Тема : ?аза? хал?ыны? ауыз ?дебиеті т?рлері
Цель : Формирование понятия «Устное народное творчество» ,
Развитие умений и навыков работы с текстом, развитие критического мышления, умения выражать свои мысли
Задачи: - познакомить учащихся с устным народным творчеством казахского народа,
- развивать навыки работы с текстом, уметь правильно выразить мысль,
-воспитывать уважение к искусству, к творческому прошлому казахского народа.
Вид урока : комбинированный
Оборудование: книги: «Фольклор казахского народа», сказки, легенды.
Метод: усвоение нового материала, повторение пройденного.
- Организационный момент. (эпиграф «Білімі? к?п болса, сені ??рметтейді,байлы?ын к?п болса,?ыз?анады, білімні? арты? болатыны сол»)
- Проверка домашнего задания
А) Тест. ( Выполняется письменно в тетради )
Б) Устный опрос
- Что выражают народные песни, кюи? О чем в них поется?
- Какие музыкальные инструменты казахов вы знаете?
-Расскажи о Коркыте. Почему ему дали такое имя?
-Кто такой Асан Кайгы?
- Что вы можете рассказать о Курмангазы Сагырбайулы?
В) А теперь мы проверим терминологию (дать определение).
- «Жар-жар», «Жоктау» ,«Сынсу»
ІІІ.Новая тема: Устное народное творчество казахского народа
Учитель: История устного народного творчества казахов начинается с древнего тюрского периода.
Схема «Виды устного народного творчества»
1.Сказка
2.Легенда
3.Эпос
4.Лиро-эпические жыры
5.Загадки
6.Пословицы- поговорки
7.Афоризмы
- Сказка-повествование о вымышленных событиях с участием фантастических персонажей.
(Слайд)
Роль сказки – воспитание. Найдите и прочитайте вслух, в чем заключается роль сказки.(работа с учебником)
-Какие народные казахского народа вам известны?
-Какую сказку вы любите больше всех? Читаем отрывок сказки про Алдара Косе.
2.Легенды- они звучат чаще в форме стиха или рассказа. Рассказывается о героических подвигах героев. Героем может быть батыр, воин, хан.
Найдите и прочитайте, о ком часто говорится в казахских легендах?(работа с учебником)
3.Эпос- воспевается героизм батыров.
«Кобланды батыр», «Ер Таргын», «Ер Косай»
4. Лиро- эпические жыры(слайд) – это различные сказания о свободе, гуманности, любви, о жизни народа.
«Козы Корпеш- Баян Сулу», «КызЖибек», «Айман-Шолпан»
5. Пословицы- поговорки- (слайд) жанр фольклора, краткое изречение. Дается наставление, совет.
-Найдите и прочитайте в тексте, где говорится об отличии пословицы от поговорки.
В пословице мысль высказывается полностью. В поговорке- предложение неполное. Человек сам догадывается о смысле.
-Какие мы знаем пословицы-поговорки? (работа с учебником)
6.Загадки-это вопрос для ума, остроумия.
-Найдите определение загадки.- Какие загадки вы знаете? (каждый называет по одной)
«Черная корова стоит, а красная корова ее лижет» (Огонь и казан).
7.Афоризмы- краткие изречения, точно и глубоко излагающие сложные вопросы, автором афоризмов являются известные люди.
IY. Закрепление.
1.Я начинаю - вы заканчивайте.
- Добро совершить никогда (не поздно).
- Человек без друзей- что дерево (без листьев).
- Скромность украшает (человека).
2. Загадки.
- Утром встал- на две дороги попал ( брюки).
- У одной мыши два хвоста ( ножницы).
3. Сказка«Жиренше мен ?арашаш»- читаем, обсуждаем.
Y.Вывод. Казахский народ в сказаниях, сказках, легендах и в других жанрах устного народного творчества учит и воспитывает у людей только добрые , лучшие , положительные качества.
YI.Домашнее задание.
Найти и выучить пословицы-поговорки.(1 р яд - о дружбе, 2 ряд- о Родине, 3 ряд- о труде)