чего?
_Играть…
Слайд 7
Чтец
С особенной теплотой и сердечностью Бунин вспоминал своего старшего брата, Юлия Алексеевича , который пробудил в младшем брате любовь к книгам.
Слайд 8
Чтец
Литературная судьба Бунина складывалась счастливо. Его заметили Толстой, Чехов, а Горький сказал: « …выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»
Слайд 9
Чтец
В литературу Бунин пришёл как поэт. В 19 лет он покинул родовое гнездои , по словам матери, «с одним крестом на груди» ушёл в мир.
Он переменил множество профессий: корректора, библиотекаря, статиста, владельца книжной лавки.
Слайд 9
Чтец
Счастливой звездой Бунина , его добрым опекуном, спутницей жизни стала Вера Николаевна Муромцева. Спокойная, заботливая, холодновато- сдержанная, выросшая в московской профессорской семье. Она сумела дать Бунину ту постоянную заботу, тот покой, который был нужен ему для творчества.
Лёгкое дыхание любви не обошло Бунина, как не обошли его жизнь и великие социальные потрясения.
Звучит «Прелюдия» С. Рахманинова, ор.23, № 6.
Таким потрясением , страшным сном для Бунина была революция 1917 года. Он отверг Временное буржуазное правительство, его лидеров и решительно не принял большевиков. В январе 1920 года он навсегда простился с Россией.
Слайд 9
Чтец
Горько отразилось бездомье в творчестве писателя..
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
Оторванность от дома, от Родины заставила его замолчать на время , а потом и надолго загрустить. Удивительно точно рисуют образ Бунина слова «Певец осени, грусти и дворянских гнезд»
Слайд 9
Чтец
Память о России возвращалась все чаще: в короткие рассказы, зарисовки. Она стала главной в его единственном романе «Жизнь Арсеньева». В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии в областилитературы.
Но радость по поводу присуждения высокой награды была неполной. Тоска по России –вот чем были заполнены будни писателя.
Слайд 9
Чтец
Накануне войны , в 1939 году , Бунин пишет письмо И. Сталину. Но началась война, письмо осталось без ответа. В дневнике писателя читаем: «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину7 Она – в его душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». Но на родину он так и не вернулся.
Слайд 9
Чтец
С 7 на 8 ноября 1953 года И.Бунин тихо скончался. Похоронен на русском кладбище под Парижем Сен – Женевьев - де – Буа.
Молчат гробницы , мумии и кости,
Лишь Слову жизнь дана…
Бунин служил слову более пятидесяти лет. Как никто другой, он помнил о связи времен, о необходимости бережно относиться к прошлому России, её традициям. Давайте же и мы будем помнить об этом.
- Дополняют портрет писателя страницы его книг.(Работа с выставкой «Теплый свет детства»). Тема детства –одна из самых любимых тем русской литературы. (Н Некрасов, Л.Толстой, Ф Достоевский, М. Шолохов, А. Платонов0. Этой светлой и радостной поре человеческой жизни И.Бунин посвящает стихотворение «Детство», рассказы «Сверчок», «Танька», «Зеркало», «Восемь лет рядом», роман «Жизнь Арсеньева». В этих произведениях нашли отражение темы детства, добра и зла, человеческой жестокости, любви к жизни.
Рассказ «Цифры» нельзя назвать простым, несмотря на то что его можно отнести к «рассказам о детях»
Анализ рассказа. Беседа.
- К. Паустовский писал : «Бунина надо читать , читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток рассказать обыденными , не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и чёткостью».
Вы уже прочитали рассказ.
- Какие чувства у вас возникали?
(Возмущение, протест, обида, досада, грусть)
Запишем эти чувства на доске.
- Почему же мы испытываем эти чувства?
Давайте разберемся.
Задачи : выявим жанр , композиционные особенности рассказа, постараемся увидеть художественную и языковую красоту произведения, осмыслим взаимоотношения взрослых и детей, проявляющиеся в обидах, бедах, радостях и счастье.
1 ГЛАВА
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ ПЕРВЫХ СТРОК РАССКАЗА «Мой дорогой…» до слов: «Это была слишком крупная ссора»
- Прослушаем наизусть начало 1 главы
(Цель: создание атмосферы тепла и доверия, настраиваю на слово автора).
- В чем особенность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении и в первых предложениях каждой главы?
(«Ты»)
- Мы привыкли к повествованию от 3 –го лица, нам знаком и рассказ от 1 –го лица. И вдруг в этом рассказе от 1 – го лица постоянное «ты». Почему7
(-Возникает ощущение, будто обращаются к каждому из нас
-.Произведение написано в жанре послания. Именно тот, кого
повествователь называет «ты» -главный герой рассказа.
-Тебе что-то хочет объяснить взрослый человек, перед тобой в чём то
оправдаться, с твоей детской помощью понять что-то в жизни, чего не
понимал раньше_).
Запись в тетрадях: жанр рассказа –послание, исповедь.
- Кто же является рассказчиком?
( -Дядя. Он приезжает в гости в семью, где живет мама, бабушка, сын
Женя, дядя – это брат мамы.)
- С чего началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СЦЕНЫ ИЗ 2 ГЛАВЫ
- Прочитаем по ролям сцену из 2 главы.
Рассказчик - Андрей , мальчик – Илья.
- Оказывается , знакомство с цифрами, столь важное для мальчика, было отложено на завтра только потому, что взрослому человеку лень этим заниматься.
- Почему свой поступок спустя годы герой оценивает как «великий грех»?
(Грешно отмахиваться от детей.)
- Что думают родители?
- Были ли в вашей жизни , ребята , ситуации, когда хоть раз взрослые оттолкнулись от вас в трудную минуту?
3 ГЛАВА - КУЛЬМИНАЦИЯ ССОРЫ
- Продолжаем идти «вслед за автором».наверно, не случайно Бунин разбил рассказ на главы, ведь каждая становится ступенькой на пути к пониманию происходящего и самих себя.- каждая ссора переживает сумбурное начало, кульминационный момент, опустошение и примирение.
Итак, глава 3. В чем ее особенность?
(Ссора достигает своей кульминации)
- Важнейшая глава, которая показывает развитие конфликта в душе рассказчика.
Чтение сцены учителем.
- Какой поступок мальчика вывел дядю из себя? И как теперь , спустя годы, он оценивает поведение ребенка и свое7 На чьей вы стороне?
( Осуждаю героя, он топает ногами, кричит, не обращает
внимания на замечания взрослых. Так нельзя вести себя.)
- Что скажут родители7
(Энергия мальчика стала искать другой выход. Он
расшалился. Женя стремился познать мир.)
- Попробуем понять авторское отношение : найдем слова, оценивающие поведение взрослого и передающее отношение к ребенку
ЗАПОЛНИМ ТАБЛИЦУ
РЕБЁНОК
ВЗРОСЛЫЙ
«Переполненная жизнью душа»,
«звонкий крик»,
«божественной радости», «сам господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».
« в бешенстве вскочил», « рявкнул во всё горло»,»какой черт окатил меня «, « ушат злобы2, «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», « вытолкнул из комнаты»
- Кому все –таки симпатизирует автор?
Не для того написан рассказ, чтобы сказать детям, как не надо себя вести, а и для того, чтобы дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны. Трое взрослых людей объединились и заставили одного ребенка смириться перед несправедливостью обстоятельств, но у читателей возникает вопрос:
- Имеют ли взрослые, тем более самые близкие люди, моральное право преподносить детям такие жестокие уроки?
- Можно ли поставить рядом такие слова , как право обижать?
ПРАВОВОЙ КОММЕНТАРИЙ
Права и свободы
« Уроки француз-ского»
В. Распутина
«Детство» («Ивины»)
Л.Толстого
«Цифры»
И. Бунина
1 Права на жизнь и физическую неприкосновенность
+
+
2. Свобода от пыток и жестокого унижа-ющего обращения
+
+
3. Права на личную жизнь
+
-
- А какие ещё права есть у детей? Где они записаны? Кто их утверждает?
А знаете ли вы, что все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН.
Конвенция – это соглашение.
- Какие группы прав человека здесь нарушаются?
Заполняем таблицу
ЧТЕНИЕ 4 ГЛАВЫ ВСЛУХ.
- Сочувствуют ли взрослые мальчику, и если да, то почему они не утешили его?
Находим приметы их переживаний. Но… оказывается соблюдение правил для них важнее и дороже порывов собственного сердца.
-Бывало такое в жизни?
Я хочу напомнить вам слова из повести Л. Толстого «Детство»: «горькие испытания доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях» .
5 ГЛАВА
-Глава 5 начинается необычно, с вопроса: «И мы тотчас помирились?»- спрашиваешь ты?» О чём говорит эта фраза?
( - Оказывается, мальчик ,может, уже выросший человек,
слышит взрослого. Более того, ребенок уже забыл всё,
что произошло в тот зимний вечер)
- А взрослый? – помнит!
- Почему забыл?
( Его не мучает совесть. Ведь он не хотел никому причинять
зла, а просто жил и радовался жизни)
- Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья.
6 ГЛАВА
Читает учитель. Ученик «оживит «картину.
Начало 6 главы по – бунински поэтично, пронизано чувствами героев.
- Обратим внимание на предложение: «эти коробочки мучили меня…»
Чуть раньше дядюшка вспомнит, как сердце его «сжалось при виде этих коробочек»
- Почему ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердца взрослого человека так, как эти пустые коробочки от спичек, которые передвигает мальчик, сидя на полу?
(Они символ беспомощности , незащищенности,
неприспособленности ребенка.
Мальчик пытается заменить прекрасную мечту чем-то
мелким: играет пустыми коробочками. Стыдно обижать
таких, показывая им свое превосходство)
-Искренний порыв души сменила подделка. Это хорошо?
7 ГЛАВА – ЭПИЛОГ
- О чем узнаем в 7 главе?
(Состоялось примирение)
Обратим внимание на то, что в 1 и 7 главах мы видим одну и ту же сцену, в начале изображенную реально, а в конце осмысленную символически. Такую композицию называют кольцевой.
Запишите в тетрадь.
А какого эффекта достигает автор, используя кольцевую композицию?
Автор обращает наше внимание на то, что конфликт в душе дяди не исчерпан, не разрешен, и именно это осознание чувства вины заставляет вновь и вновь вести воображаемый диалог со своим племянником. Грустно , что человека много лет спустя мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви желания понять другого и их отношениях. Значит, взрослый из рассказа Бунина был мудрым и порядочным человеком , а к тому же дядей, любящим своего племянника. Он разбирается в своих ошибках, просит прощения – и прощен ребенком – вот что хотел нам сказать автор, используя кольцевую композицию.
- Кто же первым пошел на примирение?
-Каким он становится?
(Деликатным)
- Что значит это слово?
РАБОТА СО СЛОВАРЕМ
(Деликатный –нежный, хрупкий, мягкий)
-А вы часто используете это слово? В каких обстоятельствах?
-Какое слово находит Бунин , говоря о желании мальчика?
(Алкать)
- Это старинное слово. Посмотрите в словаре его значение: «сильно хотеть, жаждать чего –то, стремиться силою воли»)
- Бунин – мастер русского языка. Мы убедились в том, что это слово как нельзя лучше подчеркивает огромное желание ребенка.
- Удовлетворен ли дядя?
(В принципе да. Он научил своего племянника добиваться цели, а не гоняться за неосуществимой мечтой, но в душе осуждает себя)
- Прочитайте последнюю фразу 1 главы. Какое чувство здесь преобладает?
(Дядя иронизирует над собой, он забыл самое главное- каким он был в детстве)
Обратимся к эпиграфу: «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства»
- В тот вечер дядя научил мальчика цифрам, а сам он получил от ребенка какой -нибудь урок?
( Этот случай помог ему критически взглянуть на самого себя)
- Какую азбуку открыл мальчик своему «очень, очень умному дяде» и всем родителям?
(Родители не должны забывать о том, какими они были в детстве, о детских радостях и горестях, нельзя превращаться в строгих дядей и тетей_
- Посоветуете прочитать этот рассказ своим родителям?
Надеюсь, что и вы ещё раз сами перечитаете это произведение, когда у вас появятся дети.
ИТОГИ УРОКА
- Автор вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей.
Над чем заставляет задуматься , чему учит И.Бунин?
Сформулируйте идею и запишите эту мысль в тетрадь
(Взрослые часто не видят в ребенке человека и ведут себя по
отношению к нему властно. А ведь дети- это тоже люди,
только маленькие, со своим желаниями, чувствами, которые
надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть с детьми
терпимее, осторожнее и внимательнее, стараться не ранить их
чуткие души)
- Как вы думаете, что написано во втором эпиграфе?
(Он был закрыт плакатом)
«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.Аркин)
- Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?
(Помогают выявить идею рассказа)
- Можно ли назвать этот рассказ оптимистическим?
(Да)
- Почему?
(Ребенок нашел свое счастье. Он вырос. Он состоялся)
- Сегодня на уроке вы учились слушать автора, читали наизусть, работали со словарем, отвечали на вопросы, выявляли идею рассказа.
А как бы вы сформулировали тему урока? (тема закрыта плакатом)
(-Тема детства, семьи в рассказе.
- Взрослые и дети. и т.д.)
Я назвала урок «Легко ли быть ребенком?» Как бы вы ответили на этот вопрос?
Высказывания детей.
- Сверьте свои записи с рабочим листом.
Учитель читает памятку для родителей
Уважаемые взрослые!
Помните! Несчастливое детство – причина поражений, неудач, страданий взрослой жизни.
Детство не должно быть :
- жестоким,
- злым,
- бесправным,
- печальным,
- серым и будничным.
Постарайтесь сделать так, чтобы воспоминания о детстве грели душу и радовали сердце, вызывали желание оправдать надежды родителей, вселяли веру в собст-венные возможности, поддерживали стойкость духа и стремление к творчеству.
Детству надо так мало и так много – материнская улыбка и крепкие руки отца, весе-лые игры и спокойный сон, уютный дом и верные друзья, яблоки в саду у дедушки и бабушкины сказки, шумные семейные праздники и сладкая колыбельная.
Детство – это стартовая площадка , это душевный капитал, с которым ребенок вы-ходит во взрослую жизнь. Сохраните в нем желание не растерять драгоценные дары детства, приумножить их и подарить своим будущим детям. Берегите воспоминания о детстве!
Домашнее задание .
Сочинение – миниатюра: «Дом, в котором мне хотелось бы жить…»