Конспект урока на тему: Басня И.А.Крылова "Осёл и Соловей"
Конспект урока на тему: Басня И.А.Крылова "Осёл и Соловей"
Урок для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Цель урока: познакомить обучающихся с басней И.Крылова "Осёл и Соловей".
Задачи урока: Образовательная:формировать теоретические знания о басне, как о литературном жанре и практически применить знания в процессе индиидуальной трактовки; повторить жанровые особенности басни;
Развивающая:развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, понимать иносказательный смысл басни, её мораль, различать человеческие достоинства и недостатки;
Воспитывающая:воспитывать стремление к расширению кругозора обучающихся;
Коррекционная: коррекция речи обучающихся: совершенствовать слуховое восприятие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Басня И.А.Крылова "Осёл и Соловей" »
Чтение 8 класс
Тема: И.А.Крылов. Осёл и Соловей
Цель: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова: «Осёл и Соловей»
Задачи
Образовательная: формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации (индивидуальной трактовки) басни; проверить знание учащихся биографии И.А. Крылова; повторить жанровые особенности басни.
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст понимать иносказательный смысл басни и её мораль, различать человеческие достоинства и недостатки.
Организационный момент. Сосредоточить внимание учащихся
Психологический настрой учащихся на урок
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
- Ребята, начнём наш урок с хорошим настроением.
Артикуляционная разминка: Влас у нас, Афанас у вас. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Проверка домашнего задания: стр.78-79
выразительнопрочитать басню “Волк на псарне”, ответить на вопросы.
Слайд 1
Учитель читает строки из стихотворения П. А. Вяземского:
«Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят».
Учитель: Как вы думаете, о ком эти строки?
Учащиеся: О Крылове.
Слайд 2
Учитель: - Кто такой И.А. Крылов? Как его ещё называют?
- Что вы можете о нём рассказать? (рассказ уч-ся)
Итак, Иван Андреевич Крылов-баснописец. Он писал басни.
- Что такое басня? (Короткий - стихотворныйнравоучительныйрассказ, построенный на олицетворении животных, растений).
Учитель: Что вы ещё знаете про басню? (подготовленный рассказ учащихся)
Слайд 3
Басня – это короткий рассказ в стихах со сравнением образов. Язык басен прост. Часть басни похожа на сказку. Часто в басне присутствует смешное.
Басня – это рассказ о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) в которых скрываются нравственные и общественные проблемы.
В конце басни или вначале автор помещает мораль, в котором заключена главная мысль.
Итак, мы знаем, что:
1) Басня помогает читателю разобраться в сложной житейской ситуации.
2) Вместо людей в басне действуют предметы и животные.
3) Мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, что было задано на дом?
Слайд 4
Учащиеся: прочитать выразительно басню Крылова «Волк на псарне» и нарисовать рисунок;
чтение басни по цепочке;
ответы на вопросы:
- Как называется басня, которую вы прочитали?
- Кто автор этой басни?
- Правильно, Иван Андреевич Крылов.
- Назовите героев басни.
- В связи с какими событиями написана басня «Волк на псарне»?
- Кого вывел Крылов в образе Волка? Кто в басне представляет Кутузова?
- Кто подразумевается под псарями?
- Что такое псарня? (помещение для собак)
- Что такое овчарня? (помещение для овец)
- Покажите свои рисунки, которые вы нарисовали к басне.
- Что искал Волк? Что он нашёл?
- Кто поднялся на псарне против Волка?
- Рассмотрите иллюстрацию. Как выглядят действующие лица?
- Какие обещания начал давать Волк, поняв, что ему грозит гибель?
- Какое слово помогает понять, что волк говорит неискренне?
- Каким тоном говорит Волк, как меняется его тон?
- Как воспринял слова Волка ловчий? Что он предпринял в ответ на эти слова?
- Как понять выражение с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с их долой.
- Где в басне мораль?
(И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой;
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.)
Учитель:Что такое мораль басни?
Слайд 5
(это вывод, который даётся вначале или в конце басни).
Выражение с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.
Таким образом, вспомним ещё раз, в связи с какими событиями была написана басня? Кто в басне показан как представитель зла? Волк – это кто? (Наполеон) Кто олицетворяет добро? (Ловчий-Кутузов).
Победили русские войска Наполеона?
3. Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться, (потянулись),
Два - согнуться, разогнуться (прогнули спинки, руки на поясе),
Три - в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши),
Головою три кивка. (движение головой)
На четыре - руки шире (руки в стороны).
Пять - руками помахать (махи руками).
Шесть - на место тихо сесть, (присели)
4.Сообщение темы урока. Постановка цели.
Слайд 6
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной басней И. А. Крылова: «Осёл и Соловей».
СВИРЕЛЬ - русский музыкальный инструмент; род двуствольной продольной флейты. (показать флейту)
7. Чтение басни учащимися
- Хоровое чтение;
- Чтение по цепочке
8.История басни
Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: "Какой-то вельможа, может быть, следуя примеру императрицы Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: "Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?" — "Не умею", — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне "Осел и Соловей". После публикации басни Крылова стали называть "Соловьем". Это прозвание вошло в литературу.
В басне Крылова «Осел и Соловей» каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься.
Слайд 8
Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека - мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов - не просто баснописец, он - великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.
Слайд 9
Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления - глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
Слайд 10
Мораль басни: Избави бог и нас от этаких судей (судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более).
9.Проверка усвоения нового материала.
Ответы на вопросы:
- Назовите героев басни;
- Скакой просьбой обратился Осёл к Соловью?
- Как описывает Крылов пение соловья? Кто из вас слышал пение соловья?
- Как слушали пение Соловья все в округе?
- Какова была реакция осла на пение Соловья? Как он его слушал? Какой приговор услышал Соловей?
- Как поступил Соловей, услышав приговор Осла?
- Какова мораль этой Басни? (Мораль басни Осёл и Соловей “Избави бог и нас от этаких судей” (судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более)).
11.Домашнее задание:
Слайд 11
стр.80 выразительно прочитать, выучить отрывок наизусть со слов: «Тут Соловей являть своё искусство стал, до слов: Внимало всё тогда любимцу и певцу Авроры...».
12.Рефлексия. Оценки с комментариями учителя.
- С какой басней вы познакомились сегодня на уроке?