Форма проведения урока (урок-телепередача) увлекает детей, заставляет думать, анализировать, сопоставлять, воспитывает любовь к чтению дополнительной литературы.
Этапы урока | Содержание | Примечание |
Орг. Мом. | - Все услышали звонок, начинаем наш урок! К гостям нашим повернитесь, дружно все им улыбнитесь. Добрый день ,всем и пора отправляться в чудеса! Живет в нем вся вселенная, А вещь обыкновенная: В нем ты увидишь море и тайгу, Жирафов, близко солнце и луну. Вот Скрудж Макдаг нас всех заворожил. И сняться в передачах пригласил! - Ребята, а кто из вас любит смотреть передачи по телевизору? - Давайте сегодня попробуем провести урок “В гостях у телепередач”. Но одно условие: зрителями будут наши гости, а мы будем режиссерами-постановщиками. Мне позвольте быть главной ведущей. Итак, начинаем. |
Игрушка (утка) |
“В гостях у сказки” | - Прочитайте название любимой передачи. Что Что это такое сказка? Сказка – фольклорное или литературное произ произведение с элементами вымысла и фантастики. В В сказках всегда назидательный смысл. Сказка – повествовательное народно - поэтическое произ веден ведение о вымышленных лицах и событиях, Ппреимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Мы сегодня начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его. назв - Что значит «литературные сказки»? На какие две группы разде разделены сказки? -Сказки разделили на 2 группы: народные и литературные, или авторские . - Как их различить? - Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка - это сказка особая. У нее есть автор. Можете ли вы, например узнать сказки, которые сочинил Пушкин? Пушкин писал свои сказки в стихах. Он рассказывает сказки просто и интересно. Их легко запомнить. А что такое присказка? То, что перед сказкой. (Присказка задушевная, с колыбельной интонацией. Стиль присказки близок к народному. Раньше считали, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой детям, сибирский кот Васька появился у Аленушки.) | Слайд 1 с музыкой.
|
Работа над выразительным чтением | - Представьте, что вы - старший брат, сестра, мама или бабушка Аленушки, и прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке. - Почему Аленушку писатель окружил только животными? - Одна из лучших сказок, включенных в сборник, это “Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост”. Отправляемся на передачу «В мире животных» . |
Чтение присказки с. 182.
Слайд 2 Звучит музыка |
“В мире животных” | - Провести передачу “В мире животных” мне помогут дикторы: ... (мелодия из программы) Добрый день мы ведущие программы « В мире животных» послушайте, пожалуйста, сведения о животных. 1. Зайцы обитают почти на всех континентах. На свет зайцы появляются зрячими, крупными и в шерсти. Зайчиха кормит зайчат молоком. Если чужая кормящая мать-зайчиха найдет в траве зайчонка, то обязательно его накормит, не пробежит мимо. Через месяц зайчата уже кормятся молодой травкой. 2.Зайца, конечно ноги спасают, но стоит посмотреть, как он убегает, например, от гончих собак. Несется, стелется по земле, заложив назад свои длинные уши, а собаки с диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние и начинает путать следы: то назад скакнет, то в сторону, а потом огромными прыжками уйдет и затаится. Сидит и спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. 3 . А глаза у зайца не зря “косые” – он видит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе заяц спокойно, пока не увидит, что пора убегать. Не очень-то похоже на трусость. Зайцы живут до 8-13 лет. Длинные задние ноги позволяют срываться зайцу с места и мчаться 3-5 метровыми прыжками. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/час. Сон зайца беспокойный: раз по 20 на день он засыпает ненадолго и столько же просыпается, оглядывается и прислушивается. 4. Волк - родоначальник домашних собак. Волки больше всего похожи на немецких овчарок. Главное отличие - хвост. Волк никогда не закручивает его колечком, а держит опущенным вниз. Волки любят большие леса с открытым пространством. Не случайно говорят, что волка ноги кормят: за одну охоту зверю порой приходится пробежать 50-120 км., т. к. рядом с логовом волки не охотятся. Мясо детям приносят в желудках и, отрыгивая его, кормят малышей.) На заре устраивают хоровое пение - воют. Дикой природе волки необходимы. Главным образом волки уничтожают больных и слабых животных, выполняя роль санитаров. Программу подготовили: Данил, Анатолий ,Дмитрий, Адель. До свидания! - Впереди следующая телепередача «Мой серебряный шар». Приглашаем наших ведущих. | Мальчики рассказывают сведения о зайце и волке.( показывают фото)
Дима
Данил
Адель
Толя |
“Мой серебряный шар” Знакомство с творчеством писателя. | - Добрый день !Меня зовут Венера … Послушайте пожалуйста биографию писателя. Дмитрий . Наркисович Мамин - Сибиряк родился в 1852 году в заводском поселке близ Нижнего Тагила. Здесь он и прожил до 14 лет. Отец у Дмитрия был священником при заводе. По вечерам в скромном поповском домике происходили чтения вслух, - это был отдых после дневных трудов. В 14 лет Мамина отправляют учиться в духовное училище, а затем в Пермскую духовную семинарию, где он впервые начинает писать небольшие рассказы. После окончания он едет в Петербург и поступает в Медико- хирургическую академию. Родители не могли оказать материальную помощь Мамину, он вынужден подрабатывать: он пишет в журналах и газетах. Но не хватает денег, чтобы заплатить за последний год занятий: умирает отец, и забота о семье ложится на плечи Мамина-Сибиряка , который к тому же очень тяжело заболел. Поэтому ему так и не удалось закончить университет. Аделина. Его перу принадлежат такие произведения, как “Приваловские миллионы”, “Горное гнездо”. Мамин считал, что дети - самая строгая публика, и в последние годы жизни писал только для детей. Самую широкую известность получили “Аленушкины сказки”, переведенные на многие языки мира. Мамин - Сибиряк признался: “Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальное”. Эти сказки писатель сочинял для своей любимой дочери Аленушки. Его жена умерла вскоре после рождения дочки. Мамин воспитывал и растил ее один. Аленушка часто болела. И, оберегая маленькую больную слушательницу, Мамин .-Сибиряк исключает из описания жизни людей все, что могло бы ее огорчить и расстроить. “Аленушкины сказки” очень светлые, безоблачные, жизнерадостные. С животными происходят необычные и удивительные истории. Всего доброго с вами были : Сабирова Аделина и Хамидуллина Венера. | Знакомство с творчеством писателя.( Венера и Аделина рассказывают и показывают портрет) Слайд 3 |
Знакомство с темой урока. Чтение сказки | - Теперь вы много знаете о жизни животных, пора прочитать нам сказку .Как вы думаете о ком будет сказка? - После прочтения вы должны ответить на вопрос: “Почему заяц из трусливого и боязливого превратился в смелого и храброго?” Читают и отвечают на вопрос. (Надоело бояться, надоело прятаться, главное поверить в себя!). Мы находимся на телепередаче . Групповая работа. Пожалуйста на столах у вас листочки .Журналисты дали нам словарную работу. Найдите, пожалуйста, определения к 3м выражениям, соедините стрелочкой. Отвечать будет один из группы, определитесь. | Учитель Чтение по цепочке.
Слайд4
На столах задания для 2-х групп. |
Словарная работа “Ново-TV” | ДУША В ПЯТКИ - чувство страха, сильный испуг. ХРАБРОСТЬ - мужество и решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью. ХВАСТОВСТВО - неумеренное восхваление своих достоинств, часто мнимых, преувеличенных. | |
Физ.минутка | - Пора отдохнуть. В эфире программа "Театр + ТV". |
Слайд 5 |
“Театр + TV” | (Включается грамзапись: 1. Я на скрипочке играю: тили-ли - 2 раза. Пляшут зайки на лужайке: тили-ли да тили-ли. 2. А потом на балалайке: трень-да- рень - 2 раза Пляшут зайки на лужайке - трень. 3. Заиграл на барабане: бум-бум-бум, трам-там-там. В страхе зайки разбежались по кустам - 2 раза)
Отдохнули пора на передачу «Время деловых людей». | Грамзапись.
Слайд 6 |
Анализ сказки “Время деловых людей” | - Мы прочитали с вами сказку. Понравилась она вам? Что особенно понравилось? - Каким изображен заяц в начале сказки? Ребята, вспомните случаи из вашей жизни, когда у вас «душа в пятки убежала» (рассказы детей). Что вызывало смех в сказке ? Когда вам было страшно? Назовите героев произведения. Кто главный герой? Когда вам было жалко главного героя ? Вам было стыдно за главного героя? Посмотрите на пословицы и выберите подходящую для нашей сказки: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит. (Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится). Поговорка «У страха глаза велики»? –( Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.) «Волка ноги кормят.» «Язык болтает, а голова отвечает».
- Как вы считаете, на сколько частей можно поделить сказку? Скажите о чем говорилось в начале , потом и т.д. (1. Надоело бояться. 2. Всем весело. 3.Волк - тут как тут. 4.Зайца ноги носят.) - Прочитайте 1 часть. - Чего же боялся заяц? - Найдите строчки в тексте, в которых говорится о том, что ему надоело бояться. - Как можно назвать эту часть? - Попытайтесь найти вторую часть. - Как можно ее озаглавить? - Каким вам в этой части представляется заяц? (глупый, хвастун). - Почему собрались все зайцы на полянке? - Найдите отрывок в сказке о том, как вели себя молодые зайчата, старушки - зайчихи и старые зайцы. |
|
Чтение по ролям | - Вообразите, что вы - те самые зайцы, а один из вас - заяц-хвастун. Попробуйте прочитать диалог зайцев, передав интонацией голоса недоумение одних и храбрость другого.( Чтение со слов Боялся заяц до Ах, какой он глупый!)с.183-184. Передача «Совершенно секретно» |
Слайд 7 |
“Совершенно секретно” | -В 3 части . - Какие мысли одолевали волка? - Найдите строчки, как заяц совсем уж расхрабрился. - Как можно озаглавить 3 часть?
- На секунду прикройте глаза. Представьте себе полянку в лесу. На пеньке - заяц. Вдруг он увидел, что рядом волк ... |
|
Словесное рисование
Работа в группе. | - Откройте глаза. Расскажите, что вы увидели, словесно проиллюстрируйте то, что вы вообразили. - Сейчас мы будем работать по содержанию последней части, а в заключении вы скажите, как можно озаглавить ее. - Найдите в сказке выражения, которыми можно заменить данные: сильно испугался (Тут язык у хвастуна ...) убежал стремительно (Заяц-хвастун подпрыгнул ...). - Какое меткое сравнение использовал Мамин? Ослабел, сильно устал (Наконец совсем обессилил ...) Очень удивился тому, что услышал (Храбрый заяц сразу приободрился ...) Появился, как только о нем вспомнили (Вылез из своей ямки, встряхнулся ...) Каким представляется вам заяц? - Как можно озаглавить эту часть? |
На партах листочки с заданиями. |
Выставление оценок “Звездный дождь” | - Подходит к концу наша телевизионная программа. В память о нашем уроке все, кто принимал активное участие в постановке различных передач, получают отличные отметки и звездочку от программы “Звездный дождь”. | Слайд 8 |
Итог | Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? - Что же на уроке тебя удивило? -Меня удивил храбрый заяц. - Чему учит нас эта сказка? Не надо бояться никаких трудностей. -Правильно, ребята, никогда не забывайте, что смелость «города берёт». | Слайд 9
|
Д/З. |
Д.Н. Мамин Сибиряк сказка “Про комара Комаровича - длинный нос и про Мохнатого мишку - короткий хвост”. Эту сказку вы возьмете из библиотеки и прочитаете для пересказа. Все молодцы! До свидания! Спасибо за урок.
| |