kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе по теме: "Тихий Дон"-роман-эпопея о всенародной трагедии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - Познакомить учащихся с творческой историей «Тихого Дона», с содержанием, композицией, системой образов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе по теме: "Тихий Дон"-роман-эпопея о всенародной трагедии»

Баннова Ольга Николаевна ,

учитель русского языка и литературы.

Г.Оренбург МОАУ « СОШ №10»

Урок литературы в 11 классе.


Тема: « Тихий Дон»-роман – эпопея о всенародной трагедии.

Цели: Познакомить учащихся с творческой историей «Тихого Дона», с содержанием , композицией , системой образов.

Показать соотнесённость судеб главных героев с большими событиями истории , выяснить , в чём видит Шолохов сильные и слабые стороны красного и белого движения

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники литературы ,тетради ,ручки, дополнительная литература , тексты произведения, кластеры.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Мы с вами продолжаем говорить о литературе 30-х годов.30-ые годы – этап послереволюционной и одновременно предвоенной истории. Эти годы остаются объектом споров , противоположных оценок историков. В них есть всё : и грандиозный рывок страны от сохи и лаптей , от массовой безграмотности и классовой розни к могучему и монополитному индустриальному государству, и срывы , трагедии перенапряжения.

Мы ещё мало знаем о 30-ых годах, но знаем то ,что 30-ые как продолжение и одновременно противоположность 20ым – острейшее противоречие этой эпохи. Не всегда осознанное оно проявлялось в духовно – нравственном климате 30-ых годов ,в возвращении к национальным устоям ,в новом понимании смысла государства ,семьи , исторического прошлого. В литературном процессе это противоречие проявилось в продолжении и резком преодолении множества тем , мотивов, связанных с гражданской войной , с трудностями открытия « России-Родины»


Тема революции и гражданской войны была продолжена инее претерпела изменений .Она осталась фондом высокой тематики героической нравственности. Но всё же наиболее прозорливые критики почувствовали , что гражданская война , хоть и осталась фондом высокой тематики , но этот фонд полуизрасходован. И это было не случайно .Народ в 30-ые годы уже не мог множить руины в родной стране , не хотел любоваться ими в литературе.


Время менялось, оно искало иных ориентиров движения в завтра. И вокруг произведений о гражданской войне возникал к середине 30-ых годов определённый фон , который менял их вес и значение . Многие революционные поэты стремительно теряли своё значение Преодоление воинствующего разрушительства бури и натиска 20-ыхгодов с их аскетизмом в изображении человеческой психологии, драматизма любви с их тяготением к социологическим абстракциям определялось безусловно ,своеобразным изгнанием наиболее «кричащих последствий гражданской войны в быту , пафоса разобщения во всём обществе , в семье.

«Тот ураган прошёл»-так , словами Есенина , можно сказать о постепенной утрате измученной страной разобщения , о формировании из враждебных классов – единого народа. Не абстрактных толп , пресловутых множеств , а именно народа как сложного организма , помнящего своё прошлое.

Эти перемены в стране со всей очевидностью сказались в становлении трагического семейного романа , прежде всего в характере завершения « Тихого Дона» М, А,Шолохова.

III.Сообщение темы.


Вот сегодня мы и поговорим об этом писателе и его романе «Тихий Дон»


IV. Практическая работа.

( Класс разделён на 4 группы .Для каждой группы приготовлены кейсы(пакеты документов для работы по роману). Вы должны изучить вопросы , которые представлены и обсудить план ответа и проблемы .Выбрать из перечня вопросов те , которые относятся к вашей проблеме.


V.Самостоятельная работа.


( Учитель осуществляет руководство работой). После обсуждения своего плана и вопросов группа защищает свою точку зрения по данной проблеме.


Кто же герой романа « Тихий Дон»?

Как протекала жизнь на высоком берегу Дона , в хуторе Татарском?

Расскажите о семье Мелеховых, Астаховых, Кошевых, Коршуновых.

Как раскрывает Шолохов тему донского казачества , его историю, нравы, традиции?

В каких исторических событиях принимают участие казаки?

Почему так необычно остры и ожесточённы классовые бои в казачьей среде?

Как писатель относится к войне?

Почему судьбы главных героев постоянно соотносятся с большими событиями истории?

Расскажите об отношении к труду Мелехова Григория, Натальи, Аксиньи.

Что вам известно прототипах шолоховских героев?

Каковы особенности изображения природы в произведении Шолохова?

Как вы понимаете смысл названия романа « Тихий Дон»?

В чём трагедия Г. Мелехова?

Версии о плагиате.

Тихий Дон –Книга о донском казачестве , сословной группы с чертами субэтнической общности.

« Тихий Дон» и « Война и мир».

Что такое роман –эпопея?

Как изображаются события первой мировой войны?

Гражданская война в изображении Шолохова.

Драматическая и трагическая любовь в романе.

Женские образы в романе.

VI.Составление кластеров по своей проблеме.

VII.Представление кластера.

VIII.Итог урока.


Изображение поисков правды «простым»человеком ,честным и искренним, передача движений души такого человека – творческая заслуга Шолохова. Следуя традициям русской литературы ,через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления Шолохов ведёт к осмыслению чуждости ,неестественности , бесчеловечности войны. Закономерности эпохи раскрыв не только в исторических событиях , но и в фактах частной жизни , семейных отношениях, где власть

традиций особенно сильна и логика их рождает острые ,драматические конфликты.

























Баннова Ольга Николаевна.,учитель русского языка и литературы.

Г.Оренбург.МОАУ « СОШ № 10»



Обобщение и систематизация знаний по теме : «Лексика».10 класс.


Тип урока: Повторение и систематизация изученного.


Цели урока:


1.Образовательные:

-обобщение и расширение сведений о лексике как разделе лингвистики, повторение орфограмм ,связанных с изучением лексики; усвоение знаний в их системе.


2.Воспитательные:

-воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.


3.Развивающие:

-развитие умения логически излагать свои мысли ,используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать ;работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.



Оборудование урока:


1. Словари (толковый, словарь иностранных слов, этимологический)

2. Кластеры.

3.Карточки для рефлексии настроения.

4.На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки карандаши.

5 Компьтерная оргтехника.

Презентация к уроку.


Структура урока:


1 .Организационный этап.

2.Рефлексия настроения.

3.Полминутки для шутки.

4.Сообщение темы урока.

5.Формулировка целей урока.

6.Обобщение.

7.Домашнее задание.

8.Подведение итогов урока.

9.Рефлексия результативности.



Ход урока.

1.Организационный этап.

2.Рефлексия настроения.


–Ребята , доброе утро. Я к вам пришла на урок вот с таким настроением(показываю изображение солнца)

–А какое у вас настроение? У вас на столах лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей, тучи.

–Покажите, какое у вас настроение.


3.Полминутки для шутки. ( 1 слайд).


Объясните , из-за чего возникает комический эффект в известной шутке.


« Шёл дождь и два студента , один в пальто, другой в университет»

( Комический эффект здесь возникает из-за многозначности глагола «шёл», который имеет значение:

«идти ногами»

«падать»(об осадках)

«отправляться куда-либо».


-В каком разделе лингвистики изучается многозначность слов?

( В разделе «Лексика»)


4.Сообщение темы.(2 слайд)

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорим о лексике русского языка. Обобщим то , что знаем.

5.Формулировка целей урока.(3 слайд)

-осмысление и усвоение…….

-формирование навыков и умений……..

-формирование интеллектуальных умений………

6. Обобщение.


Терминологический диктант.(4 слайд)


(записать только ответы)

1.Содержание слова , его соотнесённость с предметом или явлением.

2.Слова, связанные только с одним предметом , явлением, понятием.

3.Служит для создания образных , выразительных средств языка.

4.Слова , имеющие одинаковое значение , написание и словоизменение, но не связанных по значению.

5.Совпадение только одной формы слова.

6.Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.

7.Слова, имеющие одинаковое написание , но разное звучание.

8.Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

9.Приём нагнетения синонимов для достижения эффекта и наибольшей выразительности.

10.В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы.?


Выполни проверку (5 слайд)


1.Лексическое значение.

2.Однозначные слова.

3.Переносное значение.

4.Омонимы.

5.Омоформы.

6.Омофоны.

7.Омографы.

8.Синонимы.

9.Градация.

10.Антитеза и оксюморон.



Подготовка к ЕГЭ.(6 слайд)


-Решите тестовые задания.


1.В каком предложении вместо словаГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?


1) Самыми гуманными профессиями на земле являются те , от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

2)Гуманное отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребёнка , уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3)Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в гуманной сфере.

4)Гуманные законы возможны только в зрелом обществе.


2.Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?



1)адекватный- вполне соответствующий чему-либо, тождественный , совпадающий.

2)канделябр- подсвечник с разветвлениями для нескольких свечей или ламп.

3)сентиментальный-особо тщательный , до мелочи точный.

4)каллиграфия-искусство писать ровным и красивым почерком.


Проверка .1.3.

2.3.




Воспитательная минутка (7 слайд)


Гуманное отношение.Как вы понимаете ,что это такое?


Гуманное отношение-отношение к людям проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе , уважением к его достоинству.



Работа с кластером.

Заполни пропуски.



1.


Лексика с точки зрения смыслового значения.





прямое



однозначное


синонимы


антонимы





полные

Частичные












2.


Лексика с точки зрения происхождения.





Исконно русские







Общеславянские






Лексика с точки зрения употребления


Общеупотребительная



3.

























Работа по тексту домашнего упражнения.(упр.62.)

Прочтите слова ,которые вы отнесли к исконно русским , затем те , которые являются заимствованными.


-Что обозначают все эти слова.( Судно)

-Чем вы пользовались при выполнении этого задания?

-Какие именно словари вы использовали?


Работа по словарю.

-Дадим толкование заимствованным словам.


Работа с иллюстрациями.

Работа по учебнику (упр41)


7.Чтоб упрочить ваше знание

Даю домашнее задание.

Упр .70.

Стр.41-42.

Определить своё отношение к заимствованию .Сейчас говорят об американизации русского языка .Хорошо это или плохо.?

Написать мини-рассуждение.


8. Итог урока.

-О каком разделе лингвистики мы сегодня с вами говорили?

Как называется наука , изучающая лексику русского языка?


9.Рефлексия результативности.


-Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке.

Перед вами карточка с изображением горы.Если вы считаете , что хорошо потрудились на уроке, разобрались в особенностях лексики,то нарисуйте себя на вершине горы.Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.

-Покажите свои рисунки.

-Поскольку мы достигли цели урока ,то настроение у меня вот такое( показываю солнце)

-А какое у вас?


Выставление и комментирование оценок.


-Спасибо за урок.


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Баннова Ольга Николаевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170377


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства