kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему Литература военных лет. Алексей Александрович Сурков. "Бьётся в тесной печурке огонь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить и углубить знания учащихся о литературе ВОВ. Сформировать представление о свободолюбивой лирике русских писателей. Способствовать пробуждению интереса к поэзии. Отработка умения грамотно и выразительно читать стихи.

 Воспитывать чувства милосердия, патритизма, гордости за предков.

Обогатить словарный запас уащихся, развивать навыки выразительного чтения и анализа произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему Литература военных лет. Алексей Александрович Сурков. "Бьётся в тесной печурке огонь" »

Русская литература. 9 класс

Тема урока: Литература военных лет

Алексей Александрович Сурков. "Бьётся в тесной печурке огонь"

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Лебедев – Кумач. (1943г)

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о литературе ВОВ. Сформировать представление о свободолюбивой лирике русских писателей. Способствовать пробуждению интереса к поэзии. Отработка умения грамотно и выразительно читать стихи.

Воспитывать чувства милосердия, патритизма, гордости за предков.

Обогатить словарный запас уащихся, развивать навыки выразительного чтения и анализа произведения.

Основные приемы: слово учителя, комментирование, чтение, работа с таблицей, беседа.

Межпредметный связь: история, музыка.



Ход урока:

І. Организационный момент ( подготовка учащихся к уроку).

ІІ. Слово учителя. В этом году мы познакомились с разными литературами разных эпох. Сегодня продолжаем знакомимся с литературой периода Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная Война! Что мы знаем о Войне? Слайд №1.

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Голос уверенно - строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война. (С. Маршак)



ІІІ. Новая тема.Запись на доске и в тетрадях темы урока, установка на характер работы, проверка готовности к ней. Для того, чтобы хорошо усвоить новую тему начертите таблицу: Знаю. Хочу знать. Узнал.

ІV. Задание №1. При помощи опорных слов написать мини сочинение. Индивидуально.

Война. Народ. Города. Горе. Поэты. Герои. Подвиг. (2 минуты)

Ученики читают сочинение. (Они пишут в разделе "Знаю" то, что сами знают) .

Задание № 2. Чтения учениками стихотворение К.Симонова "Родина"

V. Объяснение материала. Война поставила перед писателями новые задачи. Первым делом нужно было волнующим словом художника показать справедливый, освободительный характер ВОВ. Не менее важной была и вторая задача: поддерживать мужество и стойкость сражавшего народа, укреплять веру в победу над врагом.

Со всеми этими задачами справились с честью: они были готовы защищать Родину с автоматом в руках.

С началом войны перестроилась литература, особенно поэзия. Военно-патриотическая лирика стала в те дни ведущим жанром литературы. Основные темы: Родина, дружба, верность и любовь.



Алексей Александрович Сурков (1899-1983)

Поэт, критик, публицист.

Жанр его произведений: стихи, очерк, статья.

Сразу же после объявления Великой Отечественной войны А.А.Сурков ушел в армию. Для него это была четвертая война по счету.

Уже в первый день войны поэт пишет патриотических стихотворений.

Осенью 1941 года А.Сурков находился в окружении. В этот период он создал знаменитую "Землянку". Через несколько месяцев песню (музыка К.Листова) распевали всех фронтах. Её передавали из уст в уста, создавали о ней легенды.

В стихотворении передана суровая правда о войне. В обстановке войны, где до смерти - четыре шага, лирического героя охватывает грусть, тоска по любимой.



Хронологическая таблица по жизни и творчеству поэта

Годы

События

1

1899

Год рождения поэта Деревня Середнево, Рыбинский уезд, Ярославская губерния

2

1918-1922

Доброволец в РККА, Пулеметчик, разведчик

3

1930

Начало литературной деятельностий І-сборник стихов "Запев"

4

1934

Окончил литературный институт

5

1931-1937

Произведения о героях гражданской войны

6

1934-1939

Работа в журнале "Литературная учеба"

7

1939-1945

Военный корреспондент газеты «Красная звезда»

8

1940-1946

Ряд произведений отмечены гос. Премией СССР

9

1941

Стихотворение «В землянке»

10

1946-1951

Награжден Сталинской премией І, ІІ степени

11

1950

Сборник стихов «Миру-мир!»

12

1969

Ему присвоено звание Героя Соц. Труда

13

14.06.1983

Умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище





VI. Чтение учителем текста.

В ЗЕМЛЯНКЕ
Слова Алексея Суркова
Музыка Константина Листова


Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты.

В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
слова - ноябрь 1941

музыка - февраль 1942



VII. Словарная работа.

землянка - крытое углубление в земле, вырытое для жилья - жертөле

печурка - маленькая печка.

поленья - куски распиленного и расколотого бревна для топки.

заплутавшее(просторечие) - заблудившее.



VIII. Чтение стихотворения учениками. Слушать музыку этой пени.



IX. Закрепление РАФТ

Р- роль----солдаты, военные лица

А-аудитория ---- землянка

Ф-форма---стихотворение

Т-тема---о войне

Ответьте на вопросы: Почему текст называется "Землянка"? Какие чувства и мысли выражены в стихотворении?

Как раскрывается в стихотворении нерасторжимая связь судьбы отдельного человека с судьбой народа.

Стихотворение не имеет заглавия. Как бы Вы его озаглавили?


X. Оценивание.

XI. Задание на дом: выучить стихотворение А.Суркова "В землянке" наизусть. Написать мини сочинение "Ради мира на земле".



Помните!

Через века, через года-

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда-

Помните!

Люди!

Покуда сердца стучатся-

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны.

Р.Рождественский



























































Фамилия _________________________________________





Знаю

Хочу узнать

Узнал




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Елтезерова Бахыт Дарменовна

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 193138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства