Конспект урока на тему Литература военных лет. Алексей Александрович Сурков. "Бьётся в тесной печурке огонь"
Конспект урока на тему Литература военных лет. Алексей Александрович Сурков. "Бьётся в тесной печурке огонь"
Расширить и углубить знания учащихся о литературе ВОВ. Сформировать представление о свободолюбивой лирике русских писателей. Способствовать пробуждению интереса к поэзии. Отработка умения грамотно и выразительно читать стихи.
Воспитывать чувства милосердия, патритизма, гордости за предков.
Обогатить словарный запас уащихся, развивать навыки выразительного чтения и анализа произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему Литература военных лет. Алексей Александрович Сурков. "Бьётся в тесной печурке огонь" »
Русская литература. 9 класс
Тема урока: Литература военных лет
Алексей Александрович Сурков. "Бьётся в тесной печурке огонь"
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Лебедев – Кумач. (1943г)
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о литературе ВОВ. Сформировать представление о свободолюбивой лирике русских писателей. Способствовать пробуждению интереса к поэзии. Отработка умения грамотно и выразительно читать стихи.
Воспитывать чувства милосердия, патритизма, гордости за предков.
Обогатить словарный запас уащихся, развивать навыки выразительного чтения и анализа произведения.
Основные приемы: слово учителя, комментирование, чтение, работа с таблицей, беседа.
Межпредметный связь: история, музыка.
Ход урока:
І.Организационный момент ( подготовка учащихся к уроку).
ІІ. Слово учителя. В этом году мы познакомились с разными литературами разных эпох. Сегодня продолжаем знакомимся с литературой периода Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная Война! Что мы знаем о Войне? Слайд №1.
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Голос уверенно - строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война. (С. Маршак)
ІІІ. Новая тема.Запись на доске и в тетрадях темы урока, установка на характер работы, проверка готовности к ней. Для того, чтобы хорошо усвоить новую тему начертите таблицу: Знаю. Хочу знать. Узнал.
ІV. Задание №1. При помощи опорных слов написать мини сочинение. Индивидуально.
Война. Народ. Города. Горе. Поэты. Герои. Подвиг. (2 минуты)
Ученики читают сочинение. (Они пишут в разделе "Знаю" то, что сами знают) .
V. Объяснение материала. Война поставила перед писателями новые задачи. Первым делом нужно было волнующим словом художника показать справедливый, освободительный характер ВОВ. Не менее важной была и вторая задача: поддерживать мужество и стойкость сражавшего народа, укреплять веру в победу над врагом.
Со всеми этими задачами справились с честью: они были готовы защищать Родину с автоматом в руках.
С началом войны перестроилась литература, особенно поэзия. Военно-патриотическая лирика стала в те дни ведущим жанром литературы. Основные темы: Родина, дружба, верность и любовь.
Алексей Александрович Сурков (1899-1983)
Поэт, критик, публицист.
Жанр его произведений: стихи, очерк, статья.
Сразу же после объявления Великой Отечественной войны А.А.Сурков ушел в армию. Для него это была четвертая война по счету.
Уже в первый день войны поэт пишет патриотических стихотворений.
Осенью 1941 года А.Сурков находился в окружении. В этот период он создал знаменитую "Землянку". Через несколько месяцев песню (музыка К.Листова) распевали всех фронтах. Её передавали из уст в уста, создавали о ней легенды.
В стихотворении передана суровая правда о войне. В обстановке войны, где до смерти - четыре шага, лирического героя охватывает грусть, тоска по любимой.
Хронологическая таблица по жизни и творчеству поэта
№
Годы
События
1
1899
Год рождения поэта Деревня Середнево, Рыбинский уезд, Ярославская губерния
2
1918-1922
Доброволец в РККА, Пулеметчик, разведчик
3
1930
Начало литературной деятельностий І-сборник стихов "Запев"
4
1934
Окончил литературный институт
5
1931-1937
Произведения о героях гражданской войны
6
1934-1939
Работа в журнале "Литературная учеба"
7
1939-1945
Военный корреспондент газеты «Красная звезда»
8
1940-1946
Ряд произведений отмечены гос. Премией СССР
9
1941
Стихотворение «В землянке»
10
1946-1951
Награжден Сталинской премией І, ІІ степени
11
1950
Сборник стихов «Миру-мир!»
12
1969
Ему присвоено звание Героя Соц. Труда
13
14.06.1983
Умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище
VI. Чтение учителем текста.
В ЗЕМЛЯНКЕ Слова Алексея Суркова Музыка Константина Листова
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты.
В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега... До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. слова - ноябрь 1941
музыка - февраль 1942
VII. Словарная работа.
землянка - крытое углубление в земле, вырытое для жилья - жертөле
печурка - маленькая печка.
поленья - куски распиленного и расколотого бревна для топки.
заплутавшее(просторечие) - заблудившее.
VIII. Чтение стихотворения учениками. Слушать музыку этой пени.
IX.Закрепление РАФТ
Р- роль----солдаты, военные лица
А-аудитория ---- землянка
Ф-форма---стихотворение
Т-тема---о войне
Ответьте на вопросы: Почему текст называется "Землянка"? Какие чувства и мысли выражены в стихотворении?
Как раскрывается в стихотворении нерасторжимая связь судьбы отдельного человека с судьбой народа.
Стихотворение не имеет заглавия. Как бы Вы его озаглавили?
X.Оценивание.
XI.Задание на дом: выучить стихотворение А.Суркова "В землянке" наизусть. Написать мини сочинение "Ради мира на земле".