Конспект урока литературы в 8 классе "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала" (по технологии РКМЧП)
Конспект урока литературы в 8 классе "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала" (по технологии РКМЧП)
Данная разработка посвящена уроку литературы. Урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (основной использованный прием - чтение с остановками, также используется синквейн и сравнительная таблица. Предусмотрена работа с литературоведческим термином "контраст".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала" (по технологии РКМЧП)»
Конспект урока по литературе в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» (технология критического мышления)
Цели урока:
Познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала» с помощью приёма «чтение с остановками»;
стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «сводная таблица», синквейн, телеграмма;
способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.
Оборудование урока: музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик»», фильм С.Бондарчука «Война и мир», раздаточный материал.
Ход урока
I стадия. Вызов
1. Подготовка к изучению новой темы.
- Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?
Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Ответы учащихся после прослушивания (основной ответ: на балу)
- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. (Запись на доске: волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)
- Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)
- Я предлагаю вам окунуться в атмосферу бала XIX века. Это первый бал Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». (Воспроизведение на экране отрывка из фильма С.Бондарчука «Война и мир»).
- Подберите слова для описания увиденного? (Запись на доске: вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)
2. Попробуйте по ключевым словам составить небольшой рассказ. Каждой группе учащихся раздаются ключевые слова: вальс, мазурка, барышня, полковник, перчатка, черные мундиры, татарин, визгливая мелодия.
3. Слушаем рассказы групп. В рассказах учащихся прозвучала общая мысль: какое-то происшествие на балу.
II стадия. Осмысление
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «После бала».
- Вы в своих рассказах придумали разные происшествия на балу, а как вы думаете, почему так называется рассказ Льва Толстого? (Записываем предположения учащихся на доске).
- После знакомства с рассказом мы сравним наши предположения.
«Чтение с остановками»
Читаю сама.
1 остановка (до слов «Бал был чудесный..» )
Вопросы классу:
- Каким мы видим Ивана Васильевича?
- Предположите, что произойдет дальше?
2 остановка (до слов «Жили мы тогда одни с покойным братом»)
- Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей?
- Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы, влюблённые взгляды, ужин)
- Что такое мазурка? С кем принято танцевать мазурку? Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника?
- Предположите, что будет дальше.
3 остановка (до слов «Что это такое? – подумал я…)
- Что мог увидеть Иван Васильевич?
Читаю до конца.
- Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.?
- Ребята, а кто слушал внимательно: в какое время происходит действие рассказа? (Последний день Масленичной недели). А как называется этот день? (Прощенное воскресение. Ребята отмечают, что в этот день принято прощать того, кто просит о прощении. А татарин всё время повторяет: «Братцы, помилосердствуйте!») Так о чём ещё размышляет Толстой? (о милосердии, добрее надо быть, человечнее; Иван Васильевич не может понять, что нужно было такого сделать татарину, чтобы с ним так жестоко обращались теперь).
- Мы можем сказать, что полковник – жестокий человек? («Всё должно быть по закону!» Важно понять, что он не жесток, он равнодушен, а это куда страшнее)
- Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд)
- Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, «другой» полковник)
III стадия. Рефлексия
- Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.
- На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)
- Почему? (части противоположны, контрастны.)
- Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
Появляется «сводная таблица»
На балу
После бала
- Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич) Сначала ребята устно отвечают, затем заготовка таблицы раздаётся каждому учащемуся.
На балу
Линии сравнения
После бала
звуки
цвет
полковник
Иван Васильевич
детали(перчатка, перышко от веера, сапоги полковника)
- Необходимо добавить ещё одну линию: детали (перчатка, перышко от веера, сапоги полковника). «Сводную таблицу» вы заполните дома, а теперь скажите, можете ли вы уже сейчас определить идею рассказа? ( Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности).
- А теперь составим синквейн; (по вариантам: Иван Васильевич/ полковник)