kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)

Урок предназначен для учащихся седьмого класса. Рассказ сложен для их восприятия, поэтому проходит в форме круглого стола. В классе присутствуют учителя, ученики, родители. В обстановке творческого сотрудничества происходит обмен мнениями по важным вопросам:

- легко ли быть ребенком?

- имеет ли право взрослый повышать голос на детей? 

- что такое несчастливое детство?

Ответы на эти вопросы находим у великого мастера слова - И. А. Бунина, работая над его рассказом "Цифры"

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры») »

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)


Цели:

- продолжая знакомство с творчеством И.Бунина, углубить проникновение в

художественный мир рассказа, выявить жанровую и композиционные особенности,

идею рассказа, художественную и языковую красоту произведения;

- активизировать мыслительную деятельность, развивать навыки анализа текста4

- пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы,

учить оценивать своё поведение, отношение с близкими.


Форма проведения: круглый стол.


Участники: учитель, учащиеся, родители .


Оформление: портрет И.Бунина, выставка произведений писателя о детстве, семье «Тёплый свет детства»,; мультимедиа, плакаты с эпиграфами: «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства»(Эбнер –Эшенбах); «Каждый ребёнок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А.Аркин); фонозапись.


Словарь: деликатный вежливый, мягкий в обращении.

Алкать – сильно желать чего –нибудь.


Методы: индуктивный, метод при языковом исследовании, сравнительный анализ, аналитическая беседа.


Формы : коллективная, частично групповая, интегративная (музыка и литература, литература и право).


Технологии: сотрудничества « педагог-ученик», личностно-ориентированного подхо-да; игровая (элементы).

Запись на доске и в тетрадях делается в течение всего урока, составляется таблица.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Мои юные читатели, здравствуйте! Вы тоже можете мне сказать «здравствуйте», но не все сразу. Здравствуйте те, кто весенние каникулы планирует провести вдали от дома.

- Здравствуйте!

- Здравствуйте, кто никуда не поедет.

- Здравствуйте!

- Здравствуйте те, кто собирается навестить бабушек, дедушек и пожить немного с ними, пока длятся каникулы.

- Здравствуйте!

-Я уже немало о вас узнала: кто- то останется на каникулах с родителями , и у них появится прекрасная возможность пообщаться с мамой, папой, помочь им по дому, ведь спешить некуда – каникулы. Кто-то обрадует своим приездом бабушек и дедушек. Пожилые люди одиноки, и любое внимание для них –драгоценный подарок. Поэтому не скупитесь на подарки, заботьтесь о самых почтенных членах вашей семьи. Некоторые уедут, новые впечатления увлекут вас полностью.

Но как приятно после путешествия возвращаться домой и знать, что там ждут самые близкие и , самые дорогие сердцу люди. Есть и другие семьи: там никто никого не замечает, там всегда крик и недовольство.

Там тяжело всем! Как найти выход -взрослые не знают, потому что когда –то их, ещё маленьких, не научили строить свою жизнь или они сами не захотели учиться . Но мы –то с вами не пойдем по их пути, мы будем учиться у великой русской литературы в лице мастера слова, тонкого психолога И.Бунина – русского писателя –изгнанника родной земли.

Поможет продолжить знакомство с творчеством Бунина презентация «Я очень русский человек».

Слайд 1

Чтец. Родился Бунин в Воронеже, в мелкопоместной дворянской семье в ту самую пору, когда бедность постучалась в ворота многих дворянских усадеб. Но родословная Бунина вызывала в нем чувство гордости. К роду Буниных принадле-жали Василий Жуковский и дворянская поэтесса Анна Бунина.

Слайд 2

Чтец. Детство писателя прошло в Орловском подстепье, на хуторе Бутырки, в имении бабушки, в старинном доме, смотревшем своими цветными стёклами в бескрайние дали. Здесь, среди неброской в своём очаровании русской природы, он научился видеть и слышать мир. Воспоминания о детстве – лет с семи, как писал Бунин, -связаны у него с полем, мужицкими избами и обитателями их. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот с крестьянскими детьми, ездил в ночное.

Слайд 3

Чтец. Он был столь одарен артистически, что Станиславский уговаривал его войти в труппу Художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной памяти ходили легенды: три минуты понадобилось ему, по свидетельству Горького, чтобы не только запомнить и описать внешность , костюм, приметы вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, Нои определить его жизненное положение и профессию.

Слайд 4

Чтец. Отец ,Алексей Николаевич Бунин, , помещик Орловской и Тульской губерний, был человек вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. Был на войне, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым. Растратил не только собственное наследство, Нои состояние жены. Несмотря на эти пороки, его все очень любили за весёлый нрав, щедрость, художественную одарённость. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос , окруженный лаской и любовью.

Слайд 5

Чтец

Бунин искал в своей памяти самые прекрасные мгновенья, которые были для поэта вечными ценностями, как любовь к матери. Людмила Александровна Чубарова – мать поэта- происходила из хорошего рода, она очень любила поэзию, но –старинному нараспев читала Пушкина, Жуковского и других поэтов. Кроткая, нежная и чувствительная натура… Её грустная душа была глубоко религиозной, а интересы сосредоточивались на семье, на детях.

Слайд 6

Чтец

Она всегда говорила ,то Ваня с самого рождения отличался от остальных детей, что она всегда знала о его особенности, «ни у кого нет такой тонкой души, как у него». Мать всё время проводила с младшим сыном, баловала его.

А он, попав на деревенский простор, был поражён красотой природы, и ему запомнились не совсем обычные желания: взобраться на облачко и плыть на нем в высоте, или просьба к матери, когда она его убаюкивала:

- Дай мне звезду, -твердит ребенок сонный, -дай, мамочка…

Она с улыбкой нежной

Глядит в худое личико:

- Что, милый?

-Вон ту звезду.

-А для чего?

_Играть…

Слайд 7

Чтец

С особенной теплотой и сердечностью Бунин вспоминал своего старшего брата, Юлия Алексеевича , который пробудил в младшем брате любовь к книгам.

Слайд 8

Чтец

Литературная судьба Бунина складывалась счастливо. Его заметили Толстой, Чехов, а Горький сказал: « …выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»

Слайд 9

Чтец

В литературу Бунин пришёл как поэт. В 19 лет он покинул родовое гнездои , по словам матери, «с одним крестом на груди» ушёл в мир.

Он переменил множество профессий: корректора, библиотекаря, статиста, владельца книжной лавки.


Слайд 9

Чтец

Счастливой звездой Бунина , его добрым опекуном, спутницей жизни стала Вера Николаевна Муромцева. Спокойная, заботливая, холодновато- сдержанная, выросшая в московской профессорской семье. Она сумела дать Бунину ту постоянную заботу, тот покой, который был нужен ему для творчества.

Лёгкое дыхание любви не обошло Бунина, как не обошли его жизнь и великие социальные потрясения.

Звучит «Прелюдия» С. Рахманинова, ор.23, № 6.

Таким потрясением , страшным сном для Бунина была революция 1917 года. Он отверг Временное буржуазное правительство, его лидеров и решительно не принял большевиков. В январе 1920 года он навсегда простился с Россией.

Слайд 9

Чтец

Горько отразилось бездомье в творчестве писателя..

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

Оторванность от дома, от Родины заставила его замолчать на время , а потом и надолго загрустить. Удивительно точно рисуют образ Бунина слова «Певец осени, грусти и дворянских гнезд»

Слайд 9

Чтец

Память о России возвращалась все чаще: в короткие рассказы, зарисовки. Она стала главной в его единственном романе «Жизнь Арсеньева». В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы.

Но радость по поводу присуждения высокой награды была неполной. Тоска по России –вот чем были заполнены будни писателя.

Слайд 9

Чтец

Накануне войны , в 1939 году , Бунин пишет письмо И. Сталину. Но началась война, письмо осталось без ответа. В дневнике писателя читаем: «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину7 Она – в его душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». Но на родину он так и не вернулся.

Слайд 9

Чтец

С 7 на 8 ноября 1953 года И.Бунин тихо скончался. Похоронен на русском кладбище под Парижем Сен – Женевьев - де – Буа.

Молчат гробницы , мумии и кости,

Лишь Слову жизнь дана…

Бунин служил слову более пятидесяти лет. Как никто другой, он помнил о связи времен, о необходимости бережно относиться к прошлому России, её традициям. Давайте же и мы будем помнить об этом.

(С.В. Рахманинов. «Прелюдия», ор. 32, № 12 соль минор)

Учитель.

- Дополняют портрет писателя страницы его книг.(Работа с выставкой «Теплый свет детства»). Тема детства –одна из самых любимых тем русской литературы. (Н Некрасов, Л.Толстой, Ф Достоевский, М. Шолохов, А. Платонов0. Этой светлой и радостной поре человеческой жизни И.Бунин посвящает стихотворение «Детство», рассказы «Сверчок», «Танька», «Зеркало», «Восемь лет рядом», роман «Жизнь Арсеньева». В этих произведениях нашли отражение темы детства, добра и зла, человеческой жестокости, любви к жизни.

Рассказ «Цифры» нельзя назвать простым, несмотря на то что его можно отнести к «рассказам о детях»

Анализ рассказа. Беседа.

- К. Паустовский писал : «Бунина надо читать , читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток рассказать обыденными , не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и чёткостью».

Вы уже прочитали рассказ.

- Какие чувства у вас возникали?

(Возмущение, протест, обида, досада, грусть)

Запишем эти чувства на доске.

- Почему же мы испытываем эти чувства?

Давайте разберемся.

Задачи : выявим жанр , композиционные особенности рассказа, постараемся увидеть художественную и языковую красоту произведения, осмыслим взаимоотношения взрослых и детей, проявляющиеся в обидах, бедах, радостях и счастье.

1 ГЛАВА

ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ ПЕРВЫХ СТРОК РАССКАЗА «Мой дорогой…» до слов: «Это была слишком крупная ссора»

- Прослушаем наизусть начало 1 главы

(Цель: создание атмосферы тепла и доверия, настраиваю на слово автора).

- В чем особенность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении и в первых предложениях каждой главы?

(«Ты»)

- Мы привыкли к повествованию от 3 –го лица, нам знаком и рассказ от 1 –го лица. И вдруг в этом рассказе от 1 – го лица постоянное «ты». Почему7

(-Возникает ощущение, будто обращаются к каждому из нас

-.Произведение написано в жанре послания. Именно тот, кого

повествователь называет «ты» -главный герой рассказа.

-Тебе что-то хочет объяснить взрослый человек, перед тобой в чём то

оправдаться, с твоей детской помощью понять что-то в жизни, чего не

понимал раньше_).

Запись в тетрадях: жанр рассказа –послание, исповедь.

- Кто же является рассказчиком?

( -Дядя. Он приезжает в гости в семью, где живет мама, бабушка, сын

Женя, дядя – это брат мамы.)

- С чего началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СЦЕНЫ ИЗ 2 ГЛАВЫ

- Прочитаем по ролям сцену из 2 главы.

Рассказчик - Андрей , мальчик – Илья.

- Оказывается , знакомство с цифрами, столь важное для мальчика, было отложено на завтра только потому, что взрослому человеку лень этим заниматься.

- Почему свой поступок спустя годы герой оценивает как «великий грех»?

(Грешно отмахиваться от детей.)

- Что думают родители?

- Были ли в вашей жизни , ребята , ситуации, когда хоть раз взрослые оттолкнулись от вас в трудную минуту?

3 ГЛАВА - КУЛЬМИНАЦИЯ ССОРЫ

- Продолжаем идти «вслед за автором».наверно, не случайно Бунин разбил рассказ на главы, ведь каждая становится ступенькой на пути к пониманию происходящего и самих себя.- каждая ссора переживает сумбурное начало, кульминационный момент, опустошение и примирение.

Итак, глава 3. В чем ее особенность?

(Ссора достигает своей кульминации)

- Важнейшая глава, которая показывает развитие конфликта в душе рассказчика.

Чтение сцены учителем.

- Какой поступок мальчика вывел дядю из себя? И как теперь , спустя годы, он оценивает поведение ребенка и свое7 На чьей вы стороне?

( Осуждаю героя, он топает ногами, кричит, не обращает

внимания на замечания взрослых. Так нельзя вести себя.)

- Что скажут родители7

(Энергия мальчика стала искать другой выход. Он

расшалился. Женя стремился познать мир.)

- Попробуем понять авторское отношение : найдем слова, оценивающие поведение взрослого и передающее отношение к ребенку

ЗАПОЛНИМ ТАБЛИЦУ


РЕБЁНОК

ВЗРОСЛЫЙ

«Переполненная жизнью душа»,

«звонкий крик»,

«божественной радости», «сам господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».

« в бешенстве вскочил», « рявкнул во всё горло»,»какой черт окатил меня «, « ушат злобы2, «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», « вытолкнул из комнаты»




- Кому все –таки симпатизирует автор?

Не для того написан рассказ, чтобы сказать детям, как не надо себя вести, а и для того, чтобы дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны. Трое взрослых людей объединились и заставили одного ребенка смириться перед несправедливостью обстоятельств, но у читателей возникает вопрос:

- Имеют ли взрослые, тем более самые близкие люди, моральное право преподносить детям такие жестокие уроки?

- Можно ли поставить рядом такие слова , как право обижать?

ПРАВОВОЙ КОММЕНТАРИЙ


Права и свободы



« Уроки француз-ского»

В. Распутина

«Детство» («Ивины»)

Л.Толстого

«Цифры»

И. Бунина



1 Права на жизнь и физическую неприкосновенность


+

+

2. Свобода от пыток и жестокого унижа-ющего обращения


+

+

3. Права на личную жизнь




+

-

- А какие ещё права есть у детей? Где они записаны? Кто их утверждает?

А знаете ли вы, что все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН.

Конвенция – это соглашение.

- Какие группы прав человека здесь нарушаются?

Заполняем таблицу

ЧТЕНИЕ 4 ГЛАВЫ ВСЛУХ.

- Сочувствуют ли взрослые мальчику, и если да, то почему они не утешили его?

Находим приметы их переживаний. Но… оказывается соблюдение правил для них важнее и дороже порывов собственного сердца.

-Бывало такое в жизни?

Я хочу напомнить вам слова из повести Л. Толстого «Детство»: «горькие испытания доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях» .

5 ГЛАВА

-Глава 5 начинается необычно, с вопроса: «И мы тотчас помирились?»- спрашиваешь ты?» О чём говорит эта фраза?

( - Оказывается, мальчик ,может, уже выросший человек,

слышит взрослого. Более того, ребенок уже забыл всё,

что произошло в тот зимний вечер)

- А взрослый? – помнит!

- Почему забыл?

( Его не мучает совесть. Ведь он не хотел никому причинять

зла, а просто жил и радовался жизни)

- Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья.

6 ГЛАВА

Читает учитель. Ученик «оживит «картину.

Начало 6 главы по – бунински поэтично, пронизано чувствами героев.

--Какими?

(Опустошение. Синий вечер, незажженные свечи, грустная

детская.)

- Обратим внимание на предложение: «эти коробочки мучили меня…»

Чуть раньше дядюшка вспомнит, как сердце его «сжалось при виде этих коробочек»

- Почему ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердца взрослого человека так, как эти пустые коробочки от спичек, которые передвигает мальчик, сидя на полу?

(Они символ беспомощности , незащищенности,

неприспособленности ребенка.

Мальчик пытается заменить прекрасную мечту чем-то

мелким: играет пустыми коробочками. Стыдно обижать

таких, показывая им свое превосходство)

-Искренний порыв души сменила подделка. Это хорошо?

7 ГЛАВА – ЭПИЛОГ

- О чем узнаем в 7 главе?

(Состоялось примирение)

Обратим внимание на то, что в 1 и 7 главах мы видим одну и ту же сцену, в начале изображенную реально, а в конце осмысленную символически. Такую композицию называют кольцевой.

Запишите в тетрадь.

А какого эффекта достигает автор, используя кольцевую композицию?

Автор обращает наше внимание на то, что конфликт в душе дяди не исчерпан, не разрешен, и именно это осознание чувства вины заставляет вновь и вновь вести воображаемый диалог со своим племянником. Грустно , что человека много лет спустя мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви желания понять другого и их отношениях. Значит, взрослый из рассказа Бунина был мудрым и порядочным человеком , а к тому же дядей, любящим своего племянника. Он разбирается в своих ошибках, просит прощения – и прощен ребенком – вот что хотел нам сказать автор, используя кольцевую композицию.

- Кто же первым пошел на примирение?

-Каким он становится?

(Деликатным)

- Что значит это слово?

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ

(Деликатный –нежный, хрупкий, мягкий)

-А вы часто используете это слово? В каких обстоятельствах?

-Какое слово находит Бунин , говоря о желании мальчика?

(Алкать)

- Это старинное слово. Посмотрите в словаре его значение: «сильно хотеть, жаждать чего –то, стремиться силою воли»)

- Бунин – мастер русского языка. Мы убедились в том, что это слово как нельзя лучше подчеркивает огромное желание ребенка.

- Удовлетворен ли дядя?

(В принципе да. Он научил своего племянника добиваться цели, а не гоняться за неосуществимой мечтой, но в душе осуждает себя)

- Прочитайте последнюю фразу 1 главы. Какое чувство здесь преобладает?

(Дядя иронизирует над собой, он забыл самое главное- каким он был в детстве)

Обратимся к эпиграфу: «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства»

- В тот вечер дядя научил мальчика цифрам, а сам он получил от ребенка какой -нибудь урок?

( Этот случай помог ему критически взглянуть на самого себя)

- Какую азбуку открыл мальчик своему «очень, очень умному дяде» и всем родителям?

(Родители не должны забывать о том, какими они были в детстве, о детских радостях и горестях, нельзя превращаться в строгих дядей и тетей_

-А теперь какие чувства у вас появились?

(Доброе чувство: примирение состоялось;

Чувство удовлетворения: осуществилась мечта мальчика.)

- Посоветуете прочитать этот рассказ своим родителям?

Надеюсь, что и вы ещё раз сами перечитаете это произведение, когда у вас появятся дети.

ИТОГИ УРОКА

- Автор вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей.

Над чем заставляет задуматься , чему учит И.Бунин?

Сформулируйте идею и запишите эту мысль в тетрадь

(Взрослые часто не видят в ребенке человека и ведут себя по

отношению к нему властно. А ведь дети- это тоже люди,

только маленькие, со своим желаниями, чувствами, которые

надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть с детьми

терпимее, осторожнее и внимательнее, стараться не ранить их

чуткие души)

- Как вы думаете, что написано во втором эпиграфе?

(Он был закрыт плакатом)

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.Аркин)

- Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?

(Помогают выявить идею рассказа)

- Можно ли назвать этот рассказ оптимистическим?

(Да)

- Почему?

(Ребенок нашел свое счастье. Он вырос. Он состоялся)

- Сегодня на уроке вы учились слушать автора, читали наизусть, работали со словарем, отвечали на вопросы, выявляли идею рассказа.

А как бы вы сформулировали тему урока? (тема закрыта плакатом)

(-Тема детства, семьи в рассказе.

- Взрослые и дети. и т.д.)

Я назвала урок «Легко ли быть ребенком?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

Высказывания детей.

- Сверьте свои записи с рабочим листом.

Учитель читает памятку для родителей

Уважаемые взрослые!

Помните! Несчастливое детство – причина поражений, неудач, страданий взрослой жизни.

Детство не должно быть :

- жестоким,

- злым,

- бесправным,

- печальным,

- серым и будничным.

Постарайтесь сделать так, чтобы воспоминания о детстве грели душу и радовали сердце, вызывали желание оправдать надежды родителей, вселяли веру в собст-венные возможности, поддерживали стойкость духа и стремление к творчеству.

Детству надо так мало и так много – материнская улыбка и крепкие руки отца, весе-лые игры и спокойный сон, уютный дом и верные друзья, яблоки в саду у дедушки и бабушкины сказки, шумные семейные праздники и сладкая колыбельная.

Детство – это стартовая площадка , это душевный капитал, с которым ребенок вы-ходит во взрослую жизнь. Сохраните в нем желание не растерять драгоценные дары детства, приумножить их и подарить своим будущим детям. Берегите воспоминания о детстве!


Домашнее задание .

Сочинение – миниатюра: «Дом, в котором мне хотелось бы жить…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Пегова Татьяна Геннадьевна

Дата: 02.01.2015

Номер свидетельства: 149474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства