Урок литературы в 8 классе составлен с использованием технологии развития критического мышления.
Цель урока - проследить, насколько труден путь к творчеству.
Задачи: развивать умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать, систематизировать, прогнозировать; способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности; способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий; оказать помощь учащимся в воспитании души и силы чувств.
Просмотр содержимого документа
«конспект_шмелёв»
Просмотр содержимого презентации
«шмелев»
По рассказу И.С.Шмелёва. «Как я стал писателем»
- Какие исторические события происходили в России, когда жил писатель?
- Какой была семья И.С.Шмелёва?
- Какое образование получил будущий писатель?
- Каким был первый печатный опыт?
- Какие произведение написал И.С.Шмелёв ?
- 1-я фраза сразу отвечает ан вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало незамедлительно вводит читателя в творческую лабораторию писателя, приглашает к творчеству.
- Ещё в детстве будущий писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы. Описания вещей напоминают рассказ М. А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется приём олицетворения.
- Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?
- Как изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев?
Способы создания образа
Средства художественной выразительности, приемы
1. Социальный статус
Инспектор Баталин
2. Портретная характеристика
Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: « сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку ». Прием иронии и сатиры.
3. Речевая характеристика
« Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит ! - ужасным, свистящим голосом», «начал пилить со свистом», «показались зубки», «холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку ». Этот педагог мог навсегда отбить охоту к творчеству ребёнка.
Способы создания образа
Средства художественной выразительности, приемы
1. Социальный статус
Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович Цветаев».
2. Портретная характеристика
Эпитеты, сравнения: « незабвенный»,» посмеивающийся чуть глазом», «благодушно», «певуче читал» .
3. Речевая характеристика
Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал
- Написать рассказ на тему «Как я написал своё первое сочинение»
- Прочитать раздел «Писатели улыбаются» с. 149 - 150