kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Волшебный мир стихов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе при ознакомлении с творчеством Мацуо Басё. Обучающиеся знакомятся с японской классической поэзией, узнают ее особенности и своеобразие, научатся определить темы и мотивы японских хокку постараются создать  творческий отклик на произведения. на уроке используются  "прием отсроченной отгадки", создаются условия для творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы "Волшебный мир стихов" »

Урок-практикум по литературе в 7 классе

«Японская классическая поэзия»

Цель:  познакомить с японской классической поэзией, показать ее особенности и своеобразие, вызвать творческий отклик на произведения, подвести к восприятию японской поэзии через собственную, в чем-то родственную ей деятельность.

Задачи: 

- познакомить учащихся с классической японской поэзией

- формировать понятие хокку

- развивать навык свободного высказывания, творческую активность учащихся;

- воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на прекрасное, творческую активность учащихся.

Тема: Волшебный мир стихов Вступление: Добрый день, дорогие друзья. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие мира поэзии .

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг момент

2 мин

Звучит японская мелодия

О поэзии

О Японии

О стихах

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке»


Молодцы. Сегодня на уроке мы попробуем войти в мир, сохранивший аромат и потаенную душу страны восходящего солнца, отразившийся в поэзии, традициях Японского народа. Речь на уроке пойдет о поэзии Японии.





Слайд 1

II. Работа в парах

2 мин

Прием отсроченной отгадки

Перед вами четверостишия, докажите, что это стихотворения

1.

Навек уедет лучший друг, (а) 
уедет – и не звука. (б) 
Нет безнадёжнее разлук, (а) 
Чем детская разлука. (б) 
(перекрёстная)

3.

Плащ - героический наряд. (а) 
Какое счастье – в плащ одетым (б) 
С копьём, мушкетом, арбалетом (б) 
Скакать куда-то наугад. (а) 
(кольцевая)

2.

Заря – заряница, (а)
Солнцева сестрица. (а)

День замыкает, (б)

Месяц зажигает. (б)
(парная)


4. Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.




Слайд 2

Есть рифма.

Написаны столбиком


Определите вид рифмы


1 перекрестная

2 парная

3 кольцевая

2 этап. Формулирова-

ние познавательной задачи

2 мин

+ Можем ли мы назвать это стихотворением?


+Можете ли вы сформулировать жанр этого стихотворения?

+ Предлагаю определить задачу нашего урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэзией Японии


Сможем, написаны столбиком.

Нет

Познакомиться с новой поэзией. или с японскими стихами

3 этап. Знакомство с поэтом Японии – Мацуо Басё

1 мин

На экране вы видите текст. Послушайте, как он звучит:

Фуруике я Старый пруд.
Кавадзу тобикому Лягушка прыгает.
Миндзу-но ото. Всплеск воды.


Какие красивые строки. Их написал Мацуо Басе - признанный Мастер японской поэзии.

Басё считается Первым Великим Мастером Хокку. Мацуо — фамилия поэта, Басё — его псевдоним. Согласно Басё, процесс написания стихотворения начинается с проникновения поэта в "душу" предмета или явления, с последующей передачей этого "внутреннего состояния" в простой и немногословной форме трехстишья.

Итак, дорогие друзья, сегодня мы будем говорить о хокку, как жанре японской поэзии.


Слайд 3



Слайд 4


4 этап

Деление учащихся на группы, работа в группах, выводы

5 мин



Чтобы поближе познакомиться с этим жанром, разделимся на 2 группы.



Задание 1 группе: определить темы и мотивы японских хокку по иллюстрациям и определить значение каждой строки

Определяют, о чем рассказывается

( темы, мотивы) в японском хокку:

Изображается жизнь природы и человека

1 строка – общая картина

2 строка – что привлекло внимание

3 строка – впечатление от увиденного


Задание 2 группе: выявить особенности строения хокку по данным текстам

1.состоит из 3 строк

2.отсутствие ритма

3.отсутствие рифмы

Работа с залом.

Пока группы заняты, поработаем с моей любимой «камчаткой».Мы с вами попытаемся выявить особенности строения и перевода хокку.

Слайд 5



Для начала сосчитаем количество слогов в первой, второй и третьей строках оригинала. Что у нас получилось?

В оригинале в хокку 17 слогов: 5+7+5


А теперь обратите внимание на перевод. +Сохранилось количество строк?

+А количество слогов?

При переводе четкость может исчезнуть, но сохраняется философия стихотворения. Ведь очень сложно дать точный перевод. Поэтому формула 5+7+5 – это примерная схема.

при переводе такая четкость может исчезнуть


Спасибо за работу. А сейчас узнаем, что получилось у групп, какие выводы они сделали

ПроКомпозиция хокку

Хокку может быть построено одним из двух следующих способов:

  1. Сначала идёт общий план, обобщенная мысль, а затем – резко выделенная деталь.

Начинается миниатюра с конкретного предмета, детали, за которой следует некий вывод, обобщение.

Ответы групп

5 этап

2 мин

Молодцы, ребята. Вы верно заметили, что во всех стихах видно единение природы и человека, ведь природа для японцев – это божество, культ.

А какое дерево является символом Японии?



Сакура.

Верно. Сейчас у нас в России в теплых широтах, зацветают яблони, а в Японии зацветает сакура. Это великолепное зрелище, на которое приезжают посмотреть со всего мира. О сакуре составлено очень много хокку. Давайте послушаем.

Читают хокку по карточкам из зала

Видеозапись

Назовите дерево - символ нашей страны.

Береза

+ А как вы думаете, сложно ли писать хокку?

Писатель Ихара Сайку в течение одного дня написал 20000 хокку.

Басё работал над одной из своих миниатюр несколько лет, да ещё при этом советовался со своими учениками.

Всё зависит от состояния души и того, что автор хотел донести до читателя

Давайте попробуем сочинит хокку о красавице-березе. Не забудьте, что у вас должно быть:

  1. 3 строки

  2. 1 строка – воссоздается общая картина; 2 строка – что видите; 3 строка – ваши впечатление от увиденного

Слайд 4 Работают дети











Например

Белая береза

Стоит на пригорке

Как красиво!



Заключение: Вот мы и познакомились с ещё одной страничкой в истории мировой литературы. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам. Ведь мы говорим о поэзии, а значит, о жизни, любви, природе и красоте – то есть о вечном…

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое;
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

Закончить наш урок хотелось бы ещё одним хокку:

Волшебный мир стихов

Душу открывает.

Общение чудесно! СПАСИБО.

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока литературы "Волшебный мир стихов"

Автор: Бакулкина Валентина Николаевна

Дата: 19.09.2014

Номер свидетельства: 113912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "260319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-1"
    ["file_id"] => string(6) "260320"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943202"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-2"
    ["file_id"] => string(6) "260321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-3"
    ["file_id"] => string(6) "260322"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943216"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-4"
    ["file_id"] => string(6) "260323"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства