kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе "Б.Ш.Окуджава Рассказ "Мышка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы проведён с использованием технологии РКМЧП. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета позволяет очень внимательно проследить психологические мотивы поступка героя-рассказчика, знакомят с внутренними его переживаниями. На стадии рефлексии учащиеся выполняют творческие (синквейн) практические задания, заполняют таблицы, составляют план. Работа на стадии осмысления содержания индивидуальна. В процессе обменамнениями учащиеся осознают, что один и тот же текст может вызывать различные оценки.  Этап рефлексии способствует развитию навыков критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе "Б.Ш.Окуджава Рассказ "Мышка"»









Урок литературы в 11 классе


Тема: «Литература последнего пятнадцатилетия. Анализ рассказа Б.Ш. Окуджава «Мышка»





ФИО: Лубковская Марина Геннадьевна

Образовательное учреждение: МБОУ «Струковская СОШ»

Должность: учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 32 года

Квалификационная категория: высшая

Учебно-методический комплект: учебник по литературе в 2-х

частях. Автор-составитель: В.П.Журавлёв. Издание: 17-е изд. –

М.: Просвещение, 2012.














Образовательная область: литература

Класс: 11


Тип урока: анализ рассказа

Место урока в учебной программе: заключительные уроки по теме: «Нравственные уроки современной литературы»


Тема урока: «Литература последнего пятнадцатилетия. Анализ рассказа Б.Ш. Окуджава «Мышка».


Цель урока: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации, способность принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению)


Задачи урока:

  1. познавательные: познакомиться с содержанием рассказа Б.Ш.Окуджава «Мышка», выявить своеобразие писательского мастерства, художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка, определить их роль в произведении;

  • ценностно-ориентированные: формировать собственное отношение к творчеству Б.Ш.Окуджавы, анализировать формы выражения авторской позиции;

  • коммуникативные: развивать умение высказывать свою точку зрения, вести диалог на уроке;

  • личностные: проявлять готовность к саморазвитию.

  • эстетические: проявлять сочувствие, умение сопереживать.


  1. метапредметные:

  • познавательные: обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в тексте, реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, конструируя собственные знания;

  • регулятивные: понимать учебные задачи урока, оценивать свою деятельность на уроке;

  • коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, уметь с уважением принимать другую точку зрения.



Оборудование к уроку: распечатанный текст рассказа

Б.Ш. Окуджавы «Мышка», таблица №1, №2 к уроку, кластер на доске, портрет поэта, презентация к уроку.



План урока

  1. Орг.момент.(3 минуты)

  2. Стадия вызова. Приём «Ассоциация» (3 минуты)

  3. Стадия осмысления. Работа с художественным текстом.

(11 минут)

ФИЗМИНУТКА (1 минута)

4. Стадия рефлексии.

Чтение текста самостоятельно. Групповая работа. (9 минут)

5. Выступления учащихся по группам. (9 минут)

Самооценка выступлений. (1 минута)

6. Написание синквейнов. (5 минут)

7. Итог урока.(2 минуты)

8.Задание на дом. (на выбор) (1 минута)










«…Всё хочет жить, и нету прав других…»

Булат Окуджава

Ход урока

  1. Орг.момент. (3 минуты)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Наш сегодняшний урок литературы мне хочется начать вот с такого стихотворения.

Не забывайте братьев наших меньших,

Укройте их от холода, дождя,

Заботой, добротой своей согрейте,

Они поймут, за всё благодаря.

Язык их прост, а взгляд надежды полон,

Тепло души отдайте щедро им,

Ваше добро они навек запомнят,

Да будет всяк любовию храним.


- Попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (ответы учащихся)

- Сегодня мы прочитаем рассказ писателя, который родился в Москве, на Арбате в 1924 году. По происхождению он грузин, москвич. Родным языком считал русский язык. Три года прожил в Нижнем Тагиле, куда переехал его семья. В 1937 году его отца расстреляли, а мать посадили в тюрьму, как жену врага народа. Вместе с братом вернулся в Москву к бабушке, учился в школе. После 9 класса в 17 лет ушёл добровольцем на фронт. Воевал. Был рядовым, миномётчиком. Остался жив. После войны учился в Тбилисском университете на филологическом факультете. Затем некоторое время работал учителем в деревенской школе Калужской области. Преподавал русский язык и литературу. И писал стихи. Сначала к своему увлечению относился несерьёзно. Затем стал публиковаться в Калужской областной газете. После смерти Сталина вернулся в Москву. Год ничего не писал. Но потом вновь стал писать стихи и петь их под собственный аккомпанемент. Так начались песни.

- Как вы думаете, кто это?

- Он написал «Песню про Лёньку Королёва», «Бери шинель, пошли домой», «Арбат, мой Арбат»

- Верно. Это Булат Шалвович Окуджава, поэт, писатель, потомственный москвич, талантливый поэт и писатель. Слайд №2.

- А что вы знаете об этом человеке? (выслушиваю всех желающих)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Б.Ш. Окуджава «Мышка».

  1. Стадия вызова. Приём «Ассоциация» (3 минуты)

- Как вы думаете, о ком или о чём этот рассказ? Почему он назван «Мышка»? Кто будет героем рассказа? Что произойдёт в рассказе? Как будут развиваться события? Чем закончится рассказ?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «мышка»?


(кластер составляем на доске и в тетрадях)


- Какие чувства вызывает у нас мышка? (неприятные)


  1. Стадия осмысления. Работа с художественным текстом.

(11 минут)

(Сопровождается презентацией)

Стратегия «Чтение с остановками».

1. Чтение учителем текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.

(Слайд №3)

Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-под дивана вышла мышь и уселась у моей ноги.


(Первая остановка).

- Где происходили события, о которых рассказывает автор? Когда?

- Чем занимался герой рассказа, прежде чем увидел возле дивана мышь?

- Что будет дальше и почему?

Слайд №4)

Я закричал с отвращением, и она исчезла под диваном.

Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться…. А они продолжали бесчинствовать. Их становилось всё больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий…

Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.

И вот теперь снова? (Слайд №5)

Я замер на диване, и она появилась снова и уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой – она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне.


(Вторая остановка).

- Почему герой рассказа закричал, увидев мышку?

- Как герой боролся с нашествием мышей?

- Какие слова рассказчика позволяют нам понять отношение героя к данным животным?

-Что будет дальше? Почему?


Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил её и поставил в тёмном углу. Покоя снова не было.

Я плохо спал. Весь следующий день она не появлялась. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела у моей ноги, спиной ко мне, и, не отрываясь, глядела на экран. Я шевельнул ногой – она нехотя удалилась. Я замер – она вышла из-под дивана и уселась на прежнее место.

Странно, но я уже не испытывал отвращения. Напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет?


(Третья остановка).

- Почему мышка с такой настойчивостью выходила из-под дивана и усаживалась рядом с героем?

- Что ощущает автор рассказа теперь?

- Почему изменилось отношение героя?

(Она не боялась человека. Её любопытство было сильнее страха перед человеком. Её очень привлекал телевизор. Она уже не казалась рассказчику противной. Она была одна. Он увидел в ней индивидуальность и т.д.)

- Что будет дальше и почему?


Я наклонился, чтобы к ней присмотреться, но она исчезла.


(Четвёртая остановка).

- Почему герой хотел рассмотреть мышку?

(Она его заинтересовала. Его удивило её поведение. Ему хотелось узнать, почему она каждый раз выходила тогда, когда герой включал телевизор и т.д.)

Что будет дальше? Почему?


В течение следующих дней всё совершалось по уже установившемуся распорядку. Я постепенно разглядел её. Она была хороша! Вдруг я понял, что она хороша! Я видел её маленькие сверкающие чёрные глазки и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкла. Она постепенно перестала исчезать под диваном, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.

Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.

Прошёл месяц. Чего только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем, и салом, и колбаской… Я привык к ней, мало того – привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днём, но вечером зажигался экран – и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.

Я вообще не любитель толп. Слава Богу, что у меня в доме они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам…


(Пятая остановка)

- Какой теперь кажется мышка рассказчику? Как он описывает её внешность? Почему? Как вела себя мышка? Как рассказчик стал относиться к странной гостье?

- Почему герою было хорошо?

(Он не чувствовал себя одиноким. У него появился друг. Мышка оказалась очень деликатной. Им обоим нравилось уединение).


Что будет дальше и почему?


Днём я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор, и мы усядемся с нею…

Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло…


(Шестая остановка)

- Чем занимался рассказчик в этот зимний вечер? О чём он думал? Что отвлекло его внимание? Догадался ли он, откуда раздался этот странный звук?


Что будет дальше и почему?

Присмотрелся – а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней – а там моя мышка»…

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?

- Оправдались ли ваши читательские прогнозы?

- Закончен ли рассказ?

- Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, каким (если он есть) будет финал рассказа?


(ответы учащихся)


Читаю заключительные строки рассказа после ответов учащихся.


Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?»

- Что означает фраза «Неужели насмерть?»

- Почему герой забыл убрать мышеловку?

- Виноват ли рассказчик в гибели мышки?

- Чувствует ли он свою вину?

-Как вы думаете, почему на вопрос Фазиля герой ничего не ответил?


(ответы учащихся)

ФИЗМИНУТКА. (1 минута)

Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения

  1. «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

  2. «Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).


  1. Стадия рефлексии.

1.Чтение текста самостоятельно. Групповая работа. (9 минут)

(У учащихся на партах распечатанный текст рассказа).


  1. Выделение смысловых частей рассказа, озаглавливание их. (1 группа)


№ п/п смысловой части

событие

Чувства героя

1. Однажды зимним вечером….

Появилась мышь.

отвращение

2. Покой рухнул.

Нашествие мышей.

растерянность, страх, брезгливость

3. Покоя не было, вытащил мышеловку.

Мышь появилась снова.

интерес, ненавязчивое любопытство

4. Я наклонился, чтобы к ней присмотреться.

Она исчезла.

удивление, заинтересованность

5. Я постепенно разглядел её…

Она была хороша!

восхищение, привязанность, нежность

6. Днём я, как всегда, работал за своим столом…

Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло…

недоумение, испуг

7. Присмотрелся, а это мышеловка…

Кинулся к ней- а там моя мышка…

Горечь утраты, настоящее горе, тоска по полюбившемуся живому существу


  1. Заполнение таблицы №1. (2 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.


Таблица №1.


Отношение героя к мышам

Поведение мышиной толпы






  1. Заполнение таблицы №2. (3 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.


Таблица №2.


Отношение героя к мышке

Поведение мышки






(смотреть образец таблицы№1 и №2)


Образец таблицы

Таблица №1 Таблица №2.

Отношение героя к мышам

Поведение мышиной толпы

Отношение героя к мышке

Поведение мышки

Закричал с отвращением,

расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться

Вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий.

Я уже не испытывал отвращения, какой-то интерес, ненавязчивое любопытство проснулось во мне;

Я привык к ней, мало того – привязался.

Мне было хорошо!

Это маленькое изящное существо…

Вышла… и уселась у моей ноги; она появилась снова и уселась у моей ноги; она исчезла; она возникла; она сидела спиной ко мне и не отрываясь смотрела на экран; она нехотя удалилась; вышла из-под дивана и уселась на прежнее место; постепенно перестала исчезать под диваном , а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону; с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.



2. Выступления учащихся по группам. (9 минут)

(Учащиеся 2 и 3 групп готовят вопросы учащимся 1 группы)

Вопросы к 1 группе:

Что вы можете сказать о чувствах рассказчика? Почему они менялись с развитием действия?

- Почему вначале герой испытывал чувство отвращения, брезгливости к зверьку? (он помнил прошлогоднее нашествие; это ответная реакция на агрессию)

- Что стало причиной изменившегося отношения героя к мышке?

(мышка оказалась деликатной, чуткой и любознательной; она повела себя не так, как обычно ведут себя эти особи; она удивила рассказчика, вызвала интерес и восхищение, а потом искреннюю симпатию и привязанность)

3. Выступление учащихся 2 группы. (Таблица №2)

4. Выступление учащихся 3 группы.(Таблица №3)


Самооценка выступлений. (1 минута)


5. Написание синквейнов. (5 минут)


Мышка

скромная, незаметная.

Появляется, не боится, интересуется.

Совсем не такая, как все.

Индивидуальность.


Автор

растерянный, несчастный.

Борется, ненавидит, удивляется.

Надеется на скорую встречу.

Одиночество.


Мышка-одиночка

любознательная, смелая.

Смотрит, не мешает, думает.

О чем-то мечтает.

Личность.

VI. Итог урока.(2 минуты)


Вывод: О чём же этот рассказ?

( о взаимной симпатии человека и обыкновенной серой мышки; о том, как два совершенно разных существа стали друг другу дороги; о том, что мы в ответ за тех, кого приручили)


- Для чего Б.Ш.Окуджава написал этот рассказ?


VII. Заключительное слово учителя.»


Б.Ш Окуджава удивительный человек. Пройдя войну, испытав много горя и несправедливости на своём веку, этот удивительный человек, композитор, поэт сумел сохранить в своём сердце теплоту и человеческое сострадание ко всему живому на земле.


  1. Задание на дом. (на выбор) (1 минута)

  1. Написать сочинение-размышление на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили!?.

(выбрать один знак препинания в конце названия темы)

  1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

  2. Написать сочинение-рассуждение «Почему герой забыл убрать мышеловку?»















Приложение №1.

Однажды зимним вечером я сидел в Переделкине у телевизора. Вдруг из-под дивана вышла мышь и уселась у моей ноги.

Я закричал с отвращением, и она исчезла под диваном.

Покой рухнул. Я вспомнил прошлогоднее нашествие мышей: как я, забросив все дела, расставлял мышеловки, рассыпал отравленные зёрна, выбрасывал на снег серые трупики, прятал пищу, брезговал к ней прикасаться…. А они продолжали бесчинствовать. Их становилось всё больше и больше. Они вскарабкивались по шторам, пищали, повсюду оставляли свои отвратительные следы и плодились за шкафом, и розовенькие их наследники время от времени выползали оттуда на свет божий…

Так продолжалось с месяц. Я выдохся, опустил руки. Вдруг они исчезли. Специалисты объяснили, что это был какой-то специфический мышиный год.

И вот теперь снова?

Я замер на диване, и она появилась снова и уселась у моей ноги. Я шевельнул ногой – она исчезла. Страх и отвращение бушевали во мне.

Я вытащил из чулана мышеловку, зарядил её и поставил в тёмном углу. Покоя снова не было.

Я плохо спал. Весь следующий день она не появлялась. Но вечером, едва я уселся перед телевизором, она возникла. Она сидела у моей ноги, спиной ко мне, и, не отрываясь, глядела на экран. Я шевельнул ногой – она нехотя удалилась. Я замер – она вышла из-под дивана и уселась на прежнее место.

Странно, но я уже не испытывал отвращения. Напротив, какой-то интерес, какое-то ненавязчивое любопытство проснулось во мне. Чего она хочет?

Я наклонился, чтобы к ней присмотреться, но она исчезла.

В течение следующих дней всё совершалось по уже установившемуся распорядку. Я постепенно разглядел её. Она была хороша! Вдруг я понял, что она хороша! Я видел её маленькие сверкающие чёрные глазки и изысканную мордочку, и светло-серую шубку, и выразительный хвостик крендельком. Она привыкла. Она постепенно перестала исчезать под диваном, а просто чуть-чуть деликатно отодвигалась в сторону, стоило мне пошевелиться.

Я положил на пол кусочек печенья. Она его с аппетитом погрызла, утёрлась лапкой и вновь уставилась на экран.

Прошёл месяц. Чего только не испробовала она, чем только не лакомилась: и печеньем, и салом, и колбаской… Я привык к ней, мало того – привязался. Теперь было бы странно смотреть телевизор в прежнем одиночестве. Не знаю, чем она занималась днём, но вечером зажигался экран – и она тотчас усаживалась перед ним. Мне было хорошо! Я даже перестал вспоминать прошлогоднюю стаю серых животных, эту беснующуюся толпу.

Я вообще не любитель толп. Слава Богу, что у меня в доме они отбушевали. И это маленькое изящное существо в светло-серой шубке тоже, видно, склонно к уединению и вряд ли тоскует по своим суматошным соплеменникам…

Днём я, как всегда, работал за своим столом. Зимой темнеет рано. Я подумал, что скоро включу телевизор, и мы усядемся с нею…

Вдруг в углу что-то громко щёлкнуло…

Присмотрелся – а это сработала мышеловка, о которой я успел позабыть! Кинулся к ней – а там моя мышка»…

Как-то у меня сидели друзья. Я рассказал им эту историю. Все удручённо замолкли. Лишь Фазиль вскрикнул: «Неужели насмерть?»






































Приложение №2.


Таблица №1. (2 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.


Таблица №1.


Отношение героя к мышам

Поведение мышиной толпы













  1. Таблица №2. (3 группа)

Задание: выпишите слова, словосочетания, характеризующие состояние, чувства рассказчика в каждой части.


Таблица №2.


Отношение героя к мышке

Поведение мышки



















Приложение №3.
























Аннотация.

Урок литературы проведен с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Включает в себя стадию вызова, стадию осмысления содержания и стадию рефлексии.


Урок начитается с прослушивания учащимися стихотворения о любви к братьям нашим меньшим, сведений о писателе, которые позволяют им угадать его имя. Это настраивает учащихся на работу, вызывает интерес к теме урока.


Стадия вызова включает в себя составление кластера на тему «мышка». Этот приём предполагает вызов у учащихся имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Предоставление возможности учащимся самим проанализировать то, что они уже знают по теме, создаёт дополнительный смысл для формирования ими собственных целей – мотивов. Именно эта задача решается на стадии вызова. Другой задачей этой стадии является активизация учеников. Отдельные школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дожидаться момента, когда предложенную задачу решат другие. Очень важно, чтобы каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью активизацию собственного опыта


Стадия осмысления рассчитана на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное знакомство с текстом рассказа. Учитель на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении.


Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета позволяет очень внимательно разобрать психологические мотивы поступка героя-рассказчика, знакомят с внутренними его переживаниями, Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»


На стадии рефлексии учащимся выполняют творческие (синквейн), практические задания (заполнение таблиц, составление плана) на основе знакомства с содержанием рассказа Б.Ш.Окуджавы «Мышка». Работа на стадии осмысления содержания индивидуальна(синквейн) и коллективна (работа в группах при заполнении таблиц). В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.



Использованная литература.

    1. Б.Ш.Окуджава. Рассказ «Мышка»

    2. Висленко Л.П. Метод проекта при чтении произведений современной литературы.

17




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока литературы в 11 классе "Б.Ш.Окуджава Рассказ "Мышка"

Автор: Лубковская Марина Геннадьевна

Дата: 26.04.2016

Номер свидетельства: 322927


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства