ФУНКЦИИ МОРСКОГО
ПЕЙЗАЖА В РАССКАЗЕ
М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ».
2 часа
Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой тёмной широты, бекрайной, свободной и мощной.
М. Горький.
Цели: 1) углубить представление учащихся о специфике пейзажа у Горького;
2) развивать образное и логическое мышление; формирование филологической компетенции;
3) развивать в учащихся чувство прекрасного и способность сопереживать.
Оборудование: портрет писателя, эпиграф, фоновая музыка, картины художников-маринистов, выставка книг М. Горького.
Ход урока.
I. Слово учителя.
Внутренняя сила, свобода Горьковских героев – детей природы – глубже раскрывается в их нераздельности с прекрасной, вольной, поэтичной природой. Образы многих персонажей просто немыслимы вне окружающих их одухотворенных образов моря, гор и степей. Во многих ранних рассказов Горького море – свободная, сильная, величественная стихия. В рассказе «Челкаш» (1894 г.) морской пейзаж описывается несколько раз. Именно в таком пейзаже – морском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.
– В рассказе «Челкаш» образы моря и неба переплетаются с образом главного героя. Две свободные стихии порой сливаются друг с другом. Найдите примеры в тексте рассказа.
Зачитать отрывок: «Вдруг она вырвалась из их толпы ... тоскливые тяжёлые тени».
II. Работа с эпиграфом.
Горький проводит параллель между образом главного героя и «бескрайней, свободной, мощной» морской стихией. Наша задача – постараться выяснить, какую же роль играет пейзаж в рассказе «Челкаш», каковы его функции.
III. Исследовательская работа. Составление таблицы.
Эпизод
Море
Небо
Состояние человека
Начало
рассказа
Зеленоватое море;
волны моря ... бьются и ропщут.
Потемневшее от пыли голубое южное небо мутно.
Челкаш и Гаврила выходят в море
Море было покойно, черно и густо, как масло;
ласково звучало ...
Море спало здоровым крепким сном работника, который сильно устал за день.
... по небу двигались толстые пласты лохматых туч...
Сидя на корме он резал рулём воду и смотрел вперёд спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.
В море
Море – бесконечное, могучее...
сонное море;
мягкий шум его сонного дыхания;
бархатная гладь.
облака ползли медленно...
что-то роковое было в этом медленном движении бездушных масс.
... Гаврила, всё еще дрожащий от страха...
... Гаврила, тихо всхлипывая, плакал...
В гавани (Гаврила ждёт Челкаша)
Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен.
Море, молчаливое, пустынное, с чёрными над ним тучами.
Ни звука, кроме вздохов моря.
Они [тучи] медленно двигались, огромные тяжелые, источая из тьмы ужас и готовые раздавить человека своей тяжестью.
Тучи ползли по небу также медленно и скучно.
... оно тоже море, только море взволнованное и опрокинутое над другим, сонным, покойным и гладким.
Тучи походили на волны.
Гаврила ... потерял способность соображать что-либо и помертвел, охваченный холодным предчувствием беды.
Гаврила вздрогнул...
Гавриле стало страшно.
Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной и красотой...
Возвращение
А море стало еще спокойней, черней...
Море ... звучало просительно и глупо...
Ветер пронёсся и разбудил море...
Теперь небо уже не походило на взволнованное море...
Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней...
... тучи были неподвижны и точно думали какую-то серую скучную думу.
... Гаврила опять впал в гипноз тоскливого страха.
... он был пуст и бездушен
Рассвет
Море проснулось, оно играло маленькими волнами...
Кое-где ветер прорывал тучи, а из разрывов смотрели голубые кусочки неба с одной-двумя звёздочками на них. Отражённые играющим морем, эти звёздочки прыгали по волнам, то исчезая, то вновь блестя.
Гаврила... воодушевлялся.
Он во время этого разговора успел уже забыть, с кем имеет дело...
Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей ласковой струёй родного воздуха...
«Маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми»
1.
... лодкой играет мутно-зелёное море
Над ними небо серое, ровно затянутое тучами.
Гаврила увидал пёстрые бумажки, и всё в его глазах приняло яркие, радужные оттенки.
Гаврила весь трепетал от ожидания...
Челкаш с насмешливой улыбкой поглядывал на него.
2.
Волны шуршали, пена шипела и брызги воды летали по воздуху.
Над туманной степью висела мохнатая чёрная туча и было темно. Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупны, лившийся с неба тонкими струйками.
Гаврила начал как-то странно смеяться, смехом, похожим на рыдания.
– На! Жри... – крикнул он [Челкаш], дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу.
Никогда за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен.
3.
Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно.
Море выло, швыряло большие тяжёлые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену.
Дождь лил, как из ведра.
Дождь ретиво сёк воду и землю ... ветер ревел...
Всё наполнилось воем, ревом, гулом... за дождём не было видно ни моря, ни неба.
Челкаш стоял перед ним и странно улябался... Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся её потерять.
... Гаврила ... перекрестился ... свободно и глубоко вздохнул ... и широкими, твёрдыми шагами пошёл в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.
Основным принципом внутренней организации рассказа является психологический параллелизм. Дается природная, символическая картина, а затем следует описание психологического состояния человека.
Несмотря на развязку рассказа, морская буря продолжается. Почему?
– Эта «маленькая драма» не пройдёт бесследно для её участников, прежде всего, для Челкаша, которого «никогда за всю жизнь не били так больно».
Почему в рассказе морской пейзаж описывается несколько раз?
– Пейзаж в рассказе очень важен. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького.
– О Челкаше сказано: «На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство...»
Таким образом, пейзаж – одно из средств романтизации образа центрального героя.
IV. Какие средства художественной выразительности использует Горький? Найти их в тексте.
– Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
Обращаем внимание на развёрнутую метафоричность языка Грького, приводим примеры.
V. Составляем словарь эпитетов, которые относятся к концепту «Море»:
зеленоватое
сонное
покойно
бархатное
черно
молчаливое
густо, как масло
пустынное
бесконечное
мутно-зелёное
могучее
В начале рассказа для описания моря Горький использует эпитеты.
В конце рассказа по мере нарастания и обострения конфликта на метсо эпитетов приходят глаголы: море – проснулось, играло, роптало, выло, швыряло волны.
Глаголы помогают передать динамику и напряжённость повествования.
VI. Для рассказа характерна яркая цветопись. Найдём примеры, связанные с концептом «Море»:
зеленоватое чёрное
мутно-зелёное матово-чёрное
Зелёный – цвет жизни, покоя.
Чёрный – цвет отрицания, предел, за которым прекращается жизнь, безбудущность.
Свобода Челкаша, свобода от социума, оборачивается драмой ненужного человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние.
Вывод: морской пейзаж помогает раскрыть сущность образа главного героя, помогает ярче представить внутренне состояние героев рассказа.
Домашнее задание: составить словарь художественных средств, которые Горький использует в рассказе «Челкаш».