Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Обрядовая поэзия"
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Обрядовая поэзия"
Данный урок позволяет познакомить учащихся с обрядовой поэзией и ее особенностями, жанрами; ритуалами проведения обрядов; вызвать интерес у учащихся к календарно - обрядовой поэзии; воспитывать уважение к традициям и обычаям народов; дать возможность учащимся поучаствовать в обрядах и традициях русского народа; показать роль обрядов в зимний, весенне-летний и осенний периоды, использование народом многих обрядов с целью веселья, богатства, хорошего урожая и семейного счастья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Обрядовая поэзия" »
Тема: Обрядовая поэзия.
Цели: познакомить с обрядовой поэзией и ее особенностями, жанрами; ритуалами проведения обрядов; вызвать интерес у учащихся к обрядам; воспитывать уважение к традициям и обычаям народов.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам, словарная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ трех казахских и русских загадок.
III. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Обряд – совокупность действий, установленных обычаем. Название, практическая цель обряда – воздействие на окружающую природу, чтобы достичь успехов в труде и жизни.
Русский фольклор сохранил нескольео обрядовых успехов. Крестьяне проводили обряды, связанные с жизнью отдельной семьи.
2. Календарные обряды.
Календарные обряды совершались в течение всего года. В их основе лежит народный календарь, который связан с реальным чередованием земледельческих работ. Поэтому фольклористы разделили календарные обряды на два периода:
а) обряды, связанные с подготовкой урожая, - зимние и весенне-летние;
Наиболее богаты поэтическими текстами зимние и весенне-летние циклы. Особенно важными были новогодние праздники. Новый год, характеризуется как магия дня, т.е. каким будет первый день, таким будет и весь год.
Одним из самых интересных явлений новогодних праздников было колядование – хождение по дворам с пением новогодних песенок, которые назывались колядками.
У хозяина в дому,
Велись бы ребятки.
Велись бы телятки,
Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы телятки,
Велись бы утятки.
Дайте коровку
Маслену головку.
А не дашь пирога
Уведем корову за рога.
С новогодним праздником связаны подблюдные песни.
За рекой мужики живут богатые,
Гребут жемчуг лопатами.
( К слезам).
Следующим большим годовым праздником была Масленица. Она праздновалась в конце зимы – начале весны и продолжалась целую неделю ( с понедельника до воскресенья).
Масленица – мокрохвоста!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор, потоки,
Налаживай соху!
Веснянки. После масленицы наступал семинедельный, так называемый «Великий пост». В веснянках своеобразно сочетаются признаки песенных величаний и заговорных заболеваний.
Приди к нам, весна.
Со радостью!
Со великой к нам
Со милостью!
Егорьевские песни. Весенний Егорьев день отмечался 23 апреля. В этот день, как правило, первый раз выгоняло стадо в поле. Это важное событие крестьян обставлялось обрядами.. В одной из песен люди обращались к Егорию с просьбой:
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!
Вьюнишние песни. Вьюнишними назывались песни, которыи в субботу или воскресенье первой и послепасхальной недели поздравляли олодых супругов, обвенчавшихся в прошедший год.
Как в вершине тех дерев
Соловей гнездо свивал,
В середине тех дерев
Пчелы гнезда вьют,
Во корнях тех дерев
Горностай гнездо свивал.
Последний большой весенний и первй летний праздник был Семик или Троица (завивание венка).
Мы завьем веночки,
На овес росистый,
На горы добрые,
На жито густое,
На ячмень колосистый,
На гречиху черную,
На капусту белую!
С наступление лета начинались напряженные работы в поле. Здесь праздновали день Ивана Купалы. Отмечался во время летнего солнцеворота, в ночь с 23 на 24 июня.
Ходил чижик по улице,
Сбирал девок на купальню:
Ну, девки, на Купальню,
Ну-те да вы, девки, на Купальню.
Осенние обрдовые песни. Осенью, в связи с занятостью на полевых и других работах проводилось ещё меньше, чем летом. Те немногие обряды, которые совершались в это время, все были связаны с заботами о хорошем урожае. Примером может слушить обряд «завивания бороды». Так называли обычай связывать в один пучок специально оставленные на пашне несжатыми несколько колосьев. Предполагалось, что таким образом закрепляется за землей, оставляется на следующий год ее «урожайная сила». Об этом обряде «завивания бороды» рассказывается в песнях.
Известны, также песни, в которых выражались радость в связи с окончанием полевых работ, молотьбы и уборки хлеба в закрома.
Ох и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали,
И в копны поклали,
На гумне стогами,
В клети закромами,
А в печи пирогами.
IV. Закрепление.
- Что такое «обряд»?
- Какие обряды вам наиболее понравились?
- С какими вы были знакомы раннее?
- А знаете ли Вы традиции, обычаи и обряды своего народа?
V. Итог урока. Оценивание учащихся.
Домашнее задание. Стр 26-35 читать. Ответить на вопросы учебника.