конспект урока на тему:"Г. Скребицкий, В. Чаплина "Как белочка зимует"
Конспект урока на тему:"Г. Скребицкий, В. Чаплина "Как белочка зимует"
Тема: Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»
Цель: учить узнавать научные и художественные тексты, определять жанр произведения, прививать любовь к родной природе
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для парной работы, карточки для групповой работы, модели обложек
Ход урока:
1Организационный момент
Здравствуйте дети Начнём наш урок с улыбки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
2 Работа в паре.
-Девиз нашего урока у вас зашифрован на листочке. Вам нужно зачеркнуть буквы не русского алфавита , оставив только буквы русского алфавита.
З g g н а j н d и s е l с g о z v б и w р а е w т с q я п о f n к а z п l л r е w
«Знание собирается по капле» (слайд№1)
-Прочитайте, как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Знание сразу не дается, всему нужно учиться постепенно)
-Какие вы еще пословицы об ученье знаете?
-Сегодня мы покажем свои знания произведений о зиме, т. к. мы заканчиваем изучать раздел «Снежок порхает, кружится…»
-Вы прочитали много произведений о зиме, и мы вспомним некоторые из них.
3 Работа по группам.
Каждая группа получает план, по которому вы должны узнать произведение, автора и сделать модель обложки
ПЛАН 1.
1.Сколько детей было у Деда Мороза?
2.Что сделал Ветер?
3.Какую работу сделал Лёд?
4.О чём говорил Иней?
5. (р.н.с. Дети Деда Мороза)
ПЛАН 2
1.Беляки-зайцы.
2.Охотник.
3. (Соколов-Микитов И. Зима в лесу)
ПЛАН 3
1.Первый, октябрьский снег.
2.Январский снег.
3.Февральский снег.
4. (Иванов С. Каким бывает снег)
ПЛАН 4
1.Ноги промочил.
2.Всем вам Крышка
3. (Шим Э. Всем вам крышка)
Если группа справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Проверка задания . Дети зачитывают план, защищают свою модель.
(отметить работу групп)
4 Работа с текстом до чтения
а) антиципация (слайд № 2)
А сейчас я вам покажу предложение из другого произведения:
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веточек, из сучьев.
-прочитайте предложение
-что вы из него узнали? ( говорится о белочке, из чего она строит гнездо, сравнивается её гнездо с гнездом птицы)
б) рассматривание иллюстрации с. 144
-О чём будем читать? ( о белочке, как она зимует)
- кто автор этого произведения? ( Г. Скребицкий, В. Чаплина)
- Читали ли мы произведения этих авторов? ( да, Г.Скребицкий «Осень»)
в) объявление цели урока
- Кто сможет сказать цель нашего урока? ( прочитать рассказ и узнать как белочка зимует)
5 Работа с текстом
а) первичное чтение текста вслух
- Совпали ли наши предположения , о чём будет рассказ? (да)
- Ребята, как вы думаете, это произведение художественное или научно-познавательное? ( научно-познавательное) Почему вы так думаете? (сопоставление художественных рассказов или сказок с научными).
-На каком уроке мы часто встречаемся с научно-познавательными текстами? (на уроках окружающего мира)
Каких ещё зимующих животных, обитающих в нашей республике, вы знаете?
(слайд №3)
б) Физминутка для глаз
в) вторичное чтение вполголоса
г) беседа по тексту, выборочное чтение
- Как вы думаете, как автор относится к белочке? ( хорошо, с любовью и заботой
-Почему белочке не страшны ни мороз, ни ветер. Прочитай.
-Найди и прочитай описание гнезда белки.
6 Индивидуальная работа в тетради с .70
- выполним первое задание ( записать фамилию авторов)
7 Знакомство с биографией писателей. (слайд)
Вера Васильевна Чаплина с детства очень любила животных . Она часто ходила в зоопарк, занималась в кружке юных биологов. Ребята начинали с самого простого — чистили и убирали клетки, учились кормить и ухаживать за животными, потом записывали свои наблюдения за их поведением. Позднее из этих дневниковых записей родились первые рассказы Веры Чаплиной.
Затем она стала заведовать тигрятами, волчатами, лисятами — всеми звериными детьми. Среди тех, кого она выкармливала и растила, сама не доедая и не досыпая ночей, были будущие герои её рассказов: выдрёнок Ная, моржиха Нюрка, австралийский динго Чужой… Была среди них и настоящая звезда — львица Кинули. Крошечного львёнка, брошенного матерью, Вера Чаплина кормила из соски, согревала мехом своей шубы, дежурила около неё ночи напролёт и, наконец, выходила.
Почти полтора года львица жила в московской коммунальной квартире, играла в мяч, ходила на прогулки, снималась в кино. И вся страна с изумлением и радостью следила, как она подрастает, и ждала, что же будет дальше. Первый в мире эксперимент по проживанию льва в обычной квартире закончился благополучно. Больше всего Кинули полюбили дети. Они писали ей письма с таким адресом: «Москва, Большая Дмитровка, Кинули Чаплиной»… И письма доходили. Став известной писательницей Вера Васильевна оставила работу в зоопарке, но о своих питомцах, давних и новых, не забывала. Героями её рассказов теперь всё чаще становились те, кого можно увидеть и в дачном посёлке, и в подмосковном лесу, и в городе.
Г. Скребицкий за 30 лет написал немало хороших книг. И читатели, в основном дети, узнавали много прекрасного в мире нашей природы. Он не расставался с записной книжкой, куда заносил свои записи и зарисовки.
На выставке представлены книги К.Паустовского, Г. Снегирёва, В.Чаплиной, В. Бианки
(зачитать отрывки)
- Что объединяет
- Всех этих авторов? ( любовь к природе, к животным)
- Я советую вам прочитать эти книги, чтоб ещё больше знать о животных и их повадках.
8 Итог урока
- Узнали ли вы сегодня на уроке что-то новое о белках?
- Кому захотелось прочитать книги о животных прямо сейчас?
9 Оценивание
За активную работу на уроке…
10 Домашнее задание
Взять в библиотеке книгу о животных, принести в класс и рассказать о прочитанном, или подготовить пересказ «Как белочка зимует», в р/т творческое задание с.70
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему:"Г. Скребицкий, В. Чаплина "Как белочка зимует" »
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»
Цель: учить узнавать научные и художественные тексты, определять жанр произведения, прививать любовь к родной природе
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для парной работы, карточки для групповой работы, модели обложек
Ход урока:
1Организационный момент
Здравствуйте дети Начнём наш урок с улыбки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
2 Работа в паре.
-Девиз нашего урока у вас зашифрован на листочке. Вам нужно зачеркнуть буквы не русского алфавита , оставив только буквы русского алфавита.
З g g н а j н d и s е l с g о z v б и w р а е w т с q я п о f n к а z п l л r е w
«Знание собирается по капле» (слайд№1)
-Прочитайте, как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Знание сразу не дается, всему нужно учиться постепенно)
-Какие вы еще пословицы об ученье знаете?
-Сегодня мы покажем свои знания произведений о зиме, т. к. мы заканчиваем изучать раздел «Снежок порхает, кружится…»
-Вы прочитали много произведений о зиме, и мы вспомним некоторые из них.
3 Работа по группам.
Каждая группа получает план, по которому вы должны узнать произведение, автора и сделать модель обложки
ПЛАН 1.
1.Сколько детей было у Деда Мороза?
2.Что сделал Ветер?
3.Какую работу сделал Лёд?
4.О чём говорил Иней?
5. (р.н.с. Дети Деда Мороза)
ПЛАН 2
1.Беляки-зайцы.
2.Охотник.
3. (Соколов-Микитов И. Зима в лесу)
ПЛАН 3
1.Первый, октябрьский снег.
2.Январский снег.
3.Февральский снег.
4. (Иванов С. Каким бывает снег)
ПЛАН 4
1.Ноги промочил.
2.Всем вам Крышка
3. (Шим Э. Всем вам крышка)
Если группа справится с заданием, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Проверка задания . Дети зачитывают план, защищают свою модель.
(отметить работу групп)
4 Работа с текстом до чтения
а) антиципация (слайд № 2)
А сейчас я вам покажу предложение из другого произведения:
Гнездо у белки, как у птицы, устроено: из веточек, из сучьев.
-прочитайте предложение
-что вы из него узнали? ( говорится о белочке, из чего она строит гнездо, сравнивается её гнездо с гнездом птицы)
б) рассматривание иллюстрации с. 144
-О чём будем читать? ( о белочке, как она зимует)
- кто автор этого произведения? ( Г. Скребицкий, В. Чаплина)
- Читали ли мы произведения этих авторов? ( да, Г.Скребицкий «Осень»)
в) объявление цели урока
- Кто сможет сказать цель нашего урока? ( прочитать рассказ и узнать как белочка зимует)
5 Работа с текстом
а) первичное чтение текста вслух
- Совпали ли наши предположения , о чём будет рассказ? (да)
- Ребята, как вы думаете, это произведение художественное или научно-познавательное? ( научно-познавательное) Почему вы так думаете? (сопоставление художественных рассказов или сказок с научными).
-На каком уроке мы часто встречаемся с научно-познавательными текстами? (на уроках окружающего мира)
Каких ещё зимующих животных, обитающих в нашей республике, вы знаете?
(слайд №3)
б) Физминутка для глаз
в) вторичное чтение вполголоса
г) беседа по тексту, выборочное чтение
- Как вы думаете, как автор относится к белочке? ( хорошо, с любовью и заботой
-Почему белочке не страшны ни мороз, ни ветер. Прочитай.
-Найди и прочитай описание гнезда белки.
6 Индивидуальная работа в тетради с .70
- выполним первое задание ( записать фамилию авторов)
7 Знакомство с биографией писателей. (слайд)
Вера Васильевна Чаплина с детства очень любила животных . Она часто ходила в зоопарк, занималась в кружке юных биологов. Ребята начинали с самого простого — чистили и убирали клетки, учились кормить и ухаживать за животными, потом записывали свои наблюдения за их поведением. Позднее из этих дневниковых записей родились первые рассказы Веры Чаплиной. Затем она стала заведовать тигрятами, волчатами, лисятами — всеми звериными детьми. Среди тех, кого она выкармливала и растила, сама не доедая и не досыпая ночей, были будущие герои её рассказов: выдрёнок Ная, моржиха Нюрка, австралийский динго Чужой… Была среди них и настоящая звезда — львица Кинули. Крошечного львёнка, брошенного матерью, Вера Чаплина кормила из соски, согревала мехом своей шубы, дежурила около неё ночи напролёт и, наконец, выходила. Почти полтора года львица жила в московской коммунальной квартире, играла в мяч, ходила на прогулки, снималась в кино. И вся страна с изумлением и радостью следила, как она подрастает, и ждала, что же будет дальше. Первый в мире эксперимент по проживанию льва в обычной квартире закончился благополучно. Больше всего Кинули полюбили дети. Они писали ей письма с таким адресом: «Москва, Большая Дмитровка, Кинули Чаплиной»… И письма доходили. Став известной писательницей Вера Васильевна оставила работу в зоопарке, но о своих питомцах, давних и новых, не забывала. Героями её рассказов теперь всё чаще становились те, кого можно увидеть и в дачном посёлке, и в подмосковном лесу, и в городе.
Г. Скребицкий за 30 лет написал немало хороших книг. И читатели, в основном дети, узнавали много прекрасного в мире нашей природы. Он не расставался с записной книжкой, куда заносил свои записи и зарисовки.
На выставке представлены книги К.Паустовского, Г. Снегирёва, В.Чаплиной, В. Бианки
(зачитать отрывки)
- Что объединяет
- Всех этих авторов? ( любовь к природе, к животным)
- Я советую вам прочитать эти книги, чтоб ещё больше знать о животных и их повадках.
8 Итог урока
- Узнали ли вы сегодня на уроке что-то новое о белках?
- Кому захотелось прочитать книги о животных прямо сейчас?
9 Оценивание
За активную работу на уроке…
10 Домашнее задание
Взять в библиотеке книгу о животных, принести в класс и рассказать о прочитанном, или подготовить пересказ «Как белочка зимует», в р/т творческое задание с.70
Районный конкурс
«Мастерская мультимедийных уроков»
урок литературного чтения во 2 классе
тема: Г. Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»