- воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, творческую активность учащихся.
Вступление: Добрый день, дорогие друзья. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие мира поэзии .
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг момент 2 мин | Звучит японская мелодия | О поэзии О Японии О стихах |
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке» |
|
Молодцы. Сегодня на уроке мы попробуем войти в мир, сохранивший аромат и потаенную душу страны восходящего солнца, отразившийся в поэзии, традициях Японского народа. Речь на уроке пойдет о поэзии Японии. | Слайд 1 |
II. Работа в парах 2 мин Прием отсроченной отгадки | Перед вами четверостишия, докажите, что это стихотворения 1. Навек уедет лучший друг, (а) уедет – и не звука. (б) Нет безнадёжнее разлук, (а) Чем детская разлука. (б) (перекрёстная) 3. Плащ - героический наряд. (а) Какое счастье – в плащ одетым (б) С копьём, мушкетом, арбалетом (б) Скакать куда-то наугад. (а) (кольцевая) | 2. Заря – заряница, (а) Солнцева сестрица. (а) День замыкает, (б) Месяц зажигает. (б) (парная) 4. Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету. | | Слайд 2 Есть рифма. Написаны столбиком |
| Определите вид рифмы | 1 перекрестная 2 парная 3 кольцевая |
2 этап. Формулирова- ние познавательной задачи 2 мин | + Можем ли мы назвать это стихотворением? +Можете ли вы сформулировать жанр этого стихотворения? + Предлагаю определить задачу нашего урока Сегодня на уроке мы познакомимся с поэзией Японии | Сможем, написаны столбиком. Нет Познакомиться с новой поэзией. или с японскими стихами |
3 этап. Знакомство с поэтом Японии – Мацуо Басё 1 мин | На экране вы видите текст. Послушайте, как он звучит: Фуруике я Старый пруд. Кавадзу тобикому Лягушка прыгает. Миндзу-но ото. Всплеск воды. Какие красивые строки. Их написал Мацуо Басе - признанный Мастер японской поэзии. Басё считается Первым Великим Мастером Хокку. Мацуо — фамилия поэта, Басё — его псевдоним. Согласно Басё, процесс написания стихотворения начинается с проникновения поэта в "душу" предмета или явления, с последующей передачей этого "внутреннего состояния" в простой и немногословной форме трехстишья. Итак, дорогие друзья, сегодня мы будем говорить о хокку, как жанре японской поэзии. | Слайд 3
Слайд 4 |
4 этап Деление учащихся на группы, работа в группах, выводы 5 мин |
Чтобы поближе познакомиться с этим жанром, разделимся на 2 группы. | |
| Задание 1 группе: определить темы и мотивы японских хокку по иллюстрациям и определить значение каждой строки | Определяют, о чем рассказывается ( темы, мотивы) в японском хокку: Изображается жизнь природы и человека 1 строка – общая картина 2 строка – что привлекло внимание 3 строка – впечатление от увиденного |
| Задание 2 группе: выявить особенности строения хокку по данным текстам | 1.состоит из 3 строк 2.отсутствие ритма 3.отсутствие рифмы |
Работа с залом. | Пока группы заняты, поработаем с моей любимой «камчаткой».Мы с вами попытаемся выявить особенности строения и перевода хокку. | Слайд 5 |
| Для начала сосчитаем количество слогов в первой, второй и третьей строках оригинала. Что у нас получилось? | В оригинале в хокку 17 слогов: 5+7+5 |
| А теперь обратите внимание на перевод. +Сохранилось количество строк? +А количество слогов? При переводе четкость может исчезнуть, но сохраняется философия стихотворения. Ведь очень сложно дать точный перевод. Поэтому формула 5+7+5 – это примерная схема. | при переводе такая четкость может исчезнуть |
| Спасибо за работу. А сейчас узнаем, что получилось у групп, какие выводы они сделали ПроКомпозиция хокку Хокку может быть построено одним из двух следующих способов: Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь. Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение. | Ответы групп |
5 этап 2 мин | Молодцы, ребята. Вы верно заметили, что во всех стихах видно единение природы и человека, ведь природа для японцев – это божество, культ. А какое дерево является символом Японии? | Сакура. |
Верно. Сейчас у нас в России в теплых широтах, зацветают яблони, а в Японии зацветает сакура. Это великолепное зрелище, на которое приезжают посмотреть со всего мира. О сакуре составлено очень много хокку. Давайте послушаем. | Читают хокку по карточкам из зала Видеозапись |
Назовите дерево - символ нашей страны. | Береза |
+ А как вы думаете, сложно ли писать хокку? Писатель Ихара Сайку в течение одного дня написал 20000 хокку. Басё работал над одной из своих миниатюр несколько лет, да ещё при этом советовался со своими учениками. Всё зависит от состояния души и того, что автор хотел донести до читателя Давайте попробуем сочинит хокку о красавице-березе. Не забудьте, что у вас должно быть: 3 строки 1 строка – воссоздается общая картина; 2 строка – что видите; 3 строка – ваши впечатление от увиденного | Слайд 4 Работают дети Например Белая береза Стоит на пригорке Как красиво! |
Заключение: Вот мы и познакомились с ещё одной страничкой в истории мировой литературы. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам. Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном…
Душу открывает.
Общение чудесно! СПАСИБО.