kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Функции морского пейзажа в рассказе М. Горького "Челкаш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФУНКЦИИ МОРСКОГО

ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ

М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ».

2 часа

 

Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бекрайной, свободной и мощной.

М. Горький.

 

Цели: 1)   углубить представление учащихся о специфике пейзажа у Горького;

           2)   развивать образное и логическое мышление; формирование филологической компетенции;

           3)   развивать в учащихся чувство прекрасного и способность сопереживать.

 

Оборудование: портрет писателя, эпиграф, фоновая музыка, картины художников-маринистов, выставка книг М. Горького.

 

Ход урока.

 

I. Слово учителя.

Внутренняя сила, свобода Горьковских героев – детей природы – глубже раскрывается в их нераздельности с прекрасной, вольной, поэтичной природой. Образы многих персонажей просто немыслимы вне окружающих их одухотворенных образов моря, гор и степей. Во многих ранних рассказов Горького море – свободная, сильная, величественная стихия. В рассказе «Челкаш» (1894 г.) морской пейзаж описывается несколько раз. Именно в таком пейзаже – морском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– В рассказе «Челкаш» образы моря и неба переплетаются с образом главного героя. Две свободные стихии порой сливаются друг с другом. Найдите примеры в тексте рассказа.

Зачитать отрывок: «Вдруг она вырвалась из их толпы ... тоскливые тяжёлые тени».

 

II. Работа с эпиграфом.

Горький проводит параллель между образом главного героя и «бескрайней, свободной, мощной» морской стихией. Наша задача – постараться выяснить, какую же роль играет пейзаж в рассказе «Челкаш», каковы его функции.

 

III. Исследовательская работа. Составление таблицы.

 

Эпизод

Море

Небо

Состояние человека

Начало

рассказа

Зеленоватое море;

волны моря ... бьются и ропщут.

Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно.

 

Челкаш и Гаврила выходят в море

Море было покойно, черно и густо, как масло;

ласково звучало ...

Море спало здоровым крепким сном работника, который сильно устал за день.

... по небу двигались толстые пласты лохматых туч...

Сидя на корме он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.

В море

Море – бесконечное, могучее...

сонное море;

мягкий шум его сонного дыхания;

бархатная гладь.

облака ползли медленно...

что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс.

... Гаврила, всё еще дрожащий от страха...

... Гаврила, тихо всхлипывая, плакал...

В гавани (Гаврила ждёт Челкаша)

Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен.

Море, молчаливое, пустынное, с чёрными над ним тучами.

Ни звука, кроме вздохов моря.

Они [тучи] медленно двигались, огромные тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека своей тяжестью.

Тучи ползли по небу также медленно и скучно.

... оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким.

Тучи походили на волны.

Гаврила ... потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды.

Гаврила вздрогнул...

Гавриле стало страшно.

Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой...

Возвращение

А море стало еще спокойней, черней...

Море ... звучало просительно и глупо...

Ветер пронёсся и разбудил море...

Теперь небо уже не походило на взволнованное море...

Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней...

... тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую скучную думу.

 

 

... Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха.

... он был пуст и бездушен

Рассвет

Море проснулось, оно играло маленькими волнами...

Кое-где ветер прорывал тучи, а из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звёздочками на них. Отражённые играющим морем, эти звёздочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя.

Гаврила... воодушевлялся.

Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело...

Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей ласковой струёй родного воздуха...

«Маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми»

1.

... лодкой играет мутно-зелёное море

Над ними небо серое, ровно затянутое тучами.

Гаврила увидал пёстрые бумажки, и всё в его глазах приняло яркие, радужные оттенки.

Гаврила весь трепетал от ожидания...

Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него.

2.

Волны шуршали, пена шипела и брызги воды летали по воздуху.

Над туманной степью висела мохнатая чёрная туча и было темно. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупны, лившийся с неба тонкими струйками.

Гаврила начал как-то странно смеяться, смехом, похожим на рыдания.

– На! Жри... – крикнул он [Челкаш], дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.

Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен.

3.

Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно.

Море выло, швыряло большие тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену.

Дождь лил, как из ведра.

Дождь ретиво сёк воду и землю ... ветер ревел...

Всё наполнилось воем, ревом, гулом... за дождём не было видно ни моря, ни неба.

Челкаш стоял перед ним и странно улябался... Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся её потерять.

... Гаврила ... перекрестился ... свободно и глубоко вздохнул ... и широкими, твёрдыми шагами пошёл в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.

 

 

Основным принципом внутренней организации рассказа является психологический параллелизм. Дается природная, символическая картина, а затем следует описание психологического состояния человека.

Несмотря на развязку рассказа, морская буря продолжается. Почему?

– Эта «маленькая драма» не пройдёт бесследно для её участников, прежде всего, для Челкаша, которого «никогда за всю жизнь не били так больно».

Почему в рассказе морской пейзаж описывается несколько раз?

– Пейзаж в рассказе очень важен. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– О Челкаше сказано: «На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство...»

Таким образом, пейзаж – одно из средств романтизации образа центрального героя.

 

IV. Какие средства художественной выразительности использует Горький? Найти их в тексте.

– Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Обращаем внимание на развёрнутую метафоричность языка Грького, приводим примеры.

 

V. Составляем словарь эпитетов, которые относятся к концепту «Море»:

 

зеленоватое

сонное

покойно

бархатное

черно

молчаливое

густо, как масло

пустынное

бесконечное

мутно-зелёное

могучее

 

 

В начале рассказа для описания моря Горький использует эпитеты.

В конце рассказа по мере нарастания и обострения конфликта на метсо эпитетов приходят глаголы: море – проснулось, играло, роптало, выло, швыряло волны.

Глаголы помогают передать динамику и напряжённость повествования.

 

VI. Для рассказа характерна яркая цветопись. Найдём примеры, связанные с концептом «Море»:

зеленоватое           чёрное

мутно-зелёное       матово-чёрное

 

Зелёный – цвет жизни, покоя.

Чёрный – цвет отрицания, предел, за которым прекращается жизнь, безбудущность.

Свобода Челкаша, свобода от социума, оборачивается драмой ненужного человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние.

 

Вывод: морской пейзаж помогает раскрыть сущность образа главного героя, помогает ярче представить внутренне состояние героев рассказа.

 

Домашнее задание: составить словарь художественных средств, которые Горький использует в рассказе «Челкаш».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Функции морского пейзажа в рассказе М. Горького "Челкаш" »






ФУНКЦИИ МОРСКОГО

ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ

М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ».

2 часа

Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бекрайной, свободной и мощной.

М. Горький.


Цели: 1) углубить представление учащихся о специфике пейзажа у Горького;

2) развивать образное и логическое мышление; формирование филологической компетенции;

3) развивать в учащихся чувство прекрасного и способность сопереживать.


Оборудование: портрет писателя, эпиграф, фоновая музыка, картины художников-маринистов, выставка книг М. Горького.


Ход урока.


I. Слово учителя.

Внутренняя сила, свобода Горьковских героев – детей природы – глубже раскрывается в их нераздельности с прекрасной, вольной, поэтичной природой. Образы многих персонажей просто немыслимы вне окружающих их одухотворенных образов моря, гор и степей. Во многих ранних рассказов Горького море – свободная, сильная, величественная стихия. В рассказе «Челкаш» (1894 г.) морской пейзаж описывается несколько раз. Именно в таком пейзаже – морском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– В рассказе «Челкаш» образы моря и неба переплетаются с образом главного героя. Две свободные стихии порой сливаются друг с другом. Найдите примеры в тексте рассказа.

Зачитать отрывок: «Вдруг она вырвалась из их толпы ... тоскливые тяжёлые тени».


II. Работа с эпиграфом.

Горький проводит параллель между образом главного героя и «бескрайней, свободной, мощной» морской стихией. Наша задача – постараться выяснить, какую же роль играет пейзаж в рассказе «Челкаш», каковы его функции.


III. Исследовательская работа. Составление таблицы.

Эпизод

Море

Небо

Состояние человека

Начало

рассказа

Зеленоватое море;

волны моря ... бьются и ропщут.

Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно.


Челкаш и Гаврила выходят в море

Море было покойно, черно и густо, как масло;

ласково звучало ...

Море спало здоровым крепким сном работника, который сильно устал за день.

... по небу двигались толстые пласты лохматых туч...

Сидя на корме он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.

В море

Море – бесконечное, могучее...

сонное море;

мягкий шум его сонного дыхания;

бархатная гладь.

облака ползли медленно...

что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс.

... Гаврила, всё еще дрожащий от страха...

... Гаврила, тихо всхлипывая, плакал...

В гавани (Гаврила ждёт Челкаша)

Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен.

Море, молчаливое, пустынное, с чёрными над ним тучами.

Ни звука, кроме вздохов моря.

Они [тучи] медленно двигались, огромные тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека своей тяжестью.

Тучи ползли по небу также медленно и скучно.

... оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким.

Тучи походили на волны.

Гаврила ... потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды.

Гаврила вздрогнул...

Гавриле стало страшно.

Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой...

Возвращение

А море стало еще спокойней, черней...

Море ... звучало просительно и глупо...

Ветер пронёсся и разбудил море...

Теперь небо уже не походило на взволнованное море...

Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней...

... тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую скучную думу.



... Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха.

... он был пуст и бездушен

Рассвет

Море проснулось, оно играло маленькими волнами...

Кое-где ветер прорывал тучи, а из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звёздочками на них. Отражённые играющим морем, эти звёздочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя.

Гаврила... воодушевлялся.

Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело...

Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей ласковой струёй родного воздуха...

«Маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми»

1.

... лодкой играет мутно-зелёное море

Над ними небо серое, ровно затянутое тучами.

Гаврила увидал пёстрые бумажки, и всё в его глазах приняло яркие, радужные оттенки.

Гаврила весь трепетал от ожидания...

Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него.

2.

Волны шуршали, пена шипела и брызги воды летали по воздуху.

Над туманной степью висела мохнатая чёрная туча и было темно. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупны, лившийся с неба тонкими струйками.

Гаврила начал как-то странно смеяться, смехом, похожим на рыдания.

– На! Жри... – крикнул он [Челкаш], дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.

Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен.

3.

Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно.

Море выло, швыряло большие тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену.

Дождь лил, как из ведра.

Дождь ретиво сёк воду и землю ... ветер ревел...

Всё наполнилось воем, ревом, гулом... за дождём не было видно ни моря, ни неба.

Челкаш стоял перед ним и странно улябался... Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся её потерять.

... Гаврила ... перекрестился ... свободно и глубоко вздохнул ... и широкими, твёрдыми шагами пошёл в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.


Основным принципом внутренней организации рассказа является психологический параллелизм. Дается природная, символическая картина, а затем следует описание психологического состояния человека.

Несмотря на развязку рассказа, морская буря продолжается. Почему?

– Эта «маленькая драма» не пройдёт бесследно для её участников, прежде всего, для Челкаша, которого «никогда за всю жизнь не били так больно».

Почему в рассказе морской пейзаж описывается несколько раз?

– Пейзаж в рассказе очень важен. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.

– О Челкаше сказано: «На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство...»

Таким образом, пейзаж – одно из средств романтизации образа центрального героя.


IV. Какие средства художественной выразительности использует Горький? Найти их в тексте.

– Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Обращаем внимание на развёрнутую метафоричность языка Грького, приводим примеры.


V. Составляем словарь эпитетов, которые относятся к концепту «Море»:


зеленоватое

сонное

покойно

бархатное

черно

молчаливое

густо, как масло

пустынное

бесконечное

мутно-зелёное

могучее



В начале рассказа для описания моря Горький использует эпитеты.

В конце рассказа по мере нарастания и обострения конфликта на метсо эпитетов приходят глаголы: море – проснулось, играло, роптало, выло, швыряло волны.

Глаголы помогают передать динамику и напряжённость повествования.


VI. Для рассказа характерна яркая цветопись. Найдём примеры, связанные с концептом «Море»:

зеленоватое чёрное

мутно-зелёное матово-чёрное


Зелёный – цвет жизни, покоя.

Чёрный – цвет отрицания, предел, за которым прекращается жизнь, безбудущность.

Свобода Челкаша, свобода от социума, оборачивается драмой ненужного человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние.


Вывод: морской пейзаж помогает раскрыть сущность образа главного героя, помогает ярче представить внутренне состояние героев рассказа.


Домашнее задание: составить словарь художественных средств, которые Горький использует в рассказе «Челкаш».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературе "Функции морского пейзажа в рассказе М. Горького "Челкаш"

Автор: Зорина Лариса Геннадьевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128096


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства