Целью данного урока является ознакомление учащихся с понятием «басня», содержанием басен И.А.Крылова и его творчеством, а также понимание идейного содержания басен, их воспитательный потенциал.
Задачи:
Обучающие.
- Учить анализировать басню; находить главную мысль басни – мораль; воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи; способствовать расширению литературных понятий (басня, мораль, олицетворение, аллегория, эзопов язык).
- Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни, непримиримое отношение5 к человеческим порокам; воспитание интереса к классической литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни, непримиримое отношение5 к человеческим порокам; воспитание интереса к классической литературе.
Оборудование к уроку: портрет писателя, книги, выставка детских рисунков, презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1. Организационный этап.
1)Эмоциональный настрой и создание доброжелательной атмосферы.
«Клубок желаний». Учащиеся делают пожелания на урок одноклассникам.
2) «Жужжащее чтение»
2. Постановка учебной задачи урока.
-Ребята, дома вам нужно было нарисовать иллюстрации к прочитанным басням.
Перед нами сейчас настоящая выставка.
-Давайте вспомним, с какими героями басен мы знакомы. Перед вами кроссворд.
По горизонтали все слова:
- Щука тянет в воду, Рак пятится назад, а он всё рвётся в облака. Кто? (лебедь)
- К кому приползла попрыгунья Стрекоза? (муравей)
- Какое животное до сих пор в диковину у нас? (слон)
- «Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» О ком эти строки? (ворона)
- Она «под Дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала». Кто? (свинья)
- Как вы понимаете, что такое басня?
3. Вступительное слово учителя. Беседа о баснописце И.А.Крылове.
- А кто, ребята писал басни?
И.А.Крылов – баснописец, писал пьесы, издавал журналы, хорошо рисовал, был очень артистичен. Он владел тремя языками – немецким, итальянским, древнегреческим.
Крылов написал более 200 басен, которые объединил в 9 книг.
Великого русского баснописца народ зовёт дедушкой Крыловым.
В Санкт-Петербурге в Летнем саду установлен памятник. Крылов изображён сидящим на камне. У подножия его памятника изображены герои его басен. Но под видом животных он изображал людей. За лисицами, воронами, львами стоят подлинные человеческие характеры. (Презентация с фото)
«Звери мои за меня говорят»-говорил Крылов. А свои мысли он высказывал в морали басни.
4. Работа по учебнику.
Чтение и анализ статьи и басен И.А.Крылова.
5. Беседа по вопросам:
- Какая самая большая драгоценность была у семьи Крыловых? (книги_
- Почему пришлось Ванюше поступить на службу? (умер отец)
- За что начальник его наказывал? (за тайное чтение книг)
- Как проводил Ванюша свободное время? (любил бродить по торговой площади и наблюдать за людьми)
6. Физминутка.
7. - А вам, ребята, нравятся басни Крылова?
Слово « басня» произошло от древнего слова «баить» - т.е. «говорить» и связано со словом «байка» - «сказка» .
Басня пришла к нам из Древней Греции. Был баснописец по имени Эзоп (эзопов язык – иносказание, маскирующее мысли автора). Он писал басни в прозе, а персонажи – животные. И.А.Крылов переводил с греческого языка на русский басни.
- Что такое басня? Как бы вы дали определение?
7. Работа по учебнику.
Знакомство с определением басни.
«Люблю, где есть пороки пощипать» - говорил писатель.
Что такое мораль?
(Мораль басни – основная поучительная мысль. Даётся в начале или в конце произведения)
1. крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом 2. поучительный рассказ в стихах с нравоучением 3. повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет
Тест 2. Басни
1. В какой из этих басен говорится о праздном времяпрепровождении?
1. «Ворона и лисица» 2. «Мартышка и очки» 3. «Стрекоза и муравей» 4. «Квартет»
2. Из какой басни эти строки:
1. «...Лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, 2. И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
3. «Ворона и лисица» 4. «Мартышка и очки» 5. «Стрекоза и муравей» 6. «Квартет»
3. В этой басне 5 действующих лиц. Что это за басня?
1. «Ворона и лисица» 2. «Мартышка и очки» 3. «Стрекоза и муравей» 4. «Квартет»
4. Героиня не узнала себя в зеркале. Под какой буквой это произведение?
1. «Ворона и лисица» 2. «Мартышка и очки» 3. «Стрекоза и муравей» 4. «Квартет»
5. Укажи название басни, из которой взяты строки:
А. «Увидевши Слона, ну на него метаться, Б. И лаять, и визжать, и рваться...»
В. «Мартышка и Очки» Г. «Лисица и Виноград» Д. «Ларчик» Е. «Слон и Моська» Ж. «Кукушка и Петух» З. «Зеркало и Обезьяна»
Итог урока.
- Чему учат басни? (честности, мудрости, уважению к человеческому достоинству)
Басни учат нас узнавать самих себя, помогают находить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться.
Прочитать новую басню – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
Домашнее задание: выучить наизусть басню.
Рефлексия.
У каждого ученика на парте «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова.