Цели: 1. Создать условия для выявления юмора в рассказе А.П. Чехова «Хирургия».
2. Совершенствование умений учащихся анализировать текст художественного произведения.
3. Воспитание нравственных качеств (ответственное отношение к делу).
4. Воспитание культуры речи через инсценирование фрагмента рассказа.
Задачи:
- введение понятия «юмор»;
- развитие культуры речи, читательских умений;
- обучение отбирать материал текста для работы над темой;
- развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: - портрет А.П. Чехова;
- учебник, рабочая тетрадь;
- сценические костюмы;
- стоматологические инструменты;
Ход урока.
Оргмомент.
Стадия вызова.
Учитель: В названии темы есть слово «юмористический» от слова «юмор». А что такое юмор? Составим синквейн к этому понятию.
Юмор
2 прилагательных
3 глагола
Фраза из 4-х слов со словом «юмор»
Существительное, синонимичное слову «юмор».
(Фронтальный опрос. Дети отвечают.)
Учитель:А теперь прочитаем определение юмора в учебнике (с. 314).
(Учащиеся читают)
Учитель: Совпадают ли фразы, составленные вами, с формулировкой учебника? (Дети отвечают)
Вывод: Итак, что такое юмор?
(Юмор – это изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный).
Актуализация знаний и выход на новое знание.
Учитель: Рассказ А.П. Чехова считается юмористическим, то есть смешным.
А о чем рассказ? (У дьячка заболел зуб. Он пытался вылечить народными средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдщер Курятин не сумел удалить зуб).
Учитель: А разве это смешно, когда болит зуб? (Нет)
Учитель: А рассказ получился смешным. Почему? С помощью чего автор вызывает наш смех? Какие средства он для этого использует? Откройте ваши тетради с домашним заданием (таблица, по вариантам).
(Работа с таблицей, заполненной в тетрадях, затем выведение таблицы на экран).
Фельдшер Курятин
Внешность
Речь
Поведение, поступки
- толстый человек лет сорока;
- в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках;
- на лице выражение чувства долга и приятности
- А-а-а.. мое вам! С чем пожаловали?
- Раскройте рот.
- Хирургия – пустяки. Раз плюнуть.
- Сейчас мы его… тово…
- Этот – раз плюнуть.
- Дело-то ведь… хирургия… Сразу нельзя…
- А ты зачем руками хватаешь?
- Дура!
- Хирургия, брат, не шутка.
шутка.
- Этакая оказия.
- Поругайся мне ещё тут… Невежа… не околеешь.
- между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние;
- берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы.
Учитель: Итак, охарактеризуем героя по таблице. Смешной ли Курятин?
( Курятин смешной. Его речь, поведение, одежда говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим свое дело, а на самом деле ничего не умеет…)
Дьячок Вонмигласов
Внешность
Речь
Поступки, поведение
- Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом;
- правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху
- К вашей милости… Истинно и правдиво в Псалтыри сказано, извините: «Питие мое с плачем растворях».
- На то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные... по гроб жизни…
- Благодетели вы наши… Нам, дуракам, и невдомек, а вас Господь просветил…
- Чтоб тебя на том свете потянуло! Коли не умеешь рвать, так не берись!
- Сам ты дура!
- Парршивый черт… Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!
- Крестится на бутыль с карболовым раствором;
-
Учитель: Итак, охарактеризуем героя по таблице. Смешной ли Вонмигласов? (Вонмигласов смешной. Его речь, поведение говорят о том, что его поведение не соответствуют поведению человека, который служит в церкви…)
Вывод
Учитель: Итак, герои смешные, вызывают у нас улыбку. Что помогло автору показать героев смешными, какие средства он для этого использует (обратить внимание на таблицу)? (Описание внешности героев, их речь, поступки, поведение).
Введение компонента.
Учитель: А как эту смешную ситуацию обыграть на сцене? (С помощью жестов, мимики, выразительного чтения монолога).
Учитель: Кого мы должны пригласить? (Артистов).
(Учащиеся готовят сцену, артисты готовятся)
Учитель: Сегодня в роли критиков у нас Семёнова А., Кожокарь Ю, ….., они оценивают, смогли ли артисты всё это передать на сцене, остальные - зрители. Если вам понравится их выступление, то нам будет приятно, если услышим аплодисменты.
(Инсценирование фрагмента рассказа)
Учитель: Слово критикам (ответы учащихся).
Вывод урока. Учитель: Как смеётся А.П. Чехов: весело или зло? (Весело).
Учитель: Вернёмся к теме урока ««Хирургия» А.П. Чехова – юмористический рассказ», и сформулируем вывод, можно ли этот рассказ назвать юмористическим и почему.
(Этот рассказ можно назвать юмористическим, потому что автор показывает смешных героев, используя для этого различные средства создания характера (внешность, речь, поступки)).
Рефлексия.
Фамилия Имя _____________________________________________
Сегодня на уроке я узнал(а) _________________________________