Конспект урока литературы в 9 классе "Страшный образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" (по технологии РКМЧП)
Конспект урока литературы в 9 классе "Страшный образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" (по технологии РКМЧП)
Данная разработка урока построена по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок строится на трех фазах: вызов, этап осмысления и стадия рефлексии. Рассматривается образ помещика Собакевича (портрет, интерьер, отношения с крепостными, поведение, характерные черты и т.п.). Цели урока: разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом; развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе "Страшный образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" (по технологии РКМЧП) »
Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»"
Цели:
разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;
развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;
развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;
работа с ключевыми понятиями;
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо
ХОД УРОКА
1. Урок начинается сповторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.
Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?
Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».
2. Постановка проблемного вопроса:
– Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?
3. Выдвижение гипотез:
– Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней говорится о покупке мертвых душ» – По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.
ТЕМА-ИДЕЯ-ПРОБЛЕМА
Мы с вами знаем, что название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.
5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.
Учитель: Обратимся снова к Гоголю. Какой же смысл вкладывает он в название поэмы? Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем мы в понятие «душа», когда говорим: «Это человек с душой», «Человек прекрасной души»? – Душа – это прекрасные внутренние качества человека. – Мы подразумеваем под этим понятием благородные стремления человека. Это внутренний, духовный мир человека.
Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?
Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.
Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?
При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:
– Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?
Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.
Учитель: Когда Чичиков приехал к Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о чем говорить с хозяином дома, как прервать неловкое молчание. Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О политике, искусстве, о судьбе России, о литературе? – Нет, этого оскотинившегося помещика не интересуют такие вопросы. И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно молчаливый Собакевич оживляется и даже становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о том, что его интересует. Когда же и почему оживляется Собакевич?
Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».
6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.
Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?
Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.
Учитель: А что интересует Собакевича?
Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).
Учитель: Следует подчеркнуть, что Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека. Разные бывают патриоты. Они дорожат историей своей страны, другой – культурой, третьему дороги военные победы родной страны. А Собакевич, как видите, патриот особого рода. Его нельзя назвать патриотом России – это патриот русского желудка. В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя хорошим хозяином. Он хорошо знает деловые качества своих крестьян. Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у Манилова?
Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.
(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)
Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?
Ученик: Гоголь сам в авторской характеристике указывает, что Собакевич «не обижает» крестьян, потому что это ему выгодно. Он дерет с крестьян три шкуры. Ему мало барщины, он по 500 рублей оброка требует с крестьянина.
Учитель: У Собакевича взгляды крепостника. Крестьяне для него – рабы, источник дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него «душа человеческая все равно, что пареная репа», и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика дайте». Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится только к крепостным, а к людям своего круга – иное отношение?
Ученик: Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.
Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие. ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРБОЛА? (давайте вспомним)
Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:
а) низкий культурный уровень; б) отсутствие интеллектуальных запросов; в) стремление к обогащению; г) жестокость в обращении с крепостными; д) нравственная нечистоплотность; е) отсутствие понятия о патриотизме.
8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы
Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?
Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.
9. МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ НАД ОБРАЗАМИ ПОМЕЩИКОВ! Домашнее задание ПРОЧИТАТЬ ГЛАВУ 6. О ПЛЮШКИНЕ. (привести в порядок сравнительную таблицу о помещиках)