Конспект урока на тему "Тоска большая, не знающая границ..." по рассказу А.П.Чехова "Тоска"
Конспект урока на тему "Тоска большая, не знающая границ..." по рассказу А.П.Чехова "Тоска"
Данный урок учит учащихся читать Чехова: проникновенно и вдумчиво относиться к слову. Главная цель урока: показать одиночество человека в большом и шумном городе, воспитывать чуткое отношение к человеку, будь он учитель, врач, крестьянин или чиновник. Урок развивает навыки анализа художественного произведения, монологическую речь, культуру общения, умение пользоваться словарем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Тоска большая, не знающая границ..." по рассказу А.П.Чехова "Тоска" »
Открытый урок литературы в 8 классе.
Тема: «Тоска громадная, не знающая границ» по рассказу
А.П.Чехова «Тоска».
Цель:учить учащихся читать Чехова: проникновенно и внимательно относиться к слову; показать одиночество человека в большом и шумном городе; воспитывать чуткое отношение к человеку, будь он учитель, врач, крестьянин или чиновник.
Оформление: (эпиграф к уроку)
«Что такое, что извозчик задумался и натыкается на экипажи и прохожих? Пьян, верно, или глуп непроходимо, подумаем мы с вами. Но едва на это взглянет Чехов, перед ним раскрываются тайны, его любящее сердце видит за всем этим целую жизнь…»
Л.Е.Оболенский, журнал «Русское слово».
Словарные слова: козлы (сиденье для кучера)
почин (начало какого-либо дела)
седок (пассажир)
Этический словарь: духовная ценность
душевная щедрость
Портрет А.П Чехова.
Определение слова тоска по словарю Ожегова.
Тоска – 1.Душевная тревога, уныние, печаль.
2.Скука, а также что-то очень скучное, неинтересное.
1.Вступительное слово.
В 1889 году, когда вышел в свет первый большой сборник рассказов А.П.Чехова- «Пестрые рассказы»(куда автор поместил, в частности, и «Тоску»), к нему пришла широкая известность. Критики наперебой писали о таланте молодого автора. Л.Н.Толстой, прочитав рассказ «Тоска», отнес его к «первому сорту» чеховских произведений.
- Итак, о чем же рассказ «Тоска»? Об этом поговорим на уроке.
Тоска. Продолжите этот синонимический ряд. Тоска- печаль- уныние-тревога-горе.
- Прочитайте определение слова тоска по словарю Ожегова и скажите, какое определение более точно раскрывает душевное состояние героя рассказа?
- Вам знакомо это чувство? Когда вам бывает особенно тоскливо?
-Постоянно находиться в таком состоянии невозможно тягостно. Что вы делаете, чтобы развеять тоску? (нужно с кем-то поговорить, заняться делом).
- Вы находите человека, который может вас выслушать, понять, посочувствовать?
2.Работа с текстом.
-А как обстоит дело с нашим героем? Кто главный персонаж рассказа? Кем он работает? Расскажите его историю.
(обычный петербургский извозчик, который занят обычным делом. Это Иона Потапов, умер бесконечно близкий ему человек – сын. Дочь осталась в деревне, некому о ней беспокоиться.)
- Что он думает по поводу смерти сына?
(«Сыну бы ездить, а не мне… Жить бы только… «Чудное дело, смерть дверью обозналась…Заместо того, чтобы ко мне идтить, она к сыну..»
- Смерть сына легла огромной тяжестью на его душу. Каким сделало его горе? Прочитайте внешнюю характеристику героя.
(«Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только можно согнуться живому человеку, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег..»
- Прокоментируйте этот отрывок. Как вы поняли? Какое значение обретает снег?
(Иона Потапов находится в состоянии задумчивости, оцепенения, безразличия. Что ему снег. Снег превратил его в привидение. Он лежит толстым слоем на нем, как на неживом человеке. Снег подчеркивает глубину его переживаний. Он погружен в думу, в свое горе.)
- Кто тоже бел и неподвижен, являясь как бы его продолжением? Процитируйте.
(Лошадь. Цитата. «…и погружена в мысль.»)
- В какую мысль?
(Цитата. Стр.36)
- Почему человек и лошадь так похожи в задумчивости? Что их объединяет?
(Они выбиты из обычной « колеи жизни».(история лошади).
- Как долго они так простояли?
(«Выехали до обеда…, а сейчас вечерние сумерки»)
- Как давно умер сын Иона Потапова? (прошла неделя).
- И неделю не покидало извозчика желание пересказать седокам историю гибели сына. Сколько раз он пытается это сделать? (3 раза).
- Расскажите об этом. Кто оказался первым седоком?
(военный в шинели с капюшоном…)
- Какими словами начинает свой рассказ?
- Передайте реакцию седоков на эти слова. («Поезжай, поезжай…»)
- Расскажите о следующих пассажирах. Слова извозчика, реакция седоков.
- Военный и молодые господа – это люди другого сословия, а среди « своих» (извозчиков, дворников) он находит понимание?
(Нет. Никто не слышит его.)
- Как молодому извозчику хотелось спать, так Иону хотелось говорить. Тоска распирает его грудь с еще большей силой. Он ищет человека. Прочитайте об этом. (Цитата. Стр 41. «Глаза Иона…».
- Вместо соучастия, что слышит и чувствует извозчик?
(Шум уличной суматохи, угрозы, сердитые возгласы (куда прешь, леший!), бранится кучер с кареты, злобно смотрит на него прохожий, ругань, больше слышит, чем чувствует звуки подзатыльника.
- Петербург злобен, страшен, криклив.
- «Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, погоде… Про сына, когда один, думать он не может… Поговорить с кем – нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко».
- Кто его понимает, сочувствует, слушает? Прочитайте об этом.
- Обратите внимание на слово жеребеночек и с/с родная мать. На какое слово оно похоже? Почему автор использует это слово?
3. Обобщение.
- Итак, получается, что бессловесное, молчаливое животное гораздо человечнее человека. Страшная получается ситуация: человек только животному может излить душу. В нем найти родственную душу.
- О чем же рассказ «Тоска»?
(автор показал жестокость мира, в котором человеку одиноко, не может найти понимания. Ведь Иона ничего от людей не требует, а просто человеческого внимания, сочувствия. Стр.42)
- Почему так определена тема урока: «Тоска громадная, не знающая границ»?
(тоска в душе героя, и тоска в душе самого Чехова. Чехову грустно и печально было наблюдать за обществом, где человек, живя среди людей, чувствует себя одиноким.
- Прочитайте эпиграф урока, но не комментировать.
- Продолжите этический словарь
Духовная ценность (- кто представляет духовную ценность?)