kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 8 классе с презентацией "Через тернии к ..." (по рассказу И.Шмелёва "Как я стал писателем")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе составлен с использованием технологии развития критического мышления.

Цель урока - проследить, насколько труден путь к творчеству.

Задачи: развивать умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать, систематизировать, прогнозировать; способствовать развитию положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности; способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий; оказать помощь учащимся в воспитании души и силы чувств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект_шмелёв»

План – конспект урока литературы


Тема: «Через тернии к…» (урок по рассказу И.С. Шмелева «Как я стал писателем») (2013 год)

Учитель: Судоргина Светлана Юрьевна

Место работы: МАОУ «СОШ №24» г.Сыктывкар, Республика Коми

Должность: учитель русского языка и литературы,

Предмет: литература

Класс: 8

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Цель урока: проследить, насколько труден путь к творчеству.

Задачи:

  1. обучающие

  • развивать умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать, прогнозировать;

  1. развивающие

  • содействовать развитию критического мышления;

  • способствовать развитию положительной мотивации к учебно–познавательной деятельности;

  • способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий;

  1. воспитательные

  • оказать помощь обучающимся в воспитании души и силы чувств.

Тип урока: урок знакомства с произведением.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока: представлены в таблице №1




Таблица 1. Структура и ход урока


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения

Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность.



Приветствуют учителя

1 мин

2

Этап «Вызов»

Слово учителя:

- Сегодня мы познакомимся с еще одним великим мастером русского слова И.С. Шмелевым.

- Обратимся к теме урока. Как вы понимаете слово «тернии?»

  • Книжное устар. Всякое колючее растение

  • Переносное значение. Трудности, невзгоды, препятствия.

  • «Через тернии к звездам»- известное изречение, авторство приписывается к древнеримскому философу Сенеке.

-Продолжим тему, какие бы вы слова добавили?

-Запишем тему.


-Исходя из формулировки темы, определите цель урока





Слово учителя:

- Прочитав рассказ, мы убедились, что путь Шмелева И. С. В литературу был нелегким. Какие факторы могут влиять на формирование характера человека, его мировоззрения? Важно ли знать, в какое историческое время происходит становление личности писателя? Почему?


-Сформулируйте в виде вопросов, что бы вы хотели узнать о биографии и творчестве Шмелева?





Учащиеся отвечают, находят нужное значение.










Учащиеся предлагают: к успеху, звездам, признанию.


Цель урока- проследить, насколько труден путь к творчеству.











Учащиеся слушают сообщение ученика по биографии писателя и заполняют таблицу (слайд №1)

4 мин

3

Этап осмысления


- Мы уже отметили, что путь Шмелева в литературу был долгим и нелегким. О трудностях становления писателя повествует рассказ «Как я стал писателем». Рассказ интересен тем, что хорошо передает трудное время и жизнь человека внутри общества. Знакомит с творческой лабораторией писателя.


-Прочитайте начало рассказа, какова его роль? (слайд № 3). Автор говорит о третьем периоде своего пути к писательсву..

-Каким был 1-й период? Какую роль сыграли детские впечатления? Какое произведение вспоминается? (слайд №4)

-Каким был 2-й период пути к творчеству?

-Как относились к его писательским опытам в гимназии?


-В рассказе изображены два преподавателя: Баталин и Цветаев. (слайд №5)


-Проследим, каким образом и с помощью каких средств художественной выразительности создается образ?

- Какие способы создания образа литературного героя вы знаете?











-Какой прием использует автор, создавая образы Баталина и Цветаева? С какой целью?

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учитель?


-Расскажите о третьем периоде пути к творчеству. Как проявляется характер писателя?

-В рассказе показаны персонажи, которые повлияли на главного героя, помогли ему в его выборе.































Учащиеся отвечают (портрет, речевая характеристика) и заполняют таблицу с примерами из текста. (слайд №6,7)












Учащиеся составляют схему влияния персонажей на главного героя рассказа, указывают род их деятельности, как связаны друг с другом.

















10 мин.

4

Этап рефлексии

-Сегодня мы говорили о рассказе «Как я стал писателем» И. С. Шмелева. Так как же стать писателем? Какой рецепт дает Шмелев? Легко ли? Чем отличается писатель от обычного человека?

-А вам известны муки творчества?




Учащиеся читают, как об этом говорит писатель.




5

Итог

- Достигли ли мы с вами той цели, которую поставили в начале урока?

- Вы себе сегодня понравились? Хорошо ли работали?


Домашнее задание- написать сочинение (слайд №8)





4


Просмотр содержимого презентации
«шмелев»

По рассказу И.С.Шмелёва. «Как я стал писателем»

По рассказу И.С.Шмелёва. «Как я стал писателем»

Какие исторические события происходили в России, когда жил писатель?  Какой была семья И.С.Шмелёва?  Какое образование получил будущий писатель?  Каким был первый печатный опыт?  Какие произведение написал И.С.Шмелёв ?
  • Какие исторические события происходили в России, когда жил писатель?
  • Какой была семья И.С.Шмелёва?
  • Какое образование получил будущий писатель?
  • Каким был первый печатный опыт?
  • Какие произведение написал И.С.Шмелёв ?
1-я фраза сразу отвечает ан вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало незамедлительно вводит читателя в творческую лабораторию писателя, приглашает к творчеству.
  • 1-я фраза сразу отвечает ан вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало незамедлительно вводит читателя в творческую лабораторию писателя, приглашает к творчеству.
Ещё в детстве будущий писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы. Описания вещей напоминают рассказ М. А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется приём олицетворения.
  • Ещё в детстве будущий писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы. Описания вещей напоминают рассказ М. А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется приём олицетворения.
Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии? Как изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев?
  • Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?
  • Как изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев?
Способы создания образа Средства художественной выразительности, приемы 1. Социальный статус Инспектор Баталин 2. Портретная характеристика Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: « сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку ». Прием иронии и сатиры. 3. Речевая характеристика « Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит ! - ужасным, свистящим голосом», «начал пилить со свистом», «показались зубки», «холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку ». Этот педагог мог навсегда отбить охоту к творчеству ребёнка.

Способы создания образа

Средства художественной выразительности, приемы

1. Социальный статус

Инспектор Баталин

2. Портретная характеристика

Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: « сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку ». Прием иронии и сатиры.

3. Речевая характеристика

« Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит ! - ужасным, свистящим голосом», «начал пилить со свистом», «показались зубки», «холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку ». Этот педагог мог навсегда отбить охоту к творчеству ребёнка.

Способы создания образа Средства художественной выразительности, приемы 1. Социальный статус Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович Цветаев». 2. Портретная характеристика Эпитеты, сравнения: « незабвенный»,» посмеивающийся чуть глазом», «благодушно», «певуче читал» . 3. Речевая характеристика Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал

Способы создания образа

Средства художественной выразительности, приемы

1. Социальный статус

Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович Цветаев».

2. Портретная характеристика

Эпитеты, сравнения: « незабвенный»,» посмеивающийся чуть глазом», «благодушно», «певуче читал» .

3. Речевая характеристика

Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал

Написать рассказ на тему «Как я написал своё первое сочинение» Прочитать раздел «Писатели улыбаются» с. 149 - 150
  • Написать рассказ на тему «Как я написал своё первое сочинение»
  • Прочитать раздел «Писатели улыбаются» с. 149 - 150


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Судоргина Светлана Юрьевна

Дата: 06.07.2015

Номер свидетельства: 222356


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства