Конспект урока литературы в 8 классе на тему: "Державин Г. Р. - поэт и государственный чиновник. Анализ оды "Вельможа" и стихотворения "Памятник".
Конспект урока литературы в 8 классе на тему: "Державин Г. Р. - поэт и государственный чиновник. Анализ оды "Вельможа" и стихотворения "Памятник".
Разработка этого урока предназначена для проведения урока литературы в 8 классе. Системообразующим на уроке является чётко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям учащихся. Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим циклом: восприятие- осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации -обобщение - систематизация. В течении всего урока идёт активная познавательно - развивающая деятельность учащихся с самооценкой по каждому этапу, учащиеся вместе с учителем решают проблеьные вопросы:
- Каким, по мысли автора, должно быть справедливое государственное устройство?
- Что считает своей заслугой перед читателями Державин?
- Каким видится ему памятник поэту?
Формы и методы урока литературы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Крок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе на тему: "Державин Г. Р. - поэт и государственный чиновник. Анализ оды "Вельможа" и стихотворения "Памятник". »
Урок литературы в 8 классе Дата____________
Тема:Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа» и стихотворение «Памятник».
Цели:
рассмотреть новый этап в развитии литературы – классицизм,
2) представителя этого течения – Державина, краткие биографические сведения,
3) самостоятельно проанализировать оду «Вельможа», рассмотреть характерные особенности поэтики Г.Р. Державина.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Г. Р. Державин. Признание
I. Организационный момент
II. Постановка целей.
С сегодняшнего занятия мы начинаем рассматривать литературу 18 века. Это новый этап в развитии литературы, который носит название классицизм. Классицизм – это направление в литературе 18 века, для которого характерно соблюдение норм и правил. Одним из представителей этого направления является Г.Р. Державин.
III.Знакомство с новым материалом
Биография Г.Р. Державина
Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII – начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII–начала XIX века.
Выходец из дворян, рано потерявший отца, Державин прошел трудную «школу жизни». Начал свою службу в Преображенском полку в Петербурге простым солдатом, а закончил ее личным секретарем Екатерины II и министром юстиции.
Он всего достиг самостоятельно, без чьих- либо протекции и покровительства. Всю жизнь старался «восполнить недостатки образования». (Сначала учился в училище г. Оренбурга, затем – в Казанской гимназии, которую так и не окончил, так как ушел служить в Преображенский полк солдатом.) «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», – писал он впоследствии.
Далее уже на государственной службе Державин познакомился и подружился с писателем-сатириком В. Капнистом, автором пьесы «Ябеда». А поэт, музыкант и живописец Николай Львов стал верным другом его на всю жизнь.
Человек прямой, честный и открытый, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин часто вызывал нападки со стороны своих начальников. Иногда Н. Львов помогал улаживать конфликты, которые постоянно преследовали Державина.
Прослужив несколько лет на гражданской службе под начальством князя А. А. Вяземского, Гавриил Романович вынужден был уйти в отставку.
Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: он был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но еще в ранних своих поэтических произведениях требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига и справедливости.
Стихи Державин любил страстно. Сначала писал, подражая одам Ломоносова. Произведения его, часто появлявшиеся в журналах, обращали на себя внимание читателей (хотя были без подписи автора).
Одно из лучших поэтических произведений посвящено известному в то время богачу и вельможе А. И. Мещерскому, на пирах которого бывал Державин, – ода «На смерть князя Мещерского». (Фрагменты зачитать.) Но настоящая слава пришла к поэту, когда он написал оду под названием «Фелица» (1783 г.) (от лат. феликс, что значит «счастье»). Хотя ода была напечатана анонимно, авторство свое Державину пришлось открыть.
Знакомство с понятием «ода»
Ода – это торжественное стихотворное произведение. В таких произведениях воспевалось государство, превозносились достоинства монархов. Т.к. ода относилась к высокому стилю, то в ней не допускалось употребление «низких» слов, обыденной лексики. Державин разрушает эти устойчивые традиции.
3. Чтение и анализ оды «Вельможа».
- Державин был убежден в том, что не принадлежность к дворянству, не звания, не высокие посты определяют достоинство человека. Эти убеждения прежде всего проявились в «Вельможе». Ода опирается на многочисленные факты, свидетелем которых был Державин. Поэт создает обобщенный образ вельможи, но в текст вводятся детали, которые позволяют легко узнать Потемкина.
- Найдите в тексте слова, которые передают облик честного и порядочного государственного деятеля.
- Найдите слова и словосочетания , рисующие портрет царского любимца, грабящего страну.
- С кем сравнивает Г.Р. Державин вельможу?- Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи?
- Докажите, что Державин разрушает традиции написания одических произведений.
- Найдите все примеры в тексте примеры крылатых выражений и афоризмов.
Каким, по мысли автора, должно быть справедливое государственное устройство?
4. Чтение и анализ стихотворения «Памятник».
- Державинский «Памятник» состоит из 5 строф. В каждой поэт излагает определенный тезис о значимости своего памятника – поэтического наследия.
- Какова тема этого стихотворения?
- Что считает своей заслугой перед читателями Державин?
- Каким видится ему памятник поэту?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Памятник»