8 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 15.
Тема. В.А.Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».
Цель:
выявление художественной идеи стихотворения «Невыразимое» - отрицание возможности словесного обозначения сложного, смутного, противоречивого состояния души; смысла подзаголовка «отрывок», дающего представление о потоке душевной жизни, не имеющем начала и конца; художественной идеи элегии «Море», проявляющейся в ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить;
формирование навыка выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, работы со статьей и иллюстрациями учебника;
развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова «ирреальный».
Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, видеоролик.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.Выявление темы, цели, плана урока.
2. Анализ стихотворения «Невыразимое».
2.1. Слово учителя.
Наиболее определенно новые стороны романтической концепции поэта выразились в стихотворении «Невыразимое» (1819, напечатано в 1827).
«Невыразимое» — своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика.
2.2. Выразительное чтение стихотворения или просмотр видеоролика.
• Какова основная мысль стихотворения?
Объективный мир природы — не есть то, что должно изображать искусство, не есть нечто подлинное. Искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом.
• Какие части можно выделить в стихотворении?
Начало - тезис «Что наш язык земной пред дивною природой?».
Вторая часть - размышление о том, что искусство призвано передать особенности внутренней жизни сознания: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..»
Концовка - «И лишь молчание понятно говорит». Подлинным свидетелем восторга перед минутным явлением прекрасного остается безмолвие.
2.3. Выразительное чтение части стихотворения от начала до слов «И обессиленно безмолвствует искусство?».
• Каким эпитетом можно характеризовать явления окружающей действительности в данной части стихотворения?
«Но льзя ли мертвое живое передать?»
• Найдите в данной части стихотворения слова, соотнесенные по значению со словом «сердце».
«Святые таинства, лишь сердце знает вас».
• Какой смысл приобретает это слово в контексте?
Сердце - душа смятенная — болезненное чувство.
Сердце – это эмоции и чувства человека.
• Возможно ль выразить жизнь эмоции в слове?
Жизнь души, сердца, чувства невозможно выразить словом.
2.4. Слово учителя.
Душевная жизнь лирического героя — единое целое, в котором ничего нельзя выделить, не нарушив единства целого.
Значение слова поэта отражено в душе читателя, ассоциативно откликающейся на призыв словесной мелодии. Невыразимое рационально, логически, прямо должно быть осознано читателем; но точное название понятий не для поэзии, ибо нельзя точно конкретно описать сложное, смутное, противоречивое состояние души. Слова, с их эмоциональными обертонами, должны звучать как музыка, оттесняя их предметный, объективный смысл.
2.5. Задание 3 рабочей тетради, с.4, ч.1.
• Выпишите из первой части стихотворения слова и сочетания слов, воссоздающие различные оттенки эмоций лирического героя. Что передано в этих словах — описание мира или отражение его в сознании?
Земной, дивною, небрежною, обессиленно безмолвствует искусство. Эти слова передают отражение мира в сознании и обозначают не предмет или понятия, а отношение души к предмету и понятию.
2.6. Слово учителя.
Это и есть выражение невыразимого; иначе говоря, это и есть система, стремящаяся объективный мир поглотить субъективным, а во внешнем бытии видеть лишь повод для внутреннего. Объективное поглощение словами эмоций; величественно переживание вечера, а не сам вечер. Простой вечер, часть суток, превращается в тему внутренней значительности, состояния сознания. Час — это не астрономическая мера, а мгновение проживаемой душевной жизни; земля — это жилище скорби, а не географическое или любое иное материально-предметное обозначение.
2.7. Выразительное чтение части стихотворения от слов «Что видимо очам — сей пламень облаков...» до «...для их блестящей красоты».
• Какое значение приобретает метафора «пламень облаков», эпитет «тихий», слово «небо» в контексте данной части стихотворения?
2.8. Сообщение учащихся, заполнение второй и третьей части таблицы. Задание 4 рабочей тетради, с.45, ч.1.
| Прямое значение | Контекстное значение |
Пламень облаков | Подымающийся над горящим предметом огонь | Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение, страсть. |
Тихий | 1. Обладающий небольшой силой звучности, не сильно действующий на слух, не производящий шума; противоположный слову «громкий». 2. Окруженный, проникнутый молчанием, бесшумный; противоп. слову «шумный». 3. Спокойный, смирный. 4. Безмятежный, погруженный в спокойствие, мирный. 5. Не быстрый, без торопливости. 6. Вялый | Чувство умиления поэта в момент «преображенья земли» |
Небо | Свод, который, как кажется, обволакивает землю и днем является голубым, а ночью — темным | Символ превосходства, властных полномочий, духовного просвещения и вознесения. Образ возвышенного, образ души, летящей ввысь, бесконечность |
2.9. Выразительное чтение части стихотворения от слов «Но то, что слито с сей блестящей красотою...» до конца.
• Как названо «невыразимое» в заключительной части стихотворения? Что передают эти понятия?
Обворожающего глас, к далекому стремленью, миновавшего привет, дуновенье от родины, святая молодость, шепнувшее душе воспоминанье о милом радостном и скорбном старины, сходящая святыня с вышины, присутствие создателя в созданье. Эти слова передают субъективные переживания лирического героя.
2.10. Задание 6 рабочей тетради, с.46, ч.1.
Выпишите средства художественной выразительности из данного фрагмента. Какова их роль?
Оксюморон | «О милом радостном и скорбном старины...» |
Анафора | Сие смутное, волнующее нас // Сей обворожающего глас // Сие к далекому стремленье // Сей миновавшего // Сие шепнувшее // Сия сходящая // Сие присутствие |
Риторические вопросы | Какой для них язык? |
Эпитеты | Святая молодость |
Итоги работы
В оксюмороне «о милом радостном и скорбном старины» слиты противоречивые чувства, речь идет не о старине, а о вспоминающем сознании, для которого она и милая и радостная.
Риторические вопросы, усиленные анафорами указательного местоимения «сей», подчеркивают необъятность мира, который лирический герой вместил в своей душе.
В первой публикации в «Памятнике отечественных муз» за 1821 подзаголовок «Отрывок» отсутствовал. Он появился в издании 1836 года в Собрании сочинений Жуковского.
• Почему стихотворение получило такой подзаголовок? Каков его смысл?
«Отрывком» произведение названо потому, что поток душевной жизни не имеет начал и концов, а течет, переливаясь из одного сложного состояния в другое, и всякая попытка уловить мгновение — это лишь неразрывная часть, лишь символ единства в его мимолетном аспекте.
2.11. Задание 7 рабочей тетради, с.46, ч.1. Выпишите афористические выражения. Объясните их значение.
«Что наш язык земной пред дивною природой?»; «Но льзя ли в мертвое живое передать?»
2.12. Итоги работы над содержанием стихотворения «Невыразимое».
• Обращение к учебнику. Чтение статьи «Невыразимое», с.131, ч.1.
3. Анализ элегии «Море».
3.1. Слово учителя.
Во второй половине 1810-х — начале 1820-х годов в творчестве Жуковского усиливаются романтические тенденции. Одним из важнейших романтических манифестов Жуковского является элегия «Море» (1822).
3.2. Выразительное чтение элегии или просмотр видеоролика. Выявление первоначальных впечатлений.
• Какие образы противопоставлены в элегии?
Небо и море.
• Поэт не просто фиксирует явления. Отчетливо видно отношение к ним. Каково оно?
• Какое слово свидетельствует о состоянии души лирического героя, наблюдающего величественную картину?
Слово «очарован». («Стою очарован над бездной твоей».)
• Что является источником очарования лирического героя?
Источником очарования лирического «я» становятся изменения «поведении» природных стихий.
3.3. Задание 9 рабочей тетради, с.47, ч.1. Выпишите из текста слова, соотнесенные со словом «море» в спокойном состоянии (1 вариант), в бурю (2 вариант), после бури ( 3 вариант), словом небо (4 вариант).
Море | Небо |
В спокойном состоянии | В бурю | После бури | |
Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его | Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу | Полное прошлой тревоги, вздымаешь испуганны волны, обманчив твоей неподвижности вид: в бездне покойной скрываешь смятенье, небом любуясь, дрожишь за него | Далекое, светлое, таинственной, сладостной полное жизни, чистое, светозарная лазурь, темные тучи, ясное, сладостный блеск небес |
• Каково море в спокойную погоду, в бурю и после нее?
• Какие художественные средства позволяют представить море как живое существо?
Размышляя о море как части природы, поэт обращается к приему олицетворения, наделяет море человеческими качествами: величием, силой, способностью думать и реагировать на обстоятельства, любить и ненавидеть, тревожиться и радоваться, принимать решения.
• Продолжите данную характеристику моря.
Море в элегии Жуковского необычно; морская стихия — живое, чувствующее, мыслящее существо.
• Какие контрасты возникают в описании?
Безмолвное море и светлое небо соседствуют с темными тучами и беспокойными волнами, в чреде которых попеременно возникает то утренний, то вечерний свет.
• Как передано состояние бушующего моря в элегии?
Шум передан при помощи аллитераций:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь, ты терзаешь враждебную мглу...
Создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.
• Каким изображено небо в стихотворении?
• Что символизирует образ неба в стихотворении «Невыразимое»?
• Сохранено ли это значение в элегии «Море»?
В элегии вновь возникает образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в произведениях В. А. Жуковского.
III. Подведение итогов урока.
• Какие миры олицетворяют море и небо?
Небо — мир идеальный.
Море — мир реальный.
• Почему описанию переменчивого моря в стихотворении уделено больше внимания, чем описанию неба?
Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу равноправные и равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического «я».
• Исследователи творчества В.А. Жуковского отмечают, что стихотворению присущ особый ритм, который «передает движение волн». Что в ритме элегии способствует такому ощущению?
Элегия написана четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности.
• Каков смысл порыва морской стихии к небу?
Жизнь моря предстает у Жуковского в свете ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворенностью окружающим миром.
Лексическая работа: ирреальное.
• Обратите внимание на интонацию стихотворения — она создается с помощью синтаксиса, риторических фигур. Каких? Разделите текст на тематические и интонационные части. Выразительно прочитайте его.
Слово учителя
Русская лирика обязана Жуковскому открытием утонченного анализа сознания человека в его эмоциональной изменчивости. Напряженный драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте - главные достижения Жуковского-романтика. Стремление его романтического героя к возвышенному и величественному идеалу расширяло возможности отображения самоуглубления, внутренней рефлексии, исповедальности.
IV. Домашнее задание.
1.Выучить наизусть стихотворение В.А. Жуковского «Море». С.126-127, ч.1.
2.Составить план статьи учебника (с.135-138, ч.1), посвященной К.Ф. Рылееву (задание 1 рабочей тетради, с.48, ч.1).
3.Принести текст думы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин».
4. Индивидуальное задание:
- подготовить сообщение о картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»;
- подготовить сообщение об увековечении памяти Ивана Сусанина.
8