работать над умением учащихся определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки.
Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о писателе А.Погорельском, повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация « А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»», мультипликационный фильм «Черная курица»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
работать над умением учащихся определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки..
Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о писателе А.Погорельском, повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация « А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»», мультипликационный фильм «Черная курица»
Ход урока:
Вступительное слово учителя (объявление темы урока, запись в тетрадь)
Выступление заранее подготовленных учеников с рассказом об А.Погорельском
Погорельский Антоний (псевдоним, настоящие имя и фамилия Перовский, Алексей Алексеевич) (1787–1836), русский писатель, сын графа А.К.Разумовского. Получил домашнее образование, окончил Московский университет, доктор философских и словесных наук.
В течение пяти лет служил в различных департаментах; организовал при Московском университете Общество любителей российской словесности (1811–1830)
В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии, проявлял незаурядную отвагу в боях.
В 1822 после смерти отца унаследовал село Погорельцы Черниговской губернии, поселился в нем вместе с сестрой, графиней А.А.Толстой, и ее сыном, будущим писателем А.К.Толстым. Вместе с племянником, юным А.К.Толстым, Погорельский побывал в Италии; судя по некоторым свидетельствам, встречался с И.В.Гёте. Волшебная повесть для детей, как определил ее жанр автор, «Черная курица, или Подземные жители», написана для десятилетнего племянника, это вымысел о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику – и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем.
Умер Антоний Погорельский в Варшаве 9 (21) июля 1836.
3. Беседа:
- Что в произведении показалось вам необычным? (Произведение похоже на сказку, потому что есть волшебство, подземное королевство…)
- Как можно доказать, что это сказка? (Сказочный зачин «жил-был», волшебное число «три», волшебное конопляное зернышко, курочка разговаривает …)
- А чем отличается эта сказка от народных? (Есть автор, а в народных сказках автора нет)
- Это литературная сказка. В ней рассказывается о реальном городе, о реальном времени. Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание.
Словарная работа
- С тех пор прошло много лет. Изменилась жизнь, изменился язык. Давайте объясним значения непонятных слов.
Линия - название каждой стороны улицы на Васильевском острове.
Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.
Дортуары – спальные комнаты.
Сени – прихожая, коридор.
- «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»,- писал А.С.Пушкин. Чему учат русские народные сказки? (Добро торжествует…)
-Кто главный герой сказки Погорельского? (Алеша – мальчик 9-10 лет)
- Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
- Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)
- Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)
- Каким был Алеша до встречи с Чернушкой? (записываем в тетрадях)
«Умненький, миленький, начитанный, мечтательный, верящий в волшебство, страдающий от одиночества»
- А где и как он встретил Чернушку?
Пересказ эпизода спасения Чернушки
- Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
-Какие качества Алеши проявились здесь? (Твердость, щедрость, доброта)
- Как назвал Алешу автор? (Избавитель)
- Как бы вы оценили поступок Алеши? (Это благородный поступок)
- Как Чернушка его отблагодарила? (Она повела его в подземное царство)
- Как ведет себя Алеша в подземном царстве? Почему он не выполнил требований Чернушки? (Он ослушался, не выполнил требований, чуть не поплатился жизнью)
-Можем ли мы вынести какой-то урок из первого сна Алеши? Почему Алеша обратился к королю с такой странной просьбой? (Трудиться не хочет…)
- Итак, мальчик оказался обладателем волшебного зернышка. Но, как бывает в сказках, есть условие, при котором волшебство перестает действовать. Какое это условие? (Алеша не должен быть нескромным)
- Что значит быть скромным или нескромным?
- Конопляное семечко освободило Алешу от труда. Что изменилось в жизни героя?
(«перестали его любить, шалил много, надоел товарищам, стал непослушным»)
- Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алеше удовольствия? (Выучить уроки не стоило никакого труда, все доставалось легко и незаслуженно)
- Почему отношение детей к Алеше изменилось? (Мальчик стал заносчивым, высокомерным, гордым)
- При каком условии волшебное зернышко теряло свою силу? (Если потеряет волшебное зернышко)
6. Пересказ эпизода «Потеря конопляного зернышка»
- Почему теперь Алеша не может выучить уроки? (Он разучился трудиться, привык к легкой жизни)
- А для чего в сказке третий сон Алеши? Чему учит Чернушка мальчика? ( Умению хранить тайну, держать данное слово, быть благодарным)
- Почему Чернушка называет неблагодарность «худшим свойством»?
- К чему привела Алешина неблагодарность? (К несчастью подземных жителей)
7. Итоги урока:
- Как вы понимаете слова Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»? (Дурные привычки легко приобретаются, но очень тяжело от них избавляться)
- Какие слова учителя могут пригодиться нам? («Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло»)
- Какие уроки можно извлечь из этого эпизода? (Надо учиться, развиваться)
Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласково мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого? (Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить)
- Почему Алеша боится увидеть Чернушку в четвертый раз? (Совесть мучает…)
- Сказка заканчивается трагически: жителей подземного королевства предали и они ушли, Алешу наказали. Можно ли сказать, что зло наказано, а победило добро? (Да, Алеша стал прежним…..)
- Л. Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?(Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей, быть требовательным к себе, нельзя ставить себя выше других, даже если ты много знаешь и умеешь, надо быть трудолюбивым, прилежным.
8. Домашнее задание: (по выбору)
1.Напишите ответ на вопрос: «Как бы я поступил с волшебным семечком?»
2.Напишите ответ на вопрос: «От каких пороков я смог избавиться?»