kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 8 классе "Стихотворения В.А.Жуковского "Море" и "Невыразимое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.  В.А.Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

        Цель:    

  • выявление художественной идеи стихотворения «Невыразимое» - отрицание возможности словесного обозначения сложного, смутного, противоречивого состояния души; смысла подзаголовка «отрывок», дающего представление о потоке душевной жизни, не имеющем начала и  конца; художественной идеи элегии «Море», проявляющейся в ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить;
  • формирование навыка выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, работы со статьей и иллюстрациями учебника;
  • развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления  лексического значения слова «ирреальный».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.А.Жуковский. Стихотворения Море, Невыразимое»

8 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 15.

Тема. В.А.Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

Цель:

  • выявление художественной идеи стихотворения «Невыразимое» - отрицание возможности словесного обозначения сложного, смутного, противоречивого состояния души; смысла подзаголовка «отрывок», дающего представление о потоке душевной жизни, не имеющем начала и конца; художественной идеи элегии «Море», проявляющейся в ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить;

  • формирование навыка выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, работы со статьей и иллюстрациями учебника;

  • развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова «ирреальный».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, видеоролик.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Анализ стихотворения «Невыразимое».

2.1. Слово учителя.

Наиболее определенно новые стороны романтической концепции поэта выразились в стихотворении «Невыразимое» (1819, напечатано в 1827).

«Невыразимое» — своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика.


2.2. Выразительное чтение стихотворения или просмотр видеоролика.

• Какова основная мысль стихотворения?

Объективный мир природы — не есть то, что должно изображать искусство, не есть нечто подлинное. Искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом.

• Какие части можно выделить в стихотворении?

Начало - тезис «Что наш язык земной пред дивною природой?».

Вторая часть - размышление о том, что искусство призвано передать особенности внутренней жизни сознания: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..»

Концовка - «И лишь молчание понятно говорит». Подлинным свидетелем восторга перед минутным явлением прекрасного остается безмолвие.


2.3. Выразительное чтение части стихотворения от начала до слов «И обессиленно безмолвствует искусство?».

• Каким эпитетом можно характеризовать явления окружающей действительности в данной части стихотворения?

«Но льзя ли мертвое живое передать?»

• Найдите в данной части стихотворения слова, соотнесенные по значению со словом «сердце».

«Святые таинства, лишь сердце знает вас».

• Какой смысл приобретает это слово в контексте?

Сердце - душа смятенная — болезненное чувство.

Сердце – это эмоции и чувства человека.

• Возможно ль выразить жизнь эмоции в слове?

Жизнь души, сердца, чувства невозможно выразить словом.


2.4. Слово учителя.

Душевная жизнь лирического героя — единое целое, в котором ничего нельзя выделить, не нарушив единства целого.

Значение слова поэта отражено в душе читателя, ассоциативно откликающейся на призыв словесной мелодии. Невыразимое рационально, логически, прямо должно быть осознано читателем; но точное название понятий не для поэзии, ибо нельзя точно конкретно описать сложное, смутное, противоречивое состояние души. Слова, с их эмоциональными обертонами, должны звучать как музыка, оттесняя их предметный, объективный смысл.


2.5. Задание 3 рабочей тетради, с.4, ч.1.

• Выпишите из первой части стихотворения слова и сочетания слов, воссоздающие различные оттенки эмоций лирического героя. Что передано в этих словах — описание мира или отражение его в сознании?

Земной, дивною, небрежною, обессиленно безмолвствует искусство. Эти слова передают отражение мира в сознании и обозначают не предмет или понятия, а отношение души к предмету и понятию.


2.6. Слово учителя.

Это и есть выражение невыразимого; иначе говоря, это и есть система, стремящаяся объективный мир поглотить субъективным, а во внешнем бытии видеть лишь повод для внутреннего. Объективное поглощение словами эмоций; величественно переживание вечера, а не сам вечер. Простой вечер, часть суток, превращается в тему внутренней значительности, состояния сознания. Час — это не астрономическая мера, а мгновение проживаемой душевной жизни; земля — это жилище скорби, а не географическое или любое иное материально-предметное обозначение.


2.7. Выразительное чтение части стихотворения от слов «Что видимо очам — сей пламень облаков...» до «...для их блестящей красоты».

• Какое значение приобретает метафора «пламень облаков», эпитет «тихий», слово «небо» в контексте данной части стихотворения?


2.8. Сообщение учащихся, заполнение второй и третьей части таблицы. Задание 4 рабочей тетради, с.45, ч.1.


Прямое значение

Контекстное значение

Пламень облаков

Подымающийся над горящим предметом огонь

Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение, страсть.

Тихий

1. Обладающий небольшой силой звучности, не сильно действующий на слух, не производящий шума; противоположный слову «громкий». 2. Окруженный, проникнутый молчанием, бесшумный; противоп. слову «шумный». 3. Спокойный, смирный. 4. Безмятежный, погруженный в спокойствие, мирный. 5. Не быстрый, без торопливости. 6. Вялый

Чувство умиления поэта в момент «преображенья земли»

Небо

Свод, который, как кажется, обволакивает землю и днем является голубым, а ночью — темным

Символ превосходства, властных полномочий, духовного просвещения и вознесения. Образ возвышенного, образ души, летящей ввысь, бесконечность


2.9. Выразительное чтение части стихотворения от слов «Но то, что слито с сей блестящей красотою...» до конца.

• Как названо «невыразимое» в заключительной части стихотворения? Что передают эти понятия?

Обворожающего глас, к далекому стремленью, миновавшего привет, дуновенье от родины, святая молодость, шепнувшее душе воспоминанье о милом радостном и скорбном старины, сходящая святыня с вышины, присутствие создателя в созданье. Эти слова передают субъективные переживания лирического героя.


2.10. Задание 6 рабочей тетради, с.46, ч.1.

Выпишите средства художественной выразительности из данного фрагмента. Какова их роль?

Оксюморон

«О милом радостном и скорбном старины...»

Анафора

Сие смутное, волнующее нас // Сей обворожающего глас // Сие к далекому стремленье // Сей миновавшего // Сие шепнувшее // Сия сходящая // Сие присутствие

Риторические вопросы

Какой для них язык?

Эпитеты

Святая молодость


Итоги работы

В оксюмороне «о милом радостном и скорбном старины» слиты противоречивые чувства, речь идет не о старине, а о вспоминающем сознании, для которого она и милая и радостная.

Риторические вопросы, усиленные анафорами указательного местоимения «сей», подчеркивают необъятность мира, который лирический герой вместил в своей душе.

В первой публикации в «Памятнике отечественных муз» за 1821 подзаголовок «Отрывок» отсутствовал. Он появился в издании 1836 года в Собрании сочинений Жуковского.


• Почему стихотворение получило такой подзаголовок? Каков его смысл?

«Отрывком» произведение названо потому, что поток душевной жизни не имеет начал и концов, а течет, переливаясь из одного сложного состояния в другое, и всякая попытка уловить мгновение — это лишь неразрывная часть, лишь символ единства в его мимолетном аспекте.


2.11. Задание 7 рабочей тетради, с.46, ч.1. Выпишите афористические выражения. Объясните их значение.

«Что наш язык земной пред дивною природой?»; «Но льзя ли в мертвое живое передать?»


2.12. Итоги работы над содержанием стихотворения «Невыразимое».

• Обращение к учебнику. Чтение статьи «Невыразимое», с.131, ч.1.


3. Анализ элегии «Море».

3.1. Слово учителя.

Во второй половине 1810-х — начале 1820-х годов в творчестве Жуковского усиливаются романтические тенденции. Одним из важнейших романтических манифестов Жуковского является элегия «Море» (1822).


3.2. Выразительное чтение элегии или просмотр видеоролика. Выявление первоначальных впечатлений.

• Какие образы противопоставлены в элегии?

Небо и море.

• Поэт не просто фиксирует явления. Отчетливо видно отношение к ним. Каково оно?

• Какое слово свидетельствует о состоянии души лирического героя, наблюдающего величественную картину?

Слово «очарован». («Стою очарован над бездной твоей».)

• Что является источником очарования лирического героя?

Источником очарования лирического «я» становятся изменения «поведении» природных стихий.


3.3. Задание 9 рабочей тетради, с.47, ч.1. Выпишите из текста слова, соотнесенные со словом «море» в спокойном состоянии (1 вариант), в бурю (2 вариант), после бури ( 3 вариант), словом небо (4 вариант).

Море

Небо

В спокойном состоянии

В бурю

После бури


Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его

Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу

Полное прошлой тревоги, вздымаешь испуганны волны, обманчив твоей неподвижности вид: в бездне покойной скрываешь смятенье, небом любуясь, дрожишь за него

Далекое, светлое, таинственной, сладостной полное жизни, чистое, светозарная лазурь, темные тучи, ясное, сладостный блеск небес

• Каково море в спокойную погоду, в бурю и после нее?

• Какие художественные средства позволяют представить море как живое существо?

Размышляя о море как части природы, поэт обращается к приему олицетворения, наделяет море человеческими качествами: величием, силой, способностью думать и реагировать на обстоятельства, любить и ненавидеть, тревожиться и радоваться, принимать решения.

• Продолжите данную характеристику моря.

Море в элегии Жуковского необычно; морская стихия — живое, чувствующее, мыслящее существо.

• Какие контрасты возникают в описании?

Безмолвное море и светлое небо соседствуют с темными тучами и беспокойными волнами, в чреде которых попеременно возникает то утренний, то вечерний свет.

• Как передано состояние бушующего моря в элегии?

Шум передан при помощи аллитераций:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

• Каким изображено небо в стихотворении?

• Что символизирует образ неба в стихотворении «Невыразимое»?

• Сохранено ли это значение в элегии «Море»?

В элегии вновь возникает образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в произведениях В. А. Жуковского.


III. Подведение итогов урока.

• Какие миры олицетворяют море и небо?

Небо — мир идеальный.

Море — мир реальный.

• Почему описанию переменчивого моря в стихотворении уделено больше внимания, чем описанию неба?

Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу равноправные и равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического «я».

• Исследователи творчества В.А. Жуковского отмечают, что стихотворению присущ особый ритм, который «передает движение волн». Что в ритме элегии способствует такому ощущению?

Элегия написана четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности.

• Каков смысл порыва морской стихии к небу?

Жизнь моря предстает у Жуковского в свете ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворенностью окружающим миром.


Лексическая работа: ирреальное.


• Обратите внимание на интонацию стихотворения — она создается с помощью синтаксиса, риторических фигур. Каких? Разделите текст на тематические и интонационные части. Выразительно прочитайте его.


Слово учителя

Русская лирика обязана Жуковскому открытием утонченного анализа сознания человека в его эмоциональной изменчивости. Напряженный драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте - главные достижения Жуковского-романтика. Стремление его романтического героя к возвышенному и величественному идеалу расширяло возможности отображения самоуглубления, внутренней рефлексии, исповедальности.


IV. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение В.А. Жуковского «Море». С.126-127, ч.1.

2.Составить план статьи учебника (с.135-138, ч.1), посвященной К.Ф. Рылееву (задание 1 рабочей тетради, с.48, ч.1).

3.Принести текст думы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин».

4. Индивидуальное задание:

- подготовить сообщение о картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»;

- подготовить сообщение об увековечении памяти Ивана Сусанина.



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125604


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства