kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Басня И.А.Крылова "Осёл и Соловей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Цель урока: познакомить обучающихся с басней И.Крылова "Осёл и Соловей".

Задачи урока: Образовательная:формировать теоретические знания о басне, как о литературном жанре и практически применить знания в процессе индиидуальной трактовки; повторить жанровые особенности басни;

Развивающая:развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, понимать иносказательный смысл басни, её мораль, различать человеческие достоинства и недостатки;

Воспитывающая:воспитывать стремление к расширению кругозора обучающихся;

Коррекционная: коррекция речи обучающихся: совершенствовать слуховое восприятие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Басня И.А.Крылова "Осёл и Соловей" »

Чтение 8 класс

Тема: И.А.Крылов. Осёл и Соловей

Цель: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова: «Осёл и Соловей»

Задачи

Образовательная: формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации (индивидуальной трактовки)  басни; проверить знание учащихся биографии И.А. Крылова; повторить жанровые особенности басни.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст понимать иносказательный смысл басни и её мораль, различать человеческие достоинства и недостатки.

Коррекционная: коррекция речи: совершенствовать слуховое восприятие.

Воспитывающая: воспитывать стремление  к расширению кругозора  учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, портрет И.А. Крылова, Чтение 8 класс. З.Ф. Малышева, басни Крылова.


Ход урока

  1. Организационный момент. Сосредоточить внимание учащихся

Психологический настрой учащихся на урок

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

- Ребята, начнём наш урок с хорошим настроением.

Артикуляционная разминка: Влас у нас, Афанас у вас. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

  1. Проверка домашнего задания: стр.78 - 79

выразительно прочитать басню “Волк на псарне”, ответить на вопросы.

Слайд 1

Учитель читает строки из стихотворения П. А. Вяземского:

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят».

Учитель: Как вы думаете, о ком эти строки?

Учащиеся: О Крылове.

Слайд 2

Учитель: - Кто такой И.А. Крылов? Как его ещё называют?

- Что вы можете о нём рассказать? (рассказ уч-ся)

Итак, Иван Андреевич Крылов-баснописец. Он писал басни.

- Что такое басня? (Короткий - стихотворный нравоучительный рассказ, построенный на олицетворении животных, растений).

Учитель: Что вы ещё знаете про басню? (подготовленный рассказ учащихся)

Слайд 3

Басня – это короткий рассказ в стихах со сравнением образов. Язык басен прост. Часть басни похожа на сказку. Часто в басне присутствует смешное.

Басня – это рассказ о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) в которых скрываются нравственные и общественные проблемы.

В конце басни или вначале автор помещает мораль, в котором заключена главная мысль.

Итак, мы знаем, что:

 1) Басня помогает читателю разобраться в сложной житейской ситуации.

2) Вместо людей в басне действуют предметы и животные.

3) Мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, что было задано на дом?

Слайд 4

Учащиеся: прочитать выразительно басню Крылова «Волк на псарне» и нарисовать рисунок;

  1. чтение басни по цепочке;

  2. ответы на вопросы:

- Как называется басня, которую вы прочитали?

- Кто автор этой басни?

- Правильно, Иван Андреевич Крылов.

- Назовите героев басни.

- В связи с какими событиями написана басня «Волк на псарне»?

- Кого вывел Крылов в образе Волка? Кто в басне представляет Кутузова?

- Кто подразумевается под псарями?

- Что такое псарня? (помещение для собак)

- Что такое овчарня? (помещение для овец)

- Покажите свои рисунки, которые вы нарисовали к басне.

- Что искал Волк? Что он нашёл?

- Кто поднялся на псарне против Волка?

- Рассмотрите иллюстрацию. Как выглядят действующие лица?

- Какие обещания начал давать Волк, поняв, что ему грозит гибель?

- Какое слово помогает понять, что волк говорит неискренне?

- Каким тоном говорит Волк, как меняется его тон?

- Как воспринял слова Волка ловчий? Что он предпринял в ответ на эти слова?

- Как понять выражение с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с их долой.

- Где в басне мораль?

(И волчью вашу я давно натуру знаю;

А потому обычай мой;

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.)

Учитель: Что такое мораль басни?

Слайд 5

(это вывод, который даётся вначале или в конце басни).

Выражение с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

Таким образом, вспомним ещё раз, в связи с какими событиями была написана басня? Кто в басне показан как представитель зла? Волк – это кто? (Наполеон) Кто олицетворяет добро? (Ловчий-Кутузов).

Победили русские войска Наполеона?

3. Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться, (потянулись),

Два - согнуться, разогнуться (прогнули спинки, руки на поясе),

Три - в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши),

Головою три кивка. (движение головой)

На четыре - руки шире (руки в стороны).

Пять - руками помахать (махи руками).

Шесть - на место тихо сесть, (присели)

4. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Слайд 6

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной басней И. А. Крылова: «Осёл и Соловей».

5. Чтение басни учителем; (прослушивание аудиозаписи)

6. Словарная работа:

Слайд 7

МАСТЕРИЩЕ - искусный мастер,

СВИРЕЛЬ - русский музыкальный инструмент; род двуствольной продольной флейты. (показать флейту)

7. Чтение басни учащимися

- Хоровое чтение;

- Чтение по цепочке

8. История басни

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: "Какой-то вельможа, может быть, следуя примеру императрицы Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: "Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?" — "Не умею", — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне "Осел и Соловей". После публикации басни Крылова стали называть "Соловьем". Это прозвание вошло в литературу.

В басне Крылова «Осел и Соловей» каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься.

Слайд 8

Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека - мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов - не просто баснописец, он - великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.

Слайд 9

Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления - глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Слайд 10

Мораль басни: Избави бог и нас от этаких судей (судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более).

9. Проверка усвоения нового материала.

Ответы на вопросы:

- Назовите героев басни;

- Скакой просьбой обратился Осёл к Соловью?

- Как описывает Крылов пение соловья? Кто из вас слышал пение соловья?

- Как слушали пение Соловья все в округе?

- Какова была реакция осла на пение Соловья? Как он его слушал? Какой приговор услышал Соловей?

- Как поступил Соловей, услышав приговор Осла?

- Какова мораль этой Басни? (Мораль басни Осёл и Соловей “Избави бог и нас от этаких судей” (судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более)).

11. Домашнее задание:

Слайд 11

стр. 80 выразительно прочитать, выучить отрывок наизусть со слов: «Тут Соловей являть своё искусство стал, до слов: Внимало всё тогда любимцу и певцу Авроры...».

12. Рефлексия. Оценки с комментариями учителя.

- С какой басней вы познакомились сегодня на уроке?

Что вы узнали?

Чему вы научились?

Что бы хотели узнать?

- Прочитайте мораль этой басни.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему: Басня И.А.Крылова "Осёл и Соловей"

Автор: Абдуллина Эльмира Рустемовна

Дата: 28.02.2015

Номер свидетельства: 180128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства