kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе "Басни И.А.Крылова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Целью данного урока является ознакомление учащихся с понятием «басня», содержанием басен И.А.Крылова и его творчеством, а также понимание идейного содержания басен, их воспитательный потенциал.

 

Задачи:

Обучающие.

- Учить анализировать басню; находить главную мысль басни – мораль; воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи; способствовать расширению литературных понятий (басня, мораль, олицетворение, аллегория, эзопов язык).

 

Развивающие.

- Развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен, делать выводы; артистические навыки.

 

Воспитательные:

- Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни, непримиримое отношение5 к человеческим порокам; воспитание интереса к классической литературе.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Басни И.А.Крылова" »

Урок литературного чтения в 4 «А» классе

КГУ «Школа-гимназия №11»

( учитель: Евдокимова О.В.)

Тема: И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Цель: Познакомить с понятием «басня», содержанием басен И.А.Крылова и его творчеством. Понимать идейное содержание басен, их воспитательный потенциал.


Задачи:

Обучающие.

- Учить анализировать басню; находить главную мысль басни – мораль; воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи; способствовать расширению литературных понятий (басня, мораль, олицетворение, аллегория, эзопов язык).


Развивающие.

- Развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен, делать выводы; артистические навыки.


Воспитательные:

- Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни, непримиримое отношение5 к человеческим порокам; воспитание интереса к классической литературе.


Оборудование к уроку: портрет писателя, книги, выставка детских рисунков, презентация, мультимедийный проектор.


Ход урока:

1. Организационный этап.

1)Эмоциональный настрой и создание доброжелательной атмосферы.

«Клубок желаний». Учащиеся делают пожелания на урок одноклассникам.

2) «Жужжащее чтение»


2. Постановка учебной задачи урока.

-Ребята, дома вам нужно было нарисовать иллюстрации к прочитанным басням.

Перед нами сейчас настоящая выставка.

-Давайте вспомним, с какими героями басен мы знакомы. Перед вами кроссворд.


По горизонтали все слова:

- Щука тянет в воду, Рак пятится назад, а он всё рвётся в облака. Кто? (лебедь)

- К кому приползла попрыгунья Стрекоза? (муравей)

- Какое животное до сих пор в диковину у нас? (слон)

- «Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» О ком эти строки? (ворона)

- Она «под Дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала». Кто? (свинья)


- Как вы понимаете, что такое басня?

3. Вступительное слово учителя. Беседа о баснописце И.А.Крылове.

- А кто, ребята писал басни?


И.А.Крылов – баснописец, писал пьесы, издавал журналы, хорошо рисовал, был очень артистичен. Он владел тремя языками – немецким, итальянским, древнегреческим.

Крылов написал более 200 басен, которые объединил в 9 книг.

Великого русского баснописца народ зовёт дедушкой Крыловым.

В Санкт-Петербурге в Летнем саду установлен памятник. Крылов изображён сидящим на камне. У подножия его памятника изображены герои его басен. Но под видом животных он изображал людей. За лисицами, воронами, львами стоят подлинные человеческие характеры. (Презентация с фото)

«Звери мои за меня говорят»-говорил Крылов. А свои мысли он высказывал в морали басни.


4. Работа по учебнику.

Чтение и анализ статьи и басен И.А.Крылова.

5. Беседа по вопросам:

- Какая самая большая драгоценность была у семьи Крыловых? (книги_

- Почему пришлось Ванюше поступить на службу? (умер отец)

- За что начальник его наказывал? (за тайное чтение книг)

- Как проводил Ванюша свободное время? (любил бродить по торговой площади и наблюдать за людьми)


6. Физминутка.

7. - А вам, ребята, нравятся басни Крылова?


Слово « басня» произошло от древнего слова «баить» - т.е. «говорить» и связано со словом «байка» - «сказка» .

Басня пришла к нам из Древней Греции. Был баснописец по имени Эзоп (эзопов язык – иносказание, маскирующее мысли автора). Он писал басни в прозе, а персонажи – животные. И.А.Крылов переводил с греческого языка на русский басни.

- Что такое басня? Как бы вы дали определение?

7. Работа по учебнику.

Знакомство с определением басни.

«Люблю, где есть пороки пощипать» - говорил писатель.

Что такое мораль?

(Мораль басни – основная поучительная мысль. Даётся в начале или в конце произведения)

- Назовите человеческие пороки.

(порок – нравственный недостаток, отрицательное моральное качество)


8. Выразительное чтение басни, работа по иллюстрации к басне, беседа. «Лебедь, Щука и рак». Прослушивание аудиозаписи.

Работа по памятке.


Памятка к работе над басней


  1. Как называется басня? Кто её автор?

  2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

  3. Кто является главными героями в басне?

  4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор?

  5. Что осуждается в басне? Какие недостатки людей высмеиваются в этой басне?

  6. Прочитайте, как автор относится к событиям , описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

  7. В каких словах содержится основная мысль басни, её мораль?

  8. Что должен понять из этой басни читатель?

  9. Какое выражение басни стало крылатым, пословицей или поговоркой?


- Найдите метафору. Как старались сдвинуть воз с места? («Из кожи лезут вон»).

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы и ваши друзья не смогли что-либо сделать вместе? Что вам помешало? Чему же учит басня и её автор?


9. Работа с басней «Стрекоза и Муравей».

- Почему названия животных в басне пишутся с заглавной буквы? (потому что под образами животных описывал людей)

- Анализ басни.

- Какие отрицательные качества человека высмеивает автор?

10. Нахождение метафоры. Работа по иллюстрации к басне. (презентация)


  1. Чтение по ролям. Инсценировка. «Стрекоза и Муравей», «Зеркало и Обезьяна».


  1. Литературная игра «Что это за басня?», «Узнаем героя по реплике». (презентация)


  1. Работа в парах.

Прочитайте слова. Разбейте их на две группы. Ученикам выдаются

слова на карточках.

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.

2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

(Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство, скромность, бездарность, талантливость).


  1. Работа в группах. Каждой группе предлагается басня.

Задание: найти мораль, отрицательные качества героев, крылатые выражения и пословицы подобрать.




Группа обсуждает и даёт анализ басни по плану.

Название басни

Мораль

Пороки и отрицательные качества человека

Крылатые выражения, пословицы








  1. Резерв. Тест по басням и творчеству И.А.Крылова.



Тест на знание басен И.А.Крылова.

Тест 1. Жизнь и творчество Крылова

1. В каком городе родился и вырос Крылов?

1. в Киеве
2. в Москве
3 . в Казани
4. в Петербурге

2. Какое образование получил И.А. Крылов?

1. учился в царском лицее
2. учился в Московском университете
3. учился в Питерском университете
4. занимался самообразованием

3. Кто был первым наставником Крылова в детстве?

1. Отец
2. Мама
3. Гувернер
4. Дедушка по материнской линии

4. Чьи басни стали для Крылова образцом?

1. басни Сумарокова
2. басни Эзопа
3. басни Толстого
4. басни Демьяна Бедного

5. Что такое басня?

1. крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом
2. поучительный рассказ в стихах с нравоучением
3. повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет




Тест 2. Басни

1. В какой из этих басен говорится о праздном времяпрепровождении?

1. «Ворона и лисица»
2. «Мартышка и очки»
3. «Стрекоза и муравей»
4. «Квартет»



2. Из какой басни эти строки:

1. «...Лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
2. И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

3. «Ворона и лисица»
4. «Мартышка и очки»
5. «Стрекоза и муравей»
6. «Квартет»

3. В этой басне 5 действующих лиц. Что это за басня?

1. «Ворона и лисица»
2. «Мартышка и очки»
3. «Стрекоза и муравей»
4. «Квартет»

4. Героиня не узнала себя в зеркале. Под какой буквой это произведение?

1. «Ворона и лисица»
2. «Мартышка и очки»
3. «Стрекоза и муравей»
4. «Квартет»

5. Укажи название басни, из которой взяты строки:

А. «Увидевши Слона, ну на него метаться,
Б. И лаять, и визжать, и рваться...»

В. «Мартышка и Очки»
Г. «Лисица и Виноград»
Д. «Ларчик»
Е. «Слон и Моська»
Ж. «Кукушка и Петух»
З. «Зеркало и Обезьяна»






Итог урока.

- Чему учат басни? (честности, мудрости, уважению к человеческому достоинству)

Басни учат нас узнавать самих себя, помогают находить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться.

Прочитать новую басню – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

  1. Домашнее задание: выучить наизусть басню.

  2. Рефлексия.

У каждого ученика на парте «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературе "Басни И.А.Крылова"

Автор: Евдокимова Олеся Викторовна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166663


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства