Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Проблема свободы в поэме А.С.Пушкина « Цыганы» »
Проблема свободы в поэме А.С.Пушкина « Цыганы»
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 329 ЮВАО г. Москвы
Романова Марина Владимировна
Тема: Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
Цели:
1. Проанализировать поэму « Цыганы» и раскрыть мастерство Пушкина
2. Продолжать развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста, определять авторскую позицию.
3. Проследить, какое развитие в поэме получила тема свободы
Ход урока.
1. Сегодня на уроке мы продолжим изучение поэмы А.С.Пушкина «Цыганы».
Запишите тему урока: «Проблема свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
2. Проверка домашнего задания
- Понравилась ли вам поэма?
- О чем вас заставила задуматься эта поэма?
- Где же разворачиваются события, происходящие в поэме? (в цыганском таборе)
- Почем у Пушкин описывает именно цыганскую нацию?
- Докажите, что поэма романтическая.
3. Анализ поэмы
Чтение начала поэмы.
- Какие картины возникли в вашем воображении?
- В чем привлекательность такой жизни?
(Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)
- Кто из героев поэмы олицетворяет эту вольную жизнь? Является символом вольности? (Земфира)
- Каким вы представляете внутренний мир Земфиры… ( Живет чувствами, сердцем, не задумывается о будущем, она как вольный ветер)
- Какими чертами романтического героя наделен Алеко?
-Давайте вспомним, а что значит романтический герой.
(Это необычный человек в необычных обстоятельствах. Человек, не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие. )
-Алеко похож на такого героя?
(Да, он жаждет свободы, он сменил жизнь среди богатого народа « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к.. считает, что они свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.)
-Скажите, как Алеко попал в цыганский табор?
(Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой)
-А как отец реагирует на это? Зачитайте.
( Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько, сколько он сам захочет. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сделать выбор своего жизненного пути.)
Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года.
- Принесла ли счастье Алеко обретенная свобода?
(Нет, все складывается не так, как он задумывал. Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги.)
-Почему несчастлив Алеко?
(Его разлюбила Земфира.)
-Об этом песня Земфиры. Чтение диалога Земфиры и Алеко.
-Так почему же страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается? (Главные ценности жизни для Алеко – свобода и любовь, но он страдает от внутренних противоречий, которые вызваны невозможностью отбросить все ценности цивилизованного общества.)
Старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и, увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе,
- Чтение истории старика.
-Зачем ее рассказывает старик?
(Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, не так уж безоблачна, нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь..)
-Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика об измене Мариулы?. Зачитайте.
(Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не простит измены.)
- Что мы обнаруживаем в характере главного героя? (Алеко, требующий свободы для себя, не желает признавать ее для других, если эта свобода затрагивает его интересы, его права. Поэт развенчивает романтического героя, показывая, что за его стремлением к свободе стоит «безнадежный эгоизм».
-Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным? (Он убивает)
Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается сходный конфликт. Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика.
Как понимают свободу главные герои?(у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему, т.е. у Алеко индивидуалистическое понимание свободы.
Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Цыган признает естественное право каждого человека на свободу, т.е. у него гуманистическое понимание свободы.
4. Написание синквейна Алеко,Земфира, Цыган ( работа по группам)
5. Заключительная часть
-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?
Пушкин любит своих героев. Своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет ограничений и обязательств, где царит полная свобода действий.
А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?
Может ли человек быть свободным?
Он предоставляет право решить это самому читателю.
5. Домашнее задание
Написать мини-сочинение: « Что значит быть свободным?»