Конспект урока литературы в 7 классе по теме:"История создания романа А.С. Пушкина "Дубровский". Сюжет, композиция, герои романа"
Конспект урока литературы в 7 классе по теме:"История создания романа А.С. Пушкина "Дубровский". Сюжет, композиция, герои романа"
Данный урок вводный. Он познакомит обучающихся с историей создания романа, поможет дать характеристики некоторым героям романа, покажет особенности сюжета. Для подготовки к уроку были использованы интернет-ресуры, поурочные разработки по литературе И.В.Золотарёвой, Н.В. Егоровой, библиографический словарь "Русские писатели"П.А. Николаева справочные материалы Л.А. Смирнова,тексты романа, исследовательские работы обучающихся в виде небольших сообщений, эпиграфы с высказываниями Белинского. Урок сопровождается презентацией, в которой есть портреты А.С. Пушкина, В.П. Нащокина, К.П. Троекурова, А.Г. Дубровского, В.А. Дубровского, сюжетные картинки романа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе по теме:"История создания романа А.С. Пушкина "Дубровский". Сюжет, композиция, герои романа" »
Тема урока: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский»
Сюжет, композиция, герои романа.
Цель урока: познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев.
Задачи урока:
. Развивающая – развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
. Обучающая – развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.
. Воспитывающая – воспитание любви и уважения к творчеству
А. С. Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию.
воспитания нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
.Оборудование урока – слайд – презентация, тексты произведения.
. Методические приемы – рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста.
. Эпиграфы к уроку:
« Пушкин … унес с собою … великую тайну.
И вот теперь без него мы эту тайну разгадываем».
Ф. М. Достоевский.
Ход урока
Оргмомент.
Слово учителя. (Слайды 1 -7).
Обсуждение вступительной статьи к роману «Дубровский». ( стр. 77-78 учебника)
- Как появилась идея написать роман ?
- На каком основании сделан вывод о том, что роман не завершен Пушкиным?
- Какова была дальнейшая судьба Дубровского, судя по планам Пушкина?
Комментарии учителя:
Образ Дубровского ( в черновиках: Андрей Зубровский, Островский) имел несколько прототипов. Характерность истории,
рассказанной Пушкину Нащокиным, для русской жизни 30-х годов
Х1Х в. подтверждалась болдинскими и псковскими впечатлениями Пушкина. ( Слайд 5)
Пушкин знал о деле нижегородского помещика ( фамилия та же, что у героя), у которого в 1802г. Незаконно было отнято имение его родственника. И.Л. Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила писателю включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах – решение суда об отнятии у отца Дубровского имения в пользу Троекурова. Пылкий
нрав, честолюбие толкают Дубровского на поступки, которые превращаются в преступление. Для Пушкина интересна судьба русского дворянина, который стал жертвой несправедливости.
Роман « Дубровский» при жизни Пушкина не был опубликован. Издатели дали рукописи название по имени главного героя. В литературоведении до сих пор не умолкает спор о жанре произведения, его завершенности, причинах отказа Пушкина его печатать, но выяснена реальная основа романа.
Действие романа происходит в 1820-е годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует. Внимательно прочитав роман, мы увидим, что он не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени.
Характеристика романа. Элементы композиции.
- Где происходит действие первой главы? Прочитайте описание Кистеневки и Покровского. Как это описание помогает понять
Имущественное положение героев романа?
= Обратите внимание на замечание автора о Троекурове и Андрее Дубровском: « Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах и наклонностях. В некоторых отношениях и судьба
их была одинакова». Обоснуйте мысль автора, сопоставляя известное о героях. (Слайды 8-9)
(Судьбы обоих похожи: соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь).
- Что значит – Троекуров имел «большой вес в губерниях, где находилось имение»?
( Значит Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится).
- Что давало ему такую власть?
(« богатство, знатный род и связи.»
- Какие отношения сложились у Троекурова с окрестными помещиками и чиновниками? Чем это объяснить? Каких людей подбирал Троекуров для исполнения своих прихотей?
(Соседи-помещики и чиновники относились к Троекурову льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».
Для автора важно показать, что богатство не делает людей
Лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит других людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких, бесчестных людей. К таким можно отнести Спицына, который дал показания на суде в пользу Троекурова, Шабашкина, с помощью которого
было отнято у Дубровских имение.)
-Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время?
(Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина,не
знающего ни в чем отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при « довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые- он по существу издевался над ними).( Слайд 10. « Дефорж в клетке с медведем»).
- Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» уважал Дубровского?
(« будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. Андрей Гаврилович Дубровский, как и Троекуров, был горд и независим, хотя и беден, « прямо высказывал свое мнение»; Дубровский был « опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником»- все это вызывало уважение Троекурова.)
- Как во время ссоры проявились характеры героев?
(Для ответа на этот вопрос можно зачитать эпизод « На псарне» и проследить, как автор оценивает внутреннее состояние
героев.)(Слайд 11. « На псарне»).
-Как Троекуров отнессяк исчезновению Дубровского? Хотел ли
Троекуров обидеть своего приятеля?
Выделим глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова. (« Велел тотчас догнать и воротить непременно»,
«вторично послал» за соседом. Получив письмо оскорбленного
Дубровского: « Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», а потом «разбранил гостей», нарочно
поехал полями Дубровского», «без него скучал». Обидеть Дубровского Троекуров не хотел.)
- Что чувствовал Дубровский, покинув Покровское?
( Оскорбленный Дубровский уехал домой и потребовал письменного извинения, на что имел полное право. Он возмущен тем, что Троекуров посмеялся над ним, поддержав дерзкую шутку своего холопа, что он не уважает в нем « старинного русского дворянина» и не внушает этого своим крепостным.)
( Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова-
«известных разбойников». Троекуров « вышел из себя», « хотел
было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.)
-Обратим внимание на иронический тон автора, каким он пишет о «войне» между соседями.
- Какой способ мести избирает Троекуров?
(Троекуров выбрал самый подлый способ мести- он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: « В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причем сделать это под видом законности, чужими руками.)
- Мог ли Дубровский догадываться о черных замыслах Троекурова?
(Андрей Гаврилович даже не мог представить размеров опасности, которая его подстерегает. Человек честный и прямой, он и не предполагал, что может стать «жертвой ябеды».)
- Охарактеризуйте заседателя Шабашкина. ( Слайд 12. «Шабашкин и Троекуров».)
(Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: « отвешивает поклон за поклоном», « с благоговением
Ожидая» приказаний Троекурова, «поклонился до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.)
- Как Троекуров обращается с Шабашкиным?
( С пренебрежением- он знает, что ему подчиняются все, в том числе и законники»: « Как бишь тебя зовут? Зачем ты пожаловал, выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на « ты».)
-Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова?
(« Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, устрашая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы». Шабашкин понимает, « что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного
Нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».)
- Что Чувствует Дубровский, получив письмо из суда?
(Дубровский «изумлен», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность.)
Останавливаем внимание на завершении первой главы сценой встречи Троекурова и Дубровского по дороге в город, в суд: бывшие товарищи стали «противниками».
- Как раскрываются характеры героев в сцене суда? ( Слайд 13. « Сцена в уездном суде»)
( В этой сцене подчеркнуто безразличное отношение к А.Г. Дубровскому. Поручик Дубровский « стоя прислонился к стенке».
Троекуров ведет себя надменно и самоуверенно. Он встречен « с изъявлениями глубокого подобострастия». « Писаря встали и заложили перья за ухо… придвинули ему кресла из уважения к его чину…». Старик Дубровский совершающейся на его глазах несправедливостью.)
- Какую цель преследовал Троекуров, отнимая у Дубровского имение?
(Конечно же, богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его
гордость, растоптать человеческое достоинство.)
- Как ведут себя представители власти- судьи?
(«Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», « Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.)
- Как вели себя истец и ответчик?
( « Торжествующий Троекуров… подписал под решением суда свое удовольствие». « Дубровский стал неподвижен, потупя голову».)
- Как повлияло решение суда на Дубровского- отца?
( Неожиданное решение нанесло страшный удар старому Дубровскому, лишив его дома, земли, имущества. Он помешался и впал в совершенное детство. Преступное решение суда привело Дубровского к сумасшествию.)
- Каким должно быть настроение выигравшего процесс Троекурова? Почему решение суда не доставило ему радости?
( Троекуров должен бы радоваться своему успеху на суде, но внезапное помешательство Дубровского « сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашел слишком далеко, В нем говорила совесть.)
- Зачем Троекурову был суд? Какую цель он преследовал?
(Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка не нужна была ему, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он Желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести своего противника до сумасшествия он, конечно ,не хотел.)
-Как изменился старый Дубровский со времени суда?
( « Здоровье было плохо», « силы ослабевали», « был не в состоянии
Думать о своих делах, о хозяйственных распоряжениях».)
5.Вывод:
Ребята, какой итог можно подвести в конце нашей беседы?
( Сцена суда – кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях.)
Домашнее задание. Подготовить характеристику Владимира Дубровского по плану. ( Слайд 14, план раздаётся учащимся на листочках).
1.Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?
2.Каковы отношения отца и сына Дубровских?
3.Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
4.Как встретил Владимира родной дом?
5. Что побудило Кириллу Петровича предпринять попытку помириться с Дубровским? Подкрепите ответ текстом.
6.Почему не состоялось перемирие друзей?
7.Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам? 8.Как сами Дубровские относятся к своим крепостным?