Конспект урока по литературе "Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика"
Конспект урока по литературе "Эпоха А.П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика"
Урок по литературе с использованием мультимедийной презентации о А.П. Чехове.Повторение по биографии А.П. Чехова.Анализ известных произведений Чехова "Лошадиная фамилия", "Ванька", Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Хирургия". Какой подстект носят его произведения? В чем заключается мастерство Чехова-рассказчика? На такие вопросы учащиеся получат ответы на уроке.На уроке применены технологии УУД по ФГОС. Урок соответствует требованиям современного урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
I. По презентации вспоминаем с учащимися основные даты жизни А.П. Чехова. Во время просмотра беседуем с ними о том, что им уже известно о творчестве писателя, вспоминаем темы рассказов («Лошадиная фамилия», «Ванька», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и т.д.)
А.П. Чехов - писатель – классик, чьё творчество оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Изучение чеховских произведений даёт возможность для максимального самовыражения учеников и требует работы мысли и души.
«В человеке всё должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и душа, и мысли». Этому должны стремиться мы, изучая произведения талантливого писателя.
Чехов жил и творил в 80 – е годы ХIХ века, в так называемую эпоху «безвременья». Начало 80 – х годов в творчестве Чехова связано с сотрудничеством с различными московскими и петербургскими юмористическими журналами, такими как, «Стрекоза», «Будильник», «Сверчок», «Спутник», «Новости дня», «Новое время»… Это была пёстрая и шумная журнальная толпа, для большинства крупных писателей того времени представлявшая собой «уличную литературу». Чехов подписывал свои произведения многочисленными псевдонимами: А. Ч – те, Анче, Антоша Чехонте, Г. Балдастов, Брат моего брата. Человек без селезёнки, Рувер, Врач без пациентов и др. В 1883 г. А.П. Чехов впервые поставил своё имя под рассказами «Море» и «Он понял».
К этому времени относится и начало многолетних дружеских и деловых отношений с редактором и издателем журнала «Осколки» Николаем Лейкиным, известным в литературных кругах автором десятков романов и пьес, многих тысяч рассказов и юморесок. Их сотрудничество началось с публикации в «Осколках» миниатюры «Неудачный визит» и рассказа «Нарвался» в ноябре 1882 г. Через 5 лет после этого события Чехов напишет Лейкину: «Осколки» - моя купель, а Вы – мой крёстный батька». В самом начале литературной карьеры Чехова Лейкин не просто пригласил его в популярный юмористический журнал, но сразу выделил из толпы многочисленных юмористов.
В июне 1883 г. Н.А. Лейкин предложил Чехову взяться за составление «Осколков московской жизни». В поисках материалов для «Осколков…» А.П. Чехов исходил вдоль и поперёк всю Москву: бывал в полицейских участках, судах, адвокатских конторах, богадельнях, трактирах. Писал в Петербург о московских новостройках и памятниках старины, больницах и аптеках, громких судебных процессах.
В 1884 г. увидел свет первый сборник рассказов Чехова «Сказки Мельпомены». В сборник вошли 77 рассказов 1883 – 1886 гг., преимущественно из «Осколков» и «Петербургской газеты». И.А. Бунин в воспоминании о Чехове написал: «Я эту книгу прочёл в поезде, не отрываясь, купив в Ельце, на вокзале, в 16 лет, и пришёл в восторг».
Сборник «Пёстрые рассказы» переиздавался 14 раз и вызвал многочисленные отклики в печати. Заговорили о Чехове и «толстые журналы». Его произведения были замечены такими писателями, как Д.В. Григорович и Л.Н. Толстой. В декабре 1885 г. Чехов познакомился с Д.В. Григоровичем, а весной 1886 г. Чехов получил от него письмо: «…у Вас настоящий талант – талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья». Это письмо, по мнению Михаила Чехова «благословил А.П. Чехова на доблестные подвиги и ошеломило Антона». В августе 1887 г. вышел сборник «В сумерках», с посвящением Д.В. Григоровичу.
Общекультурные процессы «безвременья» 1800 – 1900 – х годов ударили по разночинной интеллигенции. Её идеи – идеи шестидесятников и народников 70 – х годов – потерпели поражение. Перед новым поколением стал вопрос: как жить дальше. Эта ситуация во многом предопределила художественный почерк А.П..Чехова.
Безвременье ещё и потому так называется, что давит на личность, заставляя её всё больше дорожить материальным благополучием. В эти годы Чехов – художник средством художественного слова сказал, что человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет, что в любых условиях человек должен остаться человеком. Этим и близок нам, читателям Чехов – художник.
II.Работа с опорными тезисами: Краткость – сестра таланта.
Искусство писать – это искусство сокращать.
Из писем А.П. Чехова
Жанр рассказа – малой эпической формы – Чехов довёл до совершенства. Приведите примеры известных вам рассказов, подходящих под определение этих тезисов? (дети перечисляют произведения)
5.Авторская речь – чёткость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с характером.
6.Сравнение – подсказаны жизнью; эпитеты – немногочисленны, новы, органически сочетаются со словами общенародного языка.
7. Афористичность речи как положительных, так и отрицательных персонажей.
8.Наличие подтекста. Подтекст – способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла и его внутреннего значения.
III. Анализ рассказов А. Чехова «Тоска» и «Счастье»
Рассказ «Тоска» построен на взаимоисключающих началах: комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя. Художественная особенность рассказа – концентрирование внимания на одном главном герое ( через описание внешних событий передаётся внутреннее состояние, которое отражено в названии). Отличительная особенность – лирическая атмосфера рассказа и отсутствие авторского голоса).
Беседа по рассказу «Тоска».
Сначала можно попросить одного из учеников кратко пересказать содержание рассказа. Затем ученики отвечают на вопросы: - Какова основная тема рассказа? - Присутствует ли в рассказе черта, характерная для большинства чеховских произведений, такая, как соединение смешного и грустного? - Какая тональность преобладает в рассказе?
Анализ рассказа «Счастье». 1 ученик пересказывает содержание рассказа.
Слово учителя. Рассказ «Счастье» написан в 1887 г. Он посвящён Якову Полонскому. Современники писателя видели в рассказе лишь живописные достоинства, но сам автор утверждал, что «Счастье» - лучший из всех рассказов, написанных к этому времени, он называл его квазисимфонией. Тема – мечта человека о счастье. Старый и молодой пастух мечтают о человеческом счастье, о том, что мешает людям овладеть счастьем и зачем оно нужно. Эти мысли передаются через диалог 2 – х простых людей из народа и через пейзаж. Их мышление конкретно и не выходит за рамки тяжёлой крестьянской жизни. Чехов облекает тоску народную о счастье в мечту о заговорённых кладах. Для открытия их нужно иметь талисман, которого люди не знают, а стережёт эти клады солдат с ружьём. Пейзаж выполняет в этой новелле большую роль. Безграничная молчаливая степь; знойная июльская жара; суровые сторожевые и могильные степные курганы; молчаливая отара овец; ленивый полёт грачей – всё это как бы символизирует русскую природу и тоску русского человека. Эта картина создаёт настроение, которое выражено в реплике объездчика: «Экая ширь, господи помилуй! Пойди – ка, найди счастье!»
Так сливаются в едином поэтическом образе тема родины и тема народного счастья. «Приём, - обрамление, - как всегда у Чехова, несёт в себе глубокое содержание. Важно прежде всего внутреннее состоявшееся единство авторского замысла. Герои не только подчинены настроению, разлитому в природе (а они по – прежнему как бы часть этой природы), но погружены в думу, которая только что так ясно высказалась со всей драматической силой, да и сама природа теперь становится тоже как бы носителем этой думы, которая в сознание человека как мысль народа о счастье… Итак, «Счастье» - действительно своеобразная квазисимфония…» ( Белкин А. Художественное мастерство Чехова – новеллиста. – М., 1997.)
Беседа:
- В рассказе изображается степь: равнина, ночь, бледная заря на востоке, стадо овец и три человеческие фигуры, рассуждающие о счастье. На этом фоне сосуществуют 2 повествовательных плана - реально – бытовой и поэтический. Как они выражены в повествовании?
( Первый заключается в разговорах о погребённых в степи кладах: «мечты призрачные, туманные, ленивые, вполне под стать степной дремотной обстановке, сонным овечьим мыслям». Второй скрыт в подтексте и проявляется в пейзажных зарисовках, написанных как бы акварельными красками. Это потаённая мечта о человеческом счастье; именно этот второй план повествования определяет истоки поэтичности и драматизма, присутствующие в новелле).
- Каково сюжетное движение в рассказе?
(Вместо сюжетного движения мы наблюдаем движение мысли. В рассказе находится в развитии не сюжет, а мысль (представление) о счастье. Подобная двуплановость повествования характерна для многих чеховских рассказов и является их отличительной особенностью).
- Как соотнесены внешний и внутренний сюжеты произведения?
- Какую роль отводит автор пейзажным зарисовкам?
- Кто является главными героями рассказа?
- Найдите в тексте портретные характеристики участников события. Как они характеризуют персонажей?
- Как выражена в рассказе авторская точка зрения на проблему человеческого счастья?
- В чём заключается мастерство Чехова – рассказчика?
Написать сочинение по творчеству А.П. Чехова. Примерные темы сочинений: - Смешное и грустное в произведениях А.П. Чехова - Роль пейзажей в произведениях А.П. Чехова - «Футлярная жизнь» героев Чехова.