kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Анализ рассказа В.П.Астафьева "Людочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Тема: В.П. Астафьев. Рассказ «Людочка». Анализ  произведения.
Цель: Продолжить  знакомство с творчеством В. Астафьева
           Анализ образной системы рассказа.
          Воспитание милосердия, сострадания.
Оборудование: портрет В. Астафьева
Эпиграф: «…мир жесток и груб…» (А. Ахматова)
Ход:
I. Вступительное слово учителя.
В. Астафьев – один из самых читаемых писателей нашей страны. Наиболее известны его произведения «Звездопад», «Кража», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Печальный детектив».
В конце 80-х – начале 90-х годов 20 века В.П.Астафьев пишет ряд произведений, чаще рассказов, которые представляют собой как бы новый этап в творчестве писателя. К ним относится рассказ «Людочка», написанный в 1987 году и впервые напечатанный в журнале «Новый мир» в 1989 году.
II. Анализ рассказа (Условие: при ответах на вопросы обращаться к тексту, зачитывать отрывки)
1. Вспомним сюжет рассказа. Что лежит в основе произведения?
                    (Ответ: «…история  мимоходом рассказанная, мимоходом
                    услышанная…» о простой деревенской  девушке Людочке)
2. Как вы понимаете, центральным образом произведения является образ Людочки.  Расскажите о Людочке. Дайте характеристику героине.
    (Ответ: Людочка родилась слабенькой, болезненной, плаксивой. В школе училась слабо, плохо запоминала материал, но была усидчивой. Выросла Людочка робкой, нерешительной, старательной, трудолюбивой. По хозяйству выполняла любую работу. Город, куда приехала героиня после окончания десятилетки, не вскружил ей голову. Девушка осталась тихой, скромной, спокойной, услужливой, послушной)
3. Почему же именно её, Людочку (Людмила – русское имя, «людям милая»), такую добрую, нежную, чуткую, умеющую сострадать, постигла беда?
      (Трагический парадокс времени?   Ответ: С одной стороны, Людочка сильна тем, что не свернула с истинного пути, глядя на девчонок с танцплощадки. А с другой стороны, характер Людочки, ее поведение, образ жизни – её слабое место.
        Город не научил девушку пить, хамить, но город не научил её и защищаться. Выросшая в деревне, среди девственной чистоты полей, лугов, она и не подозревала, что есть другой мир – грубый, жестокий, грязный, мир, в котором порой нет ничего святого, светлого, доброго.
       Героиня рассказа оказалась неготовой к жизни в мире, где незаслуженно правят такие, как Артемка-мыло, Стрекач)
4. Расскажите о последнем.
5. Что помогает писателю лучше раскрыть образ Стрекача?
     (Ответ: Речь героя. Стрекач говорит небрежно.  Искажает слова)
6. С какой целью автор использует нецензурные слова, выражения?
    (Ответ: Возможно, для того, чтобы показать ничтожность, «запачканность», если так можно выразиться, дутых «паханов». Речь Стрекача свидетельствует о наглости, невежестве героя рассказа, о его полной убежденности в том, что зло, которое он несет, ненаказуемо.
 Поведение Стрекача говорит и о другом: в обществе, к сожалению, не все могут противостоять этому злу)
7. И все-таки такая сила нашлась. Кто это?
     (Ответ: Отчим Людочки)
8. Расскажите о нем и подумайте, почему мать Людочки упорно не называла его хозяином или мужем, а только – «сам»?
     (Ответ: Возможно, дело в своеобразной недоступности героя)
9. Как отчим реагирует на смерть Людочки? Почему поступает именно таким образом? Насилие за насилие? Нет уверенности в том, что Стрекач получит по заслугам, если отдать в руки правосудия?
10. Можно ли назвать образ отчима самым ярким, колоритным, самым сильным? Почему?
11. Как вы думаете, помог бы отчим Людочке?
     (Ответ: Безусловно, если бы она обратилась к нему за помощью. Но она не сделала этого, так как не знала, как к нему подступиться. Не решилась рассказать ему о случившемся. Не рассказала, не поделилась, не попросила о помощи и осталась ОДНА)
12. ОДНА. Одиночество - одна из главных проблем, затронутых автором в рассказе. Когда Людочка стала одинокой?
      (Ответ: Одинокой она была всегда – и дома, и в школе, и в городе. Но почувствовала это, когда стряслась беда)
13. Зачитайте отрывок, рассказывающий о парне, за которым девушка ухаживала, находясь в больнице.
• Когда человек одинок?
• Нужна ли поддержка одиноким? Какая?
• Что такое сострадание?
14. События в рассказе переплетаются с воспоминаниями Людочки. Почему, как вы думаете, автор использует такой композиционный прием?
       (Ответ: Возможно, потому, чтобы мы смогли почувствовать неподдельную трагедию человека, чтобы мы посочувствовали, но не лукаво, а искренне)
15. Оставшись одна, Людочка не смогла, к сожалению, вынести тяжести своего несчастья и приняла страшное решение. Кто виноват в гибели героини? Только ли Стрекач?
16. Что являет собой эта гибель?
     (Ответ: Гибель Людочки – это укор всем живущим, укор родным и близким. Чувство вины будет преследовать и мать девушки, и Гавриловну, и отчима)
17.  ВЫВОД. А для читателей рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение о том, что и рядом с нами могут оказаться попавшие в беду люди. Не проходите мимо! Помогите и посочувствуйте им, поддержите их! Умение бережно относиться друг к другу, знакомому или незнакомому, позволит нам оставаться ЛЮДЬМИ в жестоком и грубом мире.
III. Домашнее задание
Письменная работа (выполнить одно из заданий на выбор).
1. Обозначить проблемы, затронутые автором, и прокомментировать одну из них.
2. Выразить отношение к рассказу.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Анализ рассказа В.П.Астафьева "Людочка" »

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ в 11 классе

Тема: В.П. Астафьев. Рассказ «Людочка». Анализ произведения.

Цель: Продолжить знакомство с творчеством В. Астафьева

Анализ образной системы рассказа.

Воспитание милосердия, сострадания.

Оборудование: портрет В. Астафьева

Эпиграф: «…мир жесток и груб…» (А. Ахматова)

Ход:

  1. Вступительное слово учителя.

В. Астафьев – один из самых читаемых писателей нашей страны. Наиболее известны его произведения «Звездопад», «Кража», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба», «Печальный детектив».

В конце 80-х – начале 90-х годов 20 века В.П.Астафьев пишет ряд произведений, чаще рассказов, которые представляют собой как бы новый этап в творчестве писателя. К ним относится рассказ «Людочка», написанный в 1987 году и впервые напечатанный в журнале «Новый мир» в 1989 году.

  1. Анализ рассказа (Условие: при ответах на вопросы обращаться к тексту, зачитывать отрывки)

  1. Вспомним сюжет рассказа. Что лежит в основе произведения?

(Ответ: «…история мимоходом рассказанная, мимоходом

услышанная…» о простой деревенской девушке Людочке)

  1. Как вы понимаете, центральным образом произведения является образ Людочки. Расскажите о Людочке. Дайте характеристику героине.

(Ответ: Людочка родилась слабенькой, болезненной, плаксивой. В школе училась слабо, плохо запоминала материал, но была усидчивой. Выросла Людочка робкой, нерешительной, старательной, трудолюбивой. По хозяйству выполняла любую работу. Город, куда приехала героиня после окончания десятилетки, не вскружил ей голову. Девушка осталась тихой, скромной, спокойной, услужливой, послушной)

  1. Почему же именно её, Людочку (Людмила – русское имя, «людям милая»), такую добрую, нежную, чуткую, умеющую сострадать, постигла беда?

(Трагический парадокс времени? Ответ: С одной стороны, Людочка сильна тем, что не свернула с истинного пути, глядя на девчонок с танцплощадки. А с другой стороны, характер Людочки, ее поведение, образ жизни – её слабое место.

Город не научил девушку пить, хамить, но город не научил её и защищаться. Выросшая в деревне, среди девственной чистоты полей, лугов, она и не подозревала, что есть другой мир – грубый, жестокий, грязный, мир, в котором порой нет ничего святого, светлого, доброго.

Героиня рассказа оказалась неготовой к жизни в мире, где незаслуженно правят такие, как Артемка-мыло, Стрекач)

  1. Расскажите о последнем.

  2. Что помогает писателю лучше раскрыть образ Стрекача?

(Ответ: Речь героя. Стрекач говорит небрежно. Искажает слова)

  1. С какой целью автор использует нецензурные слова, выражения?

(Ответ: Возможно, для того, чтобы показать ничтожность, «запачканность», если так можно выразиться, дутых «паханов». Речь Стрекача свидетельствует о наглости, невежестве героя рассказа, о его полной убежденности в том, что зло, которое он несет, ненаказуемо.

Поведение Стрекача говорит и о другом: в обществе, к сожалению, не все могут противостоять этому злу)

  1. И все-таки такая сила нашлась. Кто это?

(Ответ: Отчим Людочки)

  1. Расскажите о нем и подумайте, почему мать Людочки упорно не называла его хозяином или мужем, а только – «сам»?

(Ответ: Возможно, дело в своеобразной недоступности героя)

  1. Как отчим реагирует на смерть Людочки? Почему поступает именно таким образом? Насилие за насилие? Нет уверенности в том, что Стрекач получит по заслугам, если отдать в руки правосудия?

  2. Можно ли назвать образ отчима самым ярким, колоритным, самым сильным? Почему?

  3. Как вы думаете, помог бы отчим Людочке?

(Ответ: Безусловно, если бы она обратилась к нему за помощью. Но она не сделала этого, так как не знала, как к нему подступиться. Не решилась рассказать ему о случившемся. Не рассказала, не поделилась, не попросила о помощи и осталась ОДНА)

  1. ОДНА. Одиночество - одна из главных проблем, затронутых автором в рассказе. Когда Людочка стала одинокой?

(Ответ: Одинокой она была всегда – и дома, и в школе, и в городе. Но почувствовала это, когда стряслась беда)

  1. Зачитайте отрывок, рассказывающий о парне, за которым девушка ухаживала, находясь в больнице.

  • Когда человек одинок?

  • Нужна ли поддержка одиноким? Какая?

  • Что такое сострадание?

  1. События в рассказе переплетаются с воспоминаниями Людочки. Почему, как вы думаете, автор использует такой композиционный прием?

(Ответ: Возможно, потому, чтобы мы смогли почувствовать неподдельную трагедию человека, чтобы мы посочувствовали, но не лукаво, а искренне)

  1. Оставшись одна, Людочка не смогла, к сожалению, вынести тяжести своего несчастья и приняла страшное решение. Кто виноват в гибели героини? Только ли Стрекач?

  2. Что являет собой эта гибель?

(Ответ: Гибель Людочки – это укор всем живущим, укор родным и близким. Чувство вины будет преследовать и мать девушки, и Гавриловну, и отчима)

  1. ВЫВОД. А для читателей рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение о том, что и рядом с нами могут оказаться попавшие в беду люди. Не проходите мимо! Помогите и посочувствуйте им, поддержите их! Умение бережно относиться друг к другу, знакомому или незнакомому, позволит нам оставаться ЛЮДЬМИ в жестоком и грубом мире.

  1. Домашнее задание

Письменная работа (выполнить одно из заданий на выбор).

  1. Обозначить проблемы, затронутые автором, и прокомментировать одну из них.

  2. Выразить отношение к рассказу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Анализ рассказа В.П.Астафьева "Людочка"

Автор: Салазкина Светлана Александровна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106603


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства