kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского «Черная курица, или  Подземные жители»,

 воспитание чувства честности, доброты, умения отвечать за свои поступки, трудиться при получении знаний,

развитие монологический речи учащихся, развитие умения определять основную мысль произведения

Задачи урока:

познакомить учащихся с  фактами из жизни и творчества А.Погорельского,

повторить знания учащихся о сказке,

показать нравоучительный смысл сказки,

развивать умение грамотно и полно отвечать на вопросы,

развивать умение обобщать проанализированный материал,

работать над умением учащихся определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки.

Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о писателе А.Погорельском, повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация « А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»», мультипликационный фильм «Черная курица»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе по сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"»

Сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Цели урока:

формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»,

воспитание чувства честности, доброты, умения отвечать за свои поступки, трудиться при получении знаний,

развитие монологический речи учащихся, развитие умения определять основную мысль произведения


Задачи урока:

познакомить учащихся с фактами из жизни и творчества А.Погорельского,

повторить знания учащихся о сказке,

показать нравоучительный смысл сказки,

развивать умение грамотно и полно отвечать на вопросы,

развивать умение обобщать проанализированный материал,

работать над умением учащихся определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки..


Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о писателе А.Погорельском, повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.


Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация « А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»», мультипликационный фильм «Черная курица»


Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя (объявление темы урока, запись в тетрадь)

  2. Выступление заранее подготовленных учеников с рассказом об А.Погорельском

Погорельский Антоний (псевдоним, настоящие имя и фамилия Перовский, Алексей Алексеевич) (1787–1836), русский писатель, сын графа А.К.Разумовского. Получил домашнее образование, окончил Московский университет, доктор философских и словесных наук.

В течение пяти лет служил в различных департаментах; организовал при Московском университете Общество любителей российской словесности (1811–1830)

В Отечественную войну 1812 находился в действующей армии, проявлял незаурядную отвагу в боях.

В 1822 после смерти отца унаследовал село Погорельцы Черниговской губернии, поселился в нем вместе с сестрой, графиней А.А.Толстой, и ее сыном, будущим писателем А.К.Толстым.
Вместе с племянником, юным А.К.Толстым, Погорельский побывал в Италии; судя по некоторым свидетельствам, встречался с И.В.Гёте. Волшебная повесть для детей, как определил ее жанр автор, «Черная курица, или Подземные жители», написана для десятилетнего племянника, это вымысел о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику – и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем.

Умер Антоний Погорельский в Варшаве 9 (21) июля 1836.

3. Беседа:

- Что в произведении показалось вам необычным? (Произведение похоже на сказку, потому что есть волшебство, подземное королевство…)

- Как можно доказать, что это сказка? (Сказочный зачин «жил-был», волшебное число «три», волшебное конопляное зернышко, курочка разговаривает …)

- А чем отличается эта сказка от народных? (Есть автор, а в народных сказках автора нет)

- Это литературная сказка. В ней рассказывается о реальном городе, о реальном времени. Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии, перед нами двухэтажное здание.


  1. Словарная работа


- С тех пор прошло много лет. Изменилась жизнь, изменился язык. Давайте объясним значения непонятных слов.

Линия - название каждой стороны улицы на Васильевском острове.

Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.

Дортуары – спальные комнаты.

Сени – прихожая, коридор.


- «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»,- писал А.С.Пушкин. Чему учат русские народные сказки? (Добро торжествует…)

-Кто главный герой сказки Погорельского? (Алеша – мальчик 9-10 лет)

- Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

- Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)

- Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)

- Каким был Алеша до встречи с Чернушкой? (записываем в тетрадях)

«Умненький, миленький, начитанный, мечтательный, верящий в волшебство, страдающий от одиночества»

- А где и как он встретил Чернушку?


  1. Пересказ эпизода спасения Чернушки


- Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

-Какие качества Алеши проявились здесь? (Твердость, щедрость, доброта)

- Как назвал Алешу автор? (Избавитель)

- Как бы вы оценили поступок Алеши? (Это благородный поступок)

- Как Чернушка его отблагодарила? (Она повела его в подземное царство)

- Как ведет себя Алеша в подземном царстве? Почему он не выполнил требований Чернушки? (Он ослушался, не выполнил требований, чуть не поплатился жизнью)

-Можем ли мы вынести какой-то урок из первого сна Алеши? Почему Алеша обратился к королю с такой странной просьбой? (Трудиться не хочет…)

- Итак, мальчик оказался обладателем волшебного зернышка. Но, как бывает в сказках, есть условие, при котором волшебство перестает действовать. Какое это условие? (Алеша не должен быть нескромным)

- Что значит быть скромным или нескромным?

- Конопляное семечко освободило Алешу от труда. Что изменилось в жизни героя?

(«перестали его любить, шалил много, надоел товарищам, стал непослушным»)

- Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алеше удовольствия? (Выучить уроки не стоило никакого труда, все доставалось легко и незаслуженно)

- Почему отношение детей к Алеше изменилось? (Мальчик стал заносчивым, высокомерным, гордым)

- При каком условии волшебное зернышко теряло свою силу? (Если потеряет волшебное зернышко)


6. Пересказ эпизода «Потеря конопляного зернышка»

- Почему теперь Алеша не может выучить уроки? (Он разучился трудиться, привык к легкой жизни)

- А для чего в сказке третий сон Алеши? Чему учит Чернушка мальчика? ( Умению хранить тайну, держать данное слово, быть благодарным)

- Почему Чернушка называет неблагодарность «худшим свойством»?

- К чему привела Алешина неблагодарность? (К несчастью подземных жителей)


7. Итоги урока:


- Как вы понимаете слова Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»? (Дурные привычки легко приобретаются, но очень тяжело от них избавляться)

- Какие слова учителя могут пригодиться нам? («Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло»)

- Какие уроки можно извлечь из этого эпизода? (Надо учиться, развиваться)


Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласково мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого? (Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить)

- Почему Алеша боится увидеть Чернушку в четвертый раз? (Совесть мучает…)

- Сказка заканчивается трагически: жителей подземного королевства предали и они ушли, Алешу наказали. Можно ли сказать, что зло наказано, а победило добро? (Да, Алеша стал прежним…..)

- Л. Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы? (Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей, быть требовательным к себе, нельзя ставить себя выше других, даже если ты много знаешь и умеешь, надо быть трудолюбивым, прилежным.


8. Домашнее задание: (по выбору)

1.Напишите ответ на вопрос: «Как бы я поступил с волшебным семечком?»

2.Напишите ответ на вопрос: «От каких пороков я смог избавиться?»

3.Пересказ сказки от имени Алеши или Чернушки.


9. Оценивание учащихся





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Нигматуллина Гузаль Явдатовна

Дата: 12.04.2016

Номер свидетельства: 317951


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства