Конспект урока литературы "У Земли не отнять материнства" (образ матери в художественной литературе)
Конспект урока литературы "У Земли не отнять материнства" (образ матери в художественной литературе)
Цели: Задуматься о сложности и величии главной женской профессии - профессии матери, о сердечном и тёплом отношении к своим мамам на примере произведений художественной литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
среднего профессионального образования Республики Марий Эл
У Земли не отнять материнства
Конспект урока литературы
Разработала преподаватель
русского языка и литературы
Будалаева Т. И.
Морки
2015
Урок литературы
Тема: «У Земли не отнять материнства» (образ матери в художественной литературе)
Цели: задуматься о сложности и величии главное женской профессии – профессии матери, о сердечном и теплом отношении к своим мамам на примере произведений художественной литературы; привитие навыков выразительного чтения.
Оснащение урока:
1. Тексты стихотворений на партах.
2. Фотографии мам студентов на партах.
3. Видеопроектор.
4. Презентация.
5. Высказывания о женщине–матери вывешены на классной доске и на боковой стене кабинета:
а) Я помню руки матери моей
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Н. Рыленков
б) Прославим женщину-мать – неиссякаемый источник всепобеждающей жизни.
М. Горький
в) Есть прекраснейший человек на свете, у которого все мы в неоплатном долгу. Это – мать.
Н. Островский
г) Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери. Вся гордость мира – от матерей. Без солнца не цветут цветы. Без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя.
М. Горький
6. Фотографии, репродукции картин о материнстве – наклеены на лист картона.
7. Записи песен (О. Газманов «Мама», Братья Радченко «Только мама», «Пусть всегда будет солнце», «Священная война», «День победы»).
8. Цветы на столе.
Метод урока: урок-беседа с элементами урока-концерта.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
Здравствуйте! Мы друг другу сказали.
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Почему же на капельку солнца прибавилось в мире?
Почему же на капельку счастья прибавилось в мире?
Почему же на капельку радостней сделалась жизнь?
В. Солоухин
2. Раскрытие темы урока:
Преподаватель: Дорогие юноши и девушки! Жизнь наша так устроена, что незаметно мы вырастаем, разлетаемся из родительского гнезда. Многое в жизни приходит и уходит, но одно понятие живёт вечно – МАТЬ, МАМА.
Сколько бы тебе не было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мать, её ласка, её внимание. Это самая трудная и почетная из всех земных профессий – МАТЬ.
Я просила вас принести на урок фотографии ваших мам. Достаньте и положите их на парты, пусть они тоже присутствуют на нашем уроке. Когда Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, вернулась из космического полёта, иностранный корреспондент задал ей такой вопрос: «Кто ваш самый любимый человек?». Валя ответила одним коротким, точным, красивым словом «мама». И все согласились с ней.
Слайд 1. Запишем тему урока в тетрадях – «У Земли не отнять материнства» (образ матери в художественной литературе).
Наша цель сегодня – задуматься о сложности и величии главной женской профессии – профессии матери, о сердечном тёплом отношении к своим мамам. И помогут нам это сделать произведения художественной литературы, сегодня это будут строки поэзии.
Величие матери отмечали многие писатели и поэты. Назовем лишь некоторых из них.
1–ый студент (читает):Александр Фадеев. Роман «Молодая гвардия». Олег Кошевой о своей матери: «…мама, мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. На веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, мои волосы. И когда бы я не открыл глаза, ты всегда была возле меня. Я целую чистые, святые руки твои!»
2–ой студент: Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Ночь перед выездом старого Тараса с сыновьями в Запорожскую сечь. Все спят. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих и не могла наглядеться на них. Всё, что есть нежного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство.
3-ий студент: Одну из своих «Сказок об Италии» М. Горький посвятил матери, которая пришла к Тамерлану, кровавому владыке. Сильнее его оказалась мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Как гимн звучат слова писателя: «Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери. Вся гордость мира – от матерей. Без солнца не цветут цветы. Без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
4-ый студент (читает стихотворение С. Есенина «Письмо матери»)
Преподаватель: Спасибо, ребята. А сегодня мы подробнее остановимся на двух стихотворениях, очень разных по содержанию, но объединённых одной темой. Запишем в тетрадях:
1. Андрей Дементьев «Баллада о матери».
2. Дмитрий Кедрин «Сердце матери».
Слайд 2. (звучит песня Олега Газманова «Мама»)
И запишите одно из понравившихся вам высказываний, размещенных на стене кабинета.
Посмотрите на эти фотографии и репродукции картин. Начнём с «Сикстинской мадонны» Рафаэля и завершим нашими российскими мадоннами. Женщины-матери, которые также прекрасны и величественны.
Не случайно мудрость народа слово «МАТЬ» поставила рядом с другим великим словом – «РОДИНА». Родина-мать зовёт! А сейчас я хочу ввести вас эмоционально в стихотворение «Баллада о матери».
Слайд 3.(пение птиц. Затем грохот снарядов. Звучит начало песни «Священная война», затем «День Победы»)
Под тихое пение птиц говорю: «Было мирное время. Мирно щебетали птицы. Мать родила сына, растила его, радовалась. Вырос сын. Но грянула война. И ушёл сын защищать Родину. И не вернулся назад. Пропал без вести.
Студентка читает наизусть стихотворение «Баллада о матери»
А. Дементьева ( см. приложение).
Преподаватель: Давайте поговорим теперь об этом стихотворении. Смотрите на текст. Война закончилась в 1945 году. Прошло 20 лет. А вестей от сына всё нет.
Слайд 4.
Словарная работа:
Весть – известие, сообщение.
Без вести пропасть – бесследно исчезнуть. Но для матери никогда бесследно не исчезнет. Она верит и ждёт.
Идём дальше. Что же случилось однажды в деревне?
Документальный – основан на документах, фактах, было в действительности.
Снимали бой на фронте. И в кадр попал сын этой женщины.
Зашёлся материнский крик – мать закричала, узнав своего сына. Ей никогда не смириться с утратой, настолько велика её сила материнской любви.
Вот, ребята, я вас и подвела к выводу: какова же тема этого стихотворения?
Отвечают: Великая сила материнской любви.
А теперь перейдем к следующему стихотворению. Это народное предание (преподаватель читает наизусть стихотворение«Сердце матери»Д. Кедрина) (см. приложение)
Слайд 5. Опорно–схематический конспект. Переносим в тетрадь.
Как вы поняли это стихотворение? (разбираем по строчкам, ведём словарную работу)
Как же работает в этом стихотворении «художественная деталь»? (выходим на роль эпитета «косматая» рука, такого ненужного, казалось бы). А ведь автор своё отношение, нигде и никак непроявленное впрямую, заложил именно в эту «зверскую, «звериную» деталь, высказав таким образом свое отношение к поступку юноши.
Так о чем же эти стихотворения? (о любви. О великой силе материнской любви).
Студенты(читают выразительно):
1. За заботу и душу богатую
И за всё, что могла ты нам дать.
Мама, низко склоняюсь к ногам твоим,
Чтобы сто раз спасибо сказать.
2. Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Преподаватель: (идёт по рядам, смотрит на фотографии матерей обучающихся).Какие же ваши мамы красивые! А теперь внимательно вглядитесь в глаза той, которая дала вам жизнь, посмотрите на свою маму. Вы для неё лучше всех, добрее всех, красивее всех. Мама старается вовремя предостеречь нас от неверного шага. Будем же чутки и внимательны к ней, и если порой она бывает строгой, поймём её правильно: это потому, что она желает нам добра.
Мы проводим наш урок накануне большого светлого праздника – 8 марта. Не забудьте поздравить своих мам. И скажите своей маме: «Моя милая, добрая мама, прости меня, если я тебя чем-то обидел (а)».
Сделайте это, и в вашей душе будет чище и светлее. А вот мне уже некому сказать эти слова. Моей мамы уже нет в живых. И остались лишь её фотографии. И вечная память о ней. А вы еще успеете, и сделайте это, пока еще не поздно. И вспоминайте наш урок, наш сегодняшний разговор.
Слайд 6. (звучит песня в исполнении братьев Радченко «Только мама»)
А сейчас проверьте себя: ( студенты отвечают на вопросы)
1. Сколько лет вашей маме? В каком году она родилась?
2. Когда у неё день рождения?
3. А когда ваша мама покупала себе последний раз обнову? А вам?
4. А вы приготовили маме подарок на 8 марта?
5. А помните ли вы колыбельные песни, которые вам пела мама в детстве?
И может быть, вы их споёте своим детям в будущем? Давайте споём их сейчас (обучающиеся поют):
1) Баю, баюшки-баю
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок…
2) Спи, моя радость, усни,
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
3) Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю…
С неба светит месяц ясный
В колыбель твою…
Слайд 7. (читают выразительно студенты)
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
* * *
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова, Знайте, дети ранят всех больней.
Преподаватель:
Мать уйдет, и не изгладить шрама,
Мать умрёт, и боли не унять.
Заклинаю, берегите маму,
Дети мира, берегите мать!
Слайд 8. (звучит песня «Пусть всегда будет солнце!»)
Слайд 9.
Домашнее задание.
1. Написать сочинение «Слово о моей маме» (используйте фотографии своих мам).
2. Выучить наизусть стихотворение о матери (по выбору).
3. Выбрать для анализа одно из рассмотренных стихотворений (как вы его поняли, о чём оно заставляет задуматься, какие мысли пробуждает?)