kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Система персонажей в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой конспект занятия по литературе на тему "Система персонажей в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"". Материал предназначен для 10 класса школы или 1 курса учреждений НПО и СПО. Цели и задачи урока: проанализировать систему персонажей поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»; развивать навыки анализа литературного произведения; воспитывать любовь к литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Система персонажей в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"" »

Тема: «Система персонажей в поэме "Кому на Руси жить хорошо"»


Цели и задачи: проанализировать систему персонажей поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»; развивать навыки анализа литературного произведения; воспитывать любовь к литературе.

Методы и приемы: слово учителя, работа с текстом, составление таблицы.


Ход урока


I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Работа по теме урока

Слово учителя. Система персонажей в эпопее сложно устроена. Самое характерное для нее — многочисленность. В главах первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые» перед нами огромное количество людей. Некрасов говорил, что поэму он собирал «по словечку», и эти «словечки» и стали голосамиисториями народной толпы.

Построение системы персонажей связано и с конфликтом поэмы.

Если первоначальный замысел, который можно реконструировать по спору мужиков в «Прологе», предполагал противостояние крестьян всей общественной пирамиде от чиновника до царя, то изменение его (поворот к изображению жизни народа) определило и иной конфликт — мира крестьянского и мира, непосредственней всего связанного с крестьянской жизнью, — помещичьего.

Создание таблицы.

Выберите из поэмы образы помещиков.

Помещики в поэме представлены достаточно разнообразно. Первый из них Оболт-Оболдуев, рассказ которого рисует общую картину помещичьей жизни в прошлом и настоящем и образ которого соединяет множество возможных помещичьих типов (он и хранитель патриархальных устоев, и лирик, воспевающий усадебную идиллию, и деспот-крепостник). Резче всего конфликтное противостояние миров представлено в «Последыше». Парадоксальному анекдотическому сюжету разыгранной «камеди» соответствует и резко гротескный образ помещика. Князь Утятин — выморочное, полуживое, ненавидящее существо; его невидящее, мертвое око, которое «вертится колесом» (несколько раз повторяющийся образ), гротескно воплощает образ мертвой жизни.

Выберите из поэмы образы крестьян

Крестьянский мир отнюдь не однороден. Основное деление строится на нравственном противостоянии тех, кто ищет правды, как семеро мужиков, которые берут обет «... дело спорное / По разуму, по-божески, / По чести повести», тех, кто отстаивает народную честь и достоинство, как Яким Нагой («... люди мы великие / В работе и в гульбе»), кто позволяет понять, что счастье не в «покое, богатстве, чести» (первоначальная формула), а в строгой правде (судьба Ермилы Гирина), кто оказывается богатырем и в своем бунте, и в своем покаянии, как Савелий, — тех, кто выражает нравственную силу всего крестьянского мира, и тех, кто от этого мира отъединяется, от лакея в «Счастливых» до предателя Глеба-старосты в легенде «О двух великих грешниках».

Особое место среди героев поэмы занимает Гриша Добросклонов. Сын бедного дьячка, интеллигент-разночинец, он изображен как человек, знающий, в чем счастье, и счастливый, потому что нашел свой путь. «За все страдное, русское /Крестьянство я молюсь!» —говорит Савелий, и Гриша, продолжая тему жизни для всех, создает песню о «доле народа, счастье его». Песни Гриши в «Пире на весь мир» естественно завершают песенный сюжет, создавая одновременно образ течения времени: «Горькое время — горькие песни» —прошлое, «И старое и новое» — настоящее, «Доброе время — добрые песни» — будущее.

IV. Домашнее задание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Альшова Ирина Николаевна

Дата: 20.07.2014

Номер свидетельства: 110312


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства