Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе «Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского и А. И. Солженицына» »
МОУ Липчанской ООШ
Богучарского района
Конспект урока литературы в 5 классе
Дудниковой Марины Юрьевны
Класс:5
Тема:Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского и А. И. Солженицына.
Цели: 1).•показать взаимосвязь тем, содержания произведений К. Г. Паустовского и А. И. Солженицына;
• раскрыть духовно – нравственное содержание «Крохоток» А. И. Солженицына «Утенок», «Шарик», «Костер и муравьи»;
•помочь сопоставить изученные произведения Паустовского и Солженицына.
2) •развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
•развивать познавательный и читательский интерес;
•развивать эмоциональную сферу обучающихся.
3) •воспитывать доброту, гуманность;
•воспитывать чувство ответственности за все живое;
•воспитывать разумное, бережное отношение к природе в целом.
Задачи: 1)Познакомить учащихся с рассказами Солженицына;
2)провести обсуждение прочитанного.
3)сопоставить предложения Солженицына и Паустовского;
Оборудование: портреты Паустовского и Солженицына, выставки книг писателя, презентация.
Вид урока: урок внеклассного чтения.
Ход урока.
1 Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнем же наш урок.
2Сообщение темы и целей урока.
3Актуализация знаний.
- С произведениями какого русского писателя знакомились на прошлом уроке?
- Каким человеком был К. Г. Паустовский? (Много ездил путешествовал)
- Вспомним биографию писателя.
Викторина «Узнай произведение»
Сон йничусраб – «барсучий нос»
Ыпал ньияаз – «заячьи лапы»
Агюров – ток – «кот – ворюга»
Йеворов йыннапертсар – «растрепанный воробей»
- Какое произведение читали на прошлом уроке? ( «Барсучий нос»).
- Назовите жанр.
- О чем повествует этот рассказ?
- Дома вы разделили рассказ на части.
(Проверка плана – обзорно)
4Работа над темой урока
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
«Задуйте свечу».
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечку.
Представьте, что перед вами большой именной пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Фразы для чтения: Индивидуальные карточки.
Морж мерз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.
Класс встал у парт.
Мой друг щедр.
Он вел коня, потом въехал во дворе.
Наша съемка объекта была изъята
2)Знакомство с биографией А. И. Солженицына.
(презентация по ходу которой осуществляется краткий конспект).
*Александр Исаевич Солженицын является одним из классиков русской литературы х х века. (слайд 1)
* Родители писателя.
*Отца писатель потерял еще до рождения. (слайд 2).
«Крохотки» - это очень маленькие рассказы. Мы познакомились с некоторыми из них и попытаемся сопоставить с творчеством Паустовского.
4)Чтение учителем рассказа «Утенок»
(У каждого ученика на столе текст рассказа).
5)Обсуждение.
- О чем заставляет задуматься этот рассказ?
Этот рассказ побуждает задуматься о другом культе современного общества – культе роботов.
Сколько роботов изобрел человек! И чего эти роботы только ни делают!
Помимо тех механизмов, которые необходимы для выполнения опасных и тяжелых работ, ученые неукротимо изобретают все новых и новых причудливых роботов.
Великие шахматисты играют с роботами в шахматы. Как будто сами себе хотят доказать бессмысленность этой древней человеческой игры.
Японские роботоизобретатели «учат» свои изделия работать в качестве прислуги для человека.
Некоторые ученые делают попытки «смонтировать» роботов, которые были бы способны чувствовать как человек.
Фантасты снимают фильмы-ужасы, в которых роботы, чрезвычайно «поумнев», выходят из-под контроля человека, берут власть над ним и начинают угнетать все человечество.
Какое умопомрачение!
А чуткий писатель как бы в ответ всем говорит:
«Со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького утенка…»
6) Чтение уч - ся рассказа «Костер и Муравьи».
7) Обсуждение
- Какая проблема поднята в рассказе?
Рассказ «Костер и муравьи» повествует о любви к Родине. Это чувство есть и у людей, и у животных. Муравьи сначала спасали свою жизнь, но потом возвращались к своему бревну – маленькой Родине – и погибли.
Муравьи – весьма разумные насекомые, поэтому их можно сравнить с людьми, которые любят свое отечество, готовы ради его спасения отдать жизнь. В рассказе есть строка: «… какая – то сила влекла их назад, к покинутой родине!» Это великая сила любви к родной земле, отчему дому, желание вернуться к родимому очагу. Иначе как объяснить стремление многих людей вернуться на Родину, чтобы там окончить свой жизненный путь. Любовь к родной земле – великое чувство.
Оно может поднять народы, объединить людей в огромную силу. А. И. Солженицын взывает здесь к патриотическим чувствам современников и напоминает, что нельзя покидать родину, находящуюся в опасности.
В этом небольшом рассказе заключен глубокий смысл, который будет актуален и у следующих поколений.
8) Чтение уч- ся рассказа «Шарик»
9) Обсуждение
- Определите тему рассказа?
В этом рассказе А. Солженицын затронул тему свободы, то, что она необходима каждому живому на земле. Это как программа, заложенная где – то внутри нас с самого рождения – свобода! Даже находясь в золотой клетке, любое живое существо стремится освободиться. Свобода – это не только освобождение от веревок, цепей, узлов, это еще и соединение с природой.
Свобода – это возможность уехать в горы, где нет цивилизации, зато чистый воздух, где можно дышать полной грудью, где ты по – настоящему объединяешься с природой.
10) Обобщение
- Итак, мы прочли 3 коротеньких рассказа. А сколько они пробуждают мыслей!
5 Сопоставление творчества Паустовского и Солженицына.
Беседа.
- Как связана предыдущая и сегодняшняя тема уроков ?
- В чем именно заключена их связь?
2) Работа в группах
- Установите взаимосвязь между рассказами Паустовского и Солженицына.
1 группа: Рассказ
«Барсучий нос» Паустовского и «Крохотки» Солженицына.
2 группа: «Заячьи лапы» Паустовского и «Крохотки» Солженицына.
3 группа: «Растрепанный воробей» Паустовский и «Крохотки» Солженицына.
3)Обобщение по теме.
- К чему призывают произведение писателей?
- Нет на земле такого человека, который бы не любил все окружающее его, живое
Добрые правдивые книги писателей словно говорят : «Давайте обитать вместе»!
- Красота природы завораживает и остается в душе человека. Научитесь видеть природу, наблюдать и понимать ее красоту.
Жизнь дана на добрые дела!
6 Итог урока.
- Что больше всего запомнилось на уроке?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- Что больше всего понравилось на уроке?
«В тебе величье моего народа.
Его души бескрайние поля
Задумчивая русская природа
Достойная красавица моя!
В. Рождественский.
7 Релаксация
Меня удивило…
Мне не понравилось…
Меня поразило…
8 Домашнее задание.
- К следующему уроку попробуйте свою «Крохотку»- необычный маленький рассказ – наблюдение.