kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5 классе: «Герасим. Нравственные и духовные качества. Портрет героя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательные:

1) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

3) учить сжато излагать повествовательный текст.

4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

5) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, сообщения);

наглядные (иллюстрации);

Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, рисунки.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе: «Герасим. Нравственные и духовные качества. Портрет героя»»

«Герасим. Нравственные и духовные качества. Портрет героя»

Цели:

Образовательные:

1) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

3) учить сжато излагать повествовательный текст.

4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

5) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, сообщения);

наглядные (иллюстрации);

Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, рисунки.


Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; прототип, сравнение, гипербола.



Группы:

Историки (историческая справка)

Психологи (черты характера)

Художники (внешность)

Лингвисты (толкование значений слов)















План урока:

1. Орг. момент.

2. Проверка восприятия прочитанного. Сжатый пересказ прочитанного.


3.Слово учителя (эпиграф написан на доске)

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…»

И.С. Тургенев

Рассказ «Муму» написан автором по реальным событиям, по впечатлениям его детства. Родился Тургенев в именитой дворянской семье, детство прошло в барской усадьбе, где рядом с ним находилось огромное количество крепостных . С детских лет Тургенев видел, как трудно им живется, видел, какими жестокими были хозяева – помещики. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на свой ум и образованность, была жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца.

Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Тургенев описывал крестьян с любовью и, по словам Белинского, заставлял читателей тоже полюбить своих героев. До Тургенева так о крестьянах в русской литературе не писал никто.

Сегодня перед нами стоит цель: окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. Основное внимание уделим главному герою, его духовным и нравственным качествам, на примере текста проследим за чертами его характера, мотивами его поступков, за его отношением ко всем окружающим и, самое главное, узнаем отношение автора к главному герою, и что особенно важно, отношение каждого из вас к главному герою.


4.Сжатый пересказ прочитанного. Работа с иллюстрациями И.Пчелко.


5.Слово учителя: Итак, для того, чтобы лучше воспринимать текст, попросим лингвистов (языковедов) ознакомить нас со словами из текста, которые могли вызвать затруднения в понимании.

6.Эпизод 1 лингвисты (работа со словарем)

Ребята объясняют значения слов: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой, приживалки, прототип (слова заранее на карточках постепенно выставляются на доске) (все записывают в тетради)

Слово учителя: А сейчас историки более подробно объяснят нам, что же такое крепостное право.




7.Эпизод 2 историки - сообщения на темы:

«Что такое крепостное право? Права помещика»

«Полное бесправие крепостного»

Что же такое крепостное право?

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Слово учителя: Вот теперь, когда мы более подробно ознакомились с законами того времени, надеюсь, что вы станете лучше понимать причины поведения и поступков героя.

8.Слово художникам

(ребята зачитывают из текста портретные характеристики Герасима)

Группа 1. Портрет Герасима.

Группа 2. Как работал Герасим. Почему важно как он попал в город?


Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»;

Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»;

Герасим «смахивал на степенного гусака»;

когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»

Учитель-По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о «торжественности неистомной работы» Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

Художественно-изобразительные средства.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

Гипербола – это сильное преувеличение.

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы.

Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы».

Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой».

Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.

Каморка Герасима.

Учитель—Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание? Читаем по тексту.

Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

Учитель:

И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.

Выводы:

- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме?

- Каким человеком он был?

- Как, по-вашему, относится автор к своему герою?

Отношение автора: «Из числа всей челяди Герасим был самым замечательным человеком». Как понимаете слово «замечательным»?(«хороший» или «отличный от других, заметный»?)

9.Психологи : Какие нравственные качества присущи Герасиму?

Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность, ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство собственного достоинства, способность любить, сострадание, великодушие, чуткость. ( душевные качества записываются в тетради, приводятся несколько примеров, )

-У кого-нибудь в этом рассказе есть хотя бы часть таких качеств?

(Нет! Именно поэтому Герасим – замечательный!)

- Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).

10.Слово учителя:

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но лишила его речи и слуха. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно и хорошо выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни.

Как вы считаете, каким человеком был Герасим?

Почему при всех хороших качествах его не любят? боятся? (вывод о дворне)

Вывод. Какие качества характера и поступков Герасима вам больше нравятся, что бы вы хотели перенять у него?








А теперь давайте попробуем составить характеристику героя, пропуская детали,

не относящиеся к его личности. Условие – должен получиться связный рассказ.


Примерный план: (после каждого пункта указать, какое это качество характера)

Как попал в город , как умел работать

Почему все побаиваются и уважают

Как выглядит

Как себя ведет с людьми

Какие самые ценные качества личности

Вывод: Чему бы стоило поучиться у Герасима всем нам


11. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке (комментарий).


12. Домашнее задание: Записать описание характера героя, дать свою оценку поступку. В заключении ответить на вопрос «Чему бы стоило поучиться у Герасима всем нам?»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Истушкина Наталья Фёдоровна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256796


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства