kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "У Земли не отнять материнства" (образ матери в художественной литературе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Задуматься о сложности и величии главной женской профессии - профессии матери, о сердечном и тёплом отношении к своим мамам на примере произведений художественной литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "У Земли не отнять материнства" (образ матери в художественной литературе)»

Министерство образования и науки Республики Марий Эл


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Марий Эл






У Земли не отнять материнства



Конспект урока литературы




Разработала преподаватель

русского языка и литературы

Будалаева Т. И.






Морки

2015

Урок литературы


Тема: «У Земли не отнять материнства» (образ матери в художественной литературе)


Цели: задуматься о сложности и величии главное женской профессии – профессии матери, о сердечном и теплом отношении к своим мамам на примере произведений художественной литературы; привитие навыков выразительного чтения.


Оснащение урока:

1. Тексты стихотворений на партах.

2. Фотографии мам студентов на партах.

3. Видеопроектор.

4. Презентация.

5. Высказывания о женщине–матери вывешены на классной доске и на боковой стене кабинета:

а) Я помню руки матери моей

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!»

Н. Рыленков


б) Прославим женщину-мать – неиссякаемый источник всепобеждающей жизни.

М. Горький


в) Есть прекраснейший человек на свете, у которого все мы в неоплатном долгу. Это – мать.

Н. Островский


г) Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери. Вся гордость мира – от матерей. Без солнца не цветут цветы. Без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя.

М. Горький


6. Фотографии, репродукции картин о материнстве – наклеены на лист картона.

7. Записи песен (О. Газманов «Мама», Братья Радченко «Только мама», «Пусть всегда будет солнце», «Священная война», «День победы»).

8. Цветы на столе.




Метод урока: урок-беседа с элементами урока-концерта.


Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте! Мы друг другу сказали.

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Почему же на капельку солнца прибавилось в мире?

Почему же на капельку счастья прибавилось в мире?

Почему же на капельку радостней сделалась жизнь?

В. Солоухин


2. Раскрытие темы урока:

Преподаватель: Дорогие юноши и девушки! Жизнь наша так устроена, что незаметно мы вырастаем, разлетаемся из родительского гнезда. Многое в жизни приходит и уходит, но одно понятие живёт вечно – МАТЬ, МАМА.

Сколько бы тебе не было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мать, её ласка, её внимание. Это самая трудная и почетная из всех земных профессий – МАТЬ.

Я просила вас принести на урок фотографии ваших мам. Достаньте и положите их на парты, пусть они тоже присутствуют на нашем уроке. Когда Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, вернулась из космического полёта, иностранный корреспондент задал ей такой вопрос: «Кто ваш самый любимый человек?». Валя ответила одним коротким, точным, красивым словом «мама». И все согласились с ней.


Слайд 1. Запишем тему урока в тетрадях – «У Земли не отнять материнства» (образ матери в художественной литературе).

Наша цель сегодня – задуматься о сложности и величии главной женской профессии – профессии матери, о сердечном тёплом отношении к своим мамам. И помогут нам это сделать произведения художественной литературы, сегодня это будут строки поэзии.

Величие матери отмечали многие писатели и поэты. Назовем лишь некоторых из них.

1–ый студент (читает): Александр Фадеев. Роман «Молодая гвардия». Олег Кошевой о своей матери: «…мама, мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. На веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, мои волосы. И когда бы я не открыл глаза, ты всегда была возле меня. Я целую чистые, святые руки твои!»


2–ой студент: Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Ночь перед выездом старого Тараса с сыновьями в Запорожскую сечь. Все спят. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих и не могла наглядеться на них. Всё, что есть нежного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство.

3-ий студент: Одну из своих «Сказок об Италии» М. Горький посвятил матери, которая пришла к Тамерлану, кровавому владыке. Сильнее его оказалась мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Как гимн звучат слова писателя: «Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери. Вся гордость мира – от матерей. Без солнца не цветут цветы. Без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».


4-ый студент (читает стихотворение С. Есенина «Письмо матери»)


Преподаватель: Спасибо, ребята. А сегодня мы подробнее остановимся на двух стихотворениях, очень разных по содержанию, но объединённых одной темой. Запишем в тетрадях:

1. Андрей Дементьев «Баллада о матери».

2. Дмитрий Кедрин «Сердце матери».


Слайд 2. (звучит песня Олега Газманова «Мама»)


И запишите одно из понравившихся вам высказываний, размещенных на стене кабинета.

Посмотрите на эти фотографии и репродукции картин. Начнём с «Сикстинской мадонны» Рафаэля и завершим нашими российскими мадоннами. Женщины-матери, которые также прекрасны и величественны.

Не случайно мудрость народа слово «МАТЬ» поставила рядом с другим великим словом – «РОДИНА». Родина-мать зовёт! А сейчас я хочу ввести вас эмоционально в стихотворение «Баллада о матери».


Слайд 3. (пение птиц. Затем грохот снарядов. Звучит начало песни «Священная война», затем «День Победы»)

Под тихое пение птиц говорю: «Было мирное время. Мирно щебетали птицы. Мать родила сына, растила его, радовалась. Вырос сын. Но грянула война. И ушёл сын защищать Родину. И не вернулся назад. Пропал без вести.


Студентка читает наизусть стихотворение «Баллада о матери»

А. Дементьева ( см. приложение).


Преподаватель: Давайте поговорим теперь об этом стихотворении. Смотрите на текст. Война закончилась в 1945 году. Прошло 20 лет. А вестей от сына всё нет.


Слайд 4.

Словарная работа:

Весть – известие, сообщение.

Без вести пропасть – бесследно исчезнуть. Но для матери никогда бесследно не исчезнет. Она верит и ждёт.

Идём дальше. Что же случилось однажды в деревне?

Документальный – основан на документах, фактах, было в действительности.

Снимали бой на фронте. И в кадр попал сын этой женщины.

Зашёлся материнский крик – мать закричала, узнав своего сына. Ей никогда не смириться с утратой, настолько велика её сила материнской любви.

Вот, ребята, я вас и подвела к выводу: какова же тема этого стихотворения?

Отвечают: Великая сила материнской любви.

А теперь перейдем к следующему стихотворению. Это народное предание (преподаватель читает наизусть стихотворение «Сердце матери» Д. Кедрина) (см. приложение)


Слайд 5. Опорно–схематический конспект. Переносим в тетрадь.

Как вы поняли это стихотворение? (разбираем по строчкам, ведём словарную работу)


Как же работает в этом стихотворении «художественная деталь»? (выходим на роль эпитета «косматая» рука, такого ненужного, казалось бы). А ведь автор своё отношение, нигде и никак непроявленное впрямую, заложил именно в эту «зверскую, «звериную» деталь, высказав таким образом свое отношение к поступку юноши.

Так о чем же эти стихотворения? (о любви. О великой силе материнской любви).


Студенты (читают выразительно):

1. За заботу и душу богатую

И за всё, что могла ты нам дать.

Мама, низко склоняюсь к ногам твоим,

Чтобы сто раз спасибо сказать.


2. Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!»

Преподаватель: (идёт по рядам, смотрит на фотографии матерей обучающихся). Какие же ваши мамы красивые! А теперь внимательно вглядитесь в глаза той, которая дала вам жизнь, посмотрите на свою маму. Вы для неё лучше всех, добрее всех, красивее всех. Мама старается вовремя предостеречь нас от неверного шага. Будем же чутки и внимательны к ней, и если порой она бывает строгой, поймём её правильно: это потому, что она желает нам добра.

Мы проводим наш урок накануне большого светлого праздника – 8 марта. Не забудьте поздравить своих мам. И скажите своей маме: «Моя милая, добрая мама, прости меня, если я тебя чем-то обидел (а)».

Сделайте это, и в вашей душе будет чище и светлее. А вот мне уже некому сказать эти слова. Моей мамы уже нет в живых. И остались лишь её фотографии. И вечная память о ней. А вы еще успеете, и сделайте это, пока еще не поздно. И вспоминайте наш урок, наш сегодняшний разговор.


Слайд 6. (звучит песня в исполнении братьев Радченко «Только мама»)

А сейчас проверьте себя: ( студенты отвечают на вопросы)

1. Сколько лет вашей маме? В каком году она родилась?

2. Когда у неё день рождения?

3. А когда ваша мама покупала себе последний раз обнову? А вам?

4. А вы приготовили маме подарок на 8 марта?

5. А помните ли вы колыбельные песни, которые вам пела мама в детстве?

И может быть, вы их споёте своим детям в будущем? Давайте споём их сейчас (обучающиеся поют):

1) Баю, баюшки-баю

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок…


2) Спи, моя радость, усни,

В доме погасли огни.

Птички затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.


3) Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю…

С неба светит месяц ясный

В колыбель твою…


Слайд 7. (читают выразительно студенты)

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

* * *


Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковее с ней.

Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней
.


Преподаватель:

Мать уйдет, и не изгладить шрама,

Мать умрёт, и боли не унять.

Заклинаю, берегите маму,

Дети мира, берегите мать!


Слайд 8. (звучит песня «Пусть всегда будет солнце!»)


Слайд 9.

Домашнее задание.

1. Написать сочинение «Слово о моей маме» (используйте фотографии своих мам).

2. Выучить наизусть стихотворение о матери (по выбору).

3. Выбрать для анализа одно из рассмотренных стихотворений (как вы его поняли, о чём оно заставляет задуматься, какие мысли пробуждает?)


Подведение итогов. Выставление оценок.






10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Будалаева Татьяна Ивановна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 170095


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства