«Баснописец, каких не было…»
Цель:
Закрепить и обобщить знания учащихся по басням И.А.Крылова; формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
Развивать навыки выразительного чтения, речь, творческое мышление, умение инсценировать басню, воображение, память, умение работать со словарём.
Воспитывать интерес к чтению, книгам, доброе и чуткое отношение к окружающим, взаимопомощь, сочувствие.
Оборудование: толковый словарь Ожегова, Даля, книги с баснями И.А.Крылова, иллюстрации к басням, портрет Крылова, фотография памятника Крылову в Петербурге, таблички с выдержками из басен, табличка “справочное бюро”.
Ход урока
1. Вступительное слово Учителя:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!
Крылов говорил: «Люблю, где случай есть, Пороки пощипать».
И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет.
И, как считал В.Г. Белинский, слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа.
- Сегодня ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.А. Крылова, проявить смекалку и творческие способности.
- Сегодня у нас необычный урок, сегодня у нас праздник. Вы спросите: «Почему?» Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами и произведениями. А встреча с книгами – всегда праздник.
Работа с портретом И.А. Крылова.
- Посмотрите на портрет И. А. Крылова. Каким он вам представляется по характеру?
Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость – эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве
Биография писателя
Анекдоты из жизни Крылова
По окончании трапезы, где бы Крылов ни находился, он любил по русскому обычаю вздремнуть. В Английском клубе, который он постоянно посещал более 35 лет, долго оставалось незакрашенным пятно на стене, сделанное его головой, покоившейся после сытного обеда. Там собирались поставить его бюст.
Водки и вина пил он не много, но сильно налегал на квас. Неоднократно старались его опоить, но не получалось. Несмотря на это, в Петербурге он слыл пьяницей, поскольку имел вечно сонную физиономию. При этом он живо реагировал на шутки и замечания; мало кто мог состязаться с ним в остроумии. Один из писателей-завистников спросил его: "И чего это вас все время печатают?" Крылов ответил: "Так ведь басни дети читают. Дети книжки рвут, вот их и переиздают". Пушкин любя назвал Крылова "преоригинальной тушей".
А.Ф. о Крылове
Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чем. Сказывалось впечатление, что знаменитый баснописец полностью растворился в лени и гурманстве. Он совершенно не стеснялся слыть обжорой, неряхой и лентяем. Но работал Иван Андреевич до последних дней.
"Великий обжора" любил, распахнув окно, прохаживаться по комнате без одежд. 9 ноября 1844 года "дедушка Крылов" умер от пневмонии, хотя поначалу и выдвигались версии, что от заворота кишок. За несколько часов до смерти, он попросил перенести его с постели в кресла, но затем, сказав, что ему тяжко, попросил снова лечь. Последним распоряжением умирающего была просьба раздать всем, кто его помнил, по экземпляру своего нового издания басен, который друзья и знакомые писателя получили вместе с извещением о смерти их автора...
Могила Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре
- В Петербурге в Летнем саду стоит памятник – сидит человек с грустным лицом, смотрит вдаль, а на постаменте вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: ну, конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен!
Скульптор П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича Крылова в обычной, будничной одежде, скопировав для большей точности просторный длиннополый сюртук, который баснописец носил в последние годы жизни. Иван Андреевич сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?
- А что такое басня? Давайте обратимся в справочное бюро!
(К доске прикреплена табличка “справочное бюро”. За столом сидят два ученика. У них на столе необходимые словари и справочники. Из словаря они зачитывают необходимую информацию.)
Басни – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни.
БАСНЯ – краткий рассказ нравоучительного характера. В баснях используется аллегория (иносказание). Персонажей обычно бывает немного – два или три. Автор рассказывает о событии и подводит итоги, т.е. формулирует мораль.
- Что такое аллегория? Мораль?
Итак, повторим ещё раз, что такое басня и из каких элементов она состоит.
Басня состоит из двух частей: рассказа и морали.
Басня может быть написана и прозой, также её героями могут быть и люди.
Басня – это литературный жанр, который берёт своё начало в далёком прошлом. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа. Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в Германии – Лессинг, в России – Майков, Сумароков, Ломоносов и другие.
2. Творческие задания по творчеству Крылова
Дедушка Крылов – так ласково прозвали Крылова в народе. С его баснями мы знакомы с детства, они сопровождают нас всю жизнь. Многие строки басен Крылова превратились в пословицы и поговорки, имена героев его басен стали нарицательными. К этому уроку вы должны были прочитать басни Крылова. Давайте проверим, как хорошо вы знакомы с ними.
Мораль каких басен соответствует пословицам:
Не руби сук, на котором сидишь. (“Свинья под дубом”.)
В чужом глазу соринку видит, а в своём бревно не замечает (“Зеркало и обезьяна”.)
Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться (“Свинья под дубом”.)
Не потопаешь, так и не полопаешь. (“Стрекоза и муравей”.)
Готовь сани летом, а телегу зимой (“Стрекоза и муравей”.)
Это какие стрекоза и муравей? Не те, которых в суд вызвали? Давайте посмотрим.
Проводится гражданское слушание по делу о тунеядстве. Истец Муравей. Ответчик Стрекоза.
А давайте посмотрим, как это было у Крылова…
Инсценировка «Стрекоза и муравей»
- Какой конфликт лежит в основе басни?
- Какой аллегорический смысл в основе? Какие человеческие пороки осуждает автор?
- Нравоучительный смысл. Где располагается мораль?
- Язык?
Внимание! Чёрный ящик!
А в нём предмет, “дух, которого героиню пленил”; предмет “с которого глаз она не сводит”.
(Выслушиваются ответы. Достаётся из ящика кусочек сыра.)
– Послушайте художественное чтение басни Крылова “Ворона и лисица”.
– Что разоблачает басня? (Хвастунов, самоуверенных, берущихся не за свое дело людей.)
- Какую черту характера людей высмеивает автор? (Лицемерие, лесть, глупость.)
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доброй слушательницей Ворона?
– Почему Лисице удалось достичь цели?
– Какие слова басни стали крылатыми?
В украинском языке есть интересная пословица: «Дурень тоді розумним буває, коли мовчить».
Попробуем доказать, что мораль басен Крылова не устарела, что она применима и к нашей колледжной жизни. Придумать и инсценировать следующие истории (задание в парах):
Петя выманивает кофе у Васи (басня “Ворона и Лисица”)
Директор школы и Петя (басня “Слон и Моська”)
Петя порвал учебник, а потом... (басня “Свинья под дубом”)
Выпуск стенгазеты (Лебедь, Щука и Рак”)
Маша и Даша хвалят друг друга (басня “Кукушка и Петух”)
С остальной группой: Задание "Кто быстрее закончит фразу":
Продолжите фразу:
-Ай, Моська! Знать, она сильна…/ что лает на Слона.
-Ворона каркнула во всё воронье горло…/ сыр выпал, с ним была плутовка…
-А вы, друзья, как ни садитесь…/ всё в музыканты не годитесь.
-Когда в товарищах согласья нет…/ на лад их дело не пойдёт.
-Когда бы вверх могла поднять ты рыло…/ тебе бы видно было…
-А Васька…/ слушает да ест.
-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…/ за то, что хвалит он…
-У сильного…/ всегда бессильный виноват.
-Чтоб музыкантом быть…/ так надобно терпенье.
-Коль корни обнажишь…/ оно засохнуть может.
-Ты всё пела. Это дело…/ так поди же попляши.
-Невежда также в ослепленье…/ бранит науки и ученья и все учёные труды…
Да, бывает и так! А вот у Крылова как было, сейчас посмотрим!
Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.
Инсценировка «Кукушка и петух»
- В чём мораль басни?
- В какой форме написана басня? Как и в большинстве басен – диалог, в котором раскрываются характеры героев.
Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.
Знаете, каких людей называют замечательными? Которые всё замечают! Вот об одном из таких людей следующая басня:
- Чтобы лучше понять басню, надо знать, что такое кунсткамера? Обратимся в «Справочное бюро».
Инсценировка «Любопытный» (слайд шоу)
- О чём предостерегает Крылов?
(На доске) 1- соло 2 – дуэт 3 – трио 4 - … 5 – квинтет
Вставьте недостающее слово. Что оно обозначает? Для уточнения обратимся в «Справочное бюро»
Вы кино любите? А старое немое? Давайте перенесёмся лет на сто и посмотрим басню Ивана Андреевича Крылова «Квартет»
Видеофильм «Квартет»
Крылов отрицательно относился к царю Александру І, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров он высмеял в басне «Квартет». В 1810 году Александр І перестроил Государственный Совет, разделив его на 4 департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако законов никаких для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие
Творческие задания
-А теперь узнаем, на сколько вы хорошо знаете басни.
Вопросы к литературному состязанию:
Одна из героинь басни решила прославиться, “без драки попав в большие забияки”. назвать басню, объяснить, как она решила прославиться. (“Слон и Моська”.)
В какой басне Крылова рассказывается о грузе, который так и не был доставлен по адресу? Почему? (“Лебедь, Рак и Щука”.)
В каких баснях Крылова герои предаются неумеренным восхвалениям вокальных данных своих собеседников?(“Ворона и Лисица”, “Кукушка и петух”.)
1. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок». В какой басне звучат эти слова? (Ворона и Лисица).
2. У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»? (У Муравья).
3. Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да Косолапый Мишка).
4. Внимание! Одна из героинь басни Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр).
5. За кем по улицам «толпа зевак ходила»? (за Слоном).
6. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).
7. Предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки).
8. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»? (Кукушка и Петух).
9. Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название:
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву!». (Волк и Ягнёнок).
Кто быстрее? Каждая пара учащихся получает набор из 14 карточек с именами героев басен. Побеждает пара, которая раньше других соберет карточки в пары так, чтобы получились названия басен.
Литературный аукцион «Угадай героя». (Учитель показывает предметы, а учащиеся должны сказать, герою какой басни они могут принадлежать.) Перечень предметов: ларчик, рукав, очки, виноград, ложка, тарелка, собачка, зеркало, кусок сыра, желуди, ноты и т.д.
3. Особенности басен
Мы услышали сегодня много басен, давайте выделим основные особенности басен.
Краткость, напряжённость конфликта, быстрота действий.
Аллегорический смысл. Иносказательно (чаще через мир животных), но остро изображаются конкретные пороки действительности.
Мораль. Нравоучительный смысл. Где обычно располагается мораль? (перед, после и не выделена, звучит в репликах героев)
Диалог. В некоторых баснях диалог преобладает над описанием («Кукушка и Петух»). Замечательны и описания (поведение Моськи, Мартышки). Точно найденные глаголы рисуют быстро сменяющиеся картины.
Язык басен. Прост, звучит естественно, при этом богат и выразителен. Народность языка крыловских басен проявляется и в выборе слов и выражений, и в построении фразы, и в использовании пословиц и поговорок. Мы встретим у него и простонародные слова и обороты, которых избегала ранее литература (мужик, рожа, сдуру, брюхо).Тихохонько Медведя толк ногой. Хоть видит око, да зуб неймёт.
Крылатые слова. Многие выражения из басен стали афоризмами, обратились в пословицы, порой даже трудно решить, что позаимствовано у народа, а что придумано Крыловым. Сильнее кошки зверя нет. Вперёд чужой беде не смейся голубок. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
4. Подведение итогов урока.
- Чему научили вас басни И.А. Крылова?
А.С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».
Н.В. Гоголь: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»
Вывод. В баснях высмеиваются недостатки и пороки людей. В них вместо людей изображаются животные, птицы, растения, наделённые чертами характера человека. И.А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей он представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливаем жизненный опыт.
5. Работа с заповедью.
Старайся стать разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.