kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "Свинцовые мерзости жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Свинцовые мерзости жизни»

Цели:

учить работать над составлением характеристик персонажей, окрашенных передачей впечатлений Алеши от обитателей дома Кашириных;

формировать умение иллюстрировать отдельные высказывания и оценки автора конкретными примерами из текста произведения, анализировать языковой материал.

Технологии, используемые на уроке: технология критического мышления, технология проблемного диалога, ПОПС - технология.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам. Актуализация опорных знаний.

– Чей портрет описан в приведенном отрывке из повести М. Горького «Детство»? Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши?

(Текст может сопровождаться демонстрацией фрагментов художественного фильма по повести «Детство», связанных с образом бабушки. Создание видеоряда можно поручить учащимся).

Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым к светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной  серебром.  Вся  она – темная,  но  светлая  изнутри – через глаза – неугасимым, веселым; и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветные кружева и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой любви к миру.

(Это портрет бабушки Алеши – Акулины Ивановны, ставшей на долгие годы другом своему внуку, открывшей ему многие свои представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии. Ее любовь к людям была действенной, Акулина Ивановна стремилась помочь им. А главное – она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.)

Какие  художественные  средства,  делающие  рассказ  о  бабушке  похожим  на  произведения  устного  народного  творчества,  вы  можете отметить? (В этом описании М. Горький пользуется инверсией (перестановкой слов) – «говорила она», «портил его. нос», «до нее как будто спал я» и т. п. 

Много сравнений – «слова, похожие на цветы», «темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.

В портрете бабушки множество эпитетов, рисующих как ее внешность, так и характер, – «ласковые, яркие, сочные» слова, «белые крепкие зубы», «лицо казалось молодым и светлым», она светилась «неугасимым, веселым и теплым светом» и т. д.)

III. Анализ II главы повести. Создание проблемной ситуации.

Хотелось бы вам жить и воспитываться в семье Кашириных?

В этой семье живут представители трех поколений. Каковы жизненные ценности каждого? (Проверка домашнего задания по группам).

Беседа по вопросам.

– «Теперь, оживляя прошлое я сам с трудом верю, что все было именно так… много хочется оспорить, опровергнуть…».

 Во что автор верил с трудом и что хотелось бы опровергнуть? (Дядья требовали раздела имущества. Ссора и драка во время обеда за столом. История с наперстком. Отношение братьев Якова и Михаила к матери Алексея. (Мать… умела говорить краткие слова… «Моя мать – самая сильная!») История со скатертью (Саша дяди Якова – серьезный мальчик; он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить. Взрослые хвалили его за ум, за послушание, но дедушка говорил: «Экой, подхалим!» Именно Саша и посоветовал Алеше взять белую праздничную скатерть. «Саша визжал… противно: «Не буду-у… Ведь я же сказал про скатерть…»)

Что изменилось в Алексее после наказания? («…явилось беспокойное внимание к людям… чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой…» Он познает жизнь.)

Почему ему стало грустно, когда он услышал разговор матери и бабушки? («Я мешаю ей уйти из дома… это было очень грустно. Еще один жизненный  урок  получил  он:  «…мать – не  сильная;  она,  как все, боится деда.)

Задача нашего урока - попытаться найти хорошее среди свинцовых мерзостей жизни. Чему научился Алексей в семье деда? Только ли жестокость и злоба его окружали?

Что повлияло на изменение отношения к деду? (Каждый день преподносил ему уроки жизни, он взрослел, начинал понимать страдания другого человека, потянулся к тому хорошему, что было в душе этого человека. А в Каширине много было хорошего: внешность («Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелком… Чище и красивей сыновей…), его отношение к подхалимству («Экой подхалим», «Доносчику первый кнут»…) Дед рассказывает о своем тяжелом детстве, и Алеша уже видит как бы другого человека. Изменяется  у Алеши и восприятие внешности деда. Чем дальше дед ведет рассказ, тем более сильным, выносливым, отважным кажется он внуку. «Говорил он и быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из маленького сухого старичка в человека силы сказочной».

Автор показывает духовное взросление героя, его понимание сложностей и противоречий жизни».)

Почему, глядя на Цыганка, Алеша вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка? (Искрящаяся, яркая, радостная, внешность Цыганка, его «шелковый, ласковый смех», добрые, простые слова, скромные, самоотверженные поступки – все близко Алеше, вызывает те же чувства, что и любимые, добрые герои бабушкиных сказок. Посещение Цыганка – для него «самое яркое впечатление этих дней».)

Вывод. Алеша, живший в семье в атмосфере добра, любви, заботы стал понимать, что есть и другие стороны жизни, которые влияют на человека и его жизнь; рядом с жестокостью, грубостью живут бескорыстная любовь бабушки к миру, душевная щедрость Цыганка, мудрая рассудительность и терпимость к людям Григория Ивановича. Идеальных семей не бывает, но пережитые трудности делают нас сильнее.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексивный этап.

Домашнее задание: прочитать III главу повести.-1 уровень.

Ответить аргументировано, кто в доме Кашириных главный-2 уровень.

Подготовить пересказ от лица одного из героев сцены пожара-3 уровень.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Свинцовые мерзости жизни" »

Тема урока: «Свинцовые мерзости жизни»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

учить работать над составлением характеристик персонажей, окрашенных передачей впечатлений Алеши от обитателей дома Кашириных;

формировать умение иллюстрировать отдельные высказывания и оценки автора конкретными примерами из текста произведения, анализировать языковой материал.

Технологии, используемые на уроке: технология критического мышления, технология проблемного диалога, ПОПС - технология.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам. Актуализация опорных знаний.

– Чей портрет описан в приведенном отрывке из повести М. Горького «Детство»? Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши?

(Текст может сопровождаться демонстрацией фрагментов художественного фильма по повести «Детство», связанных с образом бабушки. Создание видеоряда можно поручить учащимся).

Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым к светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светлая изнутри – через глаза – неугасимым, веселым; и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветные кружева и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой любви к миру.

(Это портрет бабушки Алеши – Акулины Ивановны, ставшей на долгие годы другом своему внуку, открывшей ему многие свои представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии. Ее любовь к людям была действенной, Акулина Ивановна стремилась помочь им. А главное – она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.)

Какие художественные средства, делающие рассказ о бабушке похожим на произведения устного народного творчества, вы можете отметить? (В этом описании М. Горький пользуется инверсией (перестановкой слов) – «говорила она», «портил его... нос», «до нее как будто спал я» и т. п.

Много сравнений – «слова, похожие на цветы», «темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.

В портрете бабушки множество эпитетов, рисующих как ее внешность, так и характер, – «ласковые, яркие, сочные» слова, «белые крепкие зубы», «лицо казалось молодым и светлым», она светилась «неугасимым, веселым и теплым светом» и т. д.)

III. Анализ II главы повести. Создание проблемной ситуации.

Хотелось бы вам жить и воспитываться в семье Кашириных?

В этой семье живут представители трех поколений. Каковы жизненные ценности каждого? (Проверка домашнего задания по группам).

Беседа по вопросам.

– «Теперь, оживляя прошлое я сам с трудом верю, что все было именно так… много хочется оспорить, опровергнуть…».

Во что автор верил с трудом и что хотелось бы опровергнуть? (Дядья требовали раздела имущества. Ссора и драка во время обеда за столом. История с наперстком. Отношение братьев Якова и Михаила к матери Алексея. (Мать… умела говорить краткие слова… «Моя мать – самая сильная!») История со скатертью (Саша дяди Якова – серьезный мальчик; он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить. Взрослые хвалили его за ум, за послушание, но дедушка говорил: «Экой, подхалим!» Именно Саша и посоветовал Алеше взять белую праздничную скатерть. «Саша визжал… противно: «Не буду-у… Ведь я же сказал про скатерть…»)

Что изменилось в Алексее после наказания? («…явилось беспокойное внимание к людям… чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой…» Он познает жизнь.)

Почему ему стало грустно, когда он услышал разговор матери и бабушки? («Я мешаю ей уйти из дома… это было очень грустно. Еще один жизненный урок получил он: «…мать – не сильная; она, как все, боится деда.)

Задача нашего урока - попытаться найти хорошее среди свинцовых мерзостей жизни. Чему научился Алексей в семье деда? Только ли жестокость и злоба его окружали?

Что повлияло на изменение отношения к деду? (Каждый день преподносил ему уроки жизни, он взрослел, начинал понимать страдания другого человека, потянулся к тому хорошему, что было в душе этого человека. А в Каширине много было хорошего: внешность («Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелком… Чище и красивей сыновей…), его отношение к подхалимству («Экой подхалим», «Доносчику первый кнут»…) Дед рассказывает о своем тяжелом детстве, и Алеша уже видит как бы другого человека. Изменяется у Алеши и восприятие внешности деда. Чем дальше дед ведет рассказ, тем более сильным, выносливым, отважным кажется он внуку. «Говорил он и быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из маленького сухого старичка в человека силы сказочной».

Автор показывает духовное взросление героя, его понимание сложностей и противоречий жизни».)

Почему, глядя на Цыганка, Алеша вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка? (Искрящаяся, яркая, радостная, внешность Цыганка, его «шелковый, ласковый смех», добрые, простые слова, скромные, самоотверженные поступки – все близко Алеше, вызывает те же чувства, что и любимые, добрые герои бабушкиных сказок. Посещение Цыганка – для него «самое яркое впечатление этих дней».)

Вывод. Алеша, живший в семье в атмосфере добра, любви, заботы стал понимать, что есть и другие стороны жизни, которые влияют на человека и его жизнь; рядом с жестокостью, грубостью живут бескорыстная любовь бабушки к миру, душевная щедрость Цыганка, мудрая рассудительность и терпимость к людям Григория Ивановича. Идеальных семей не бывает, но пережитые трудности делают нас сильнее.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексивный этап.

Домашнее задание: прочитать III главу повести.-1 уровень.

Ответить аргументировано, кто в доме Кашириных главный-2 уровень.

Подготовить пересказ от лица одного из героев сцены пожара-3 уровень.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока литературы "Свинцовые мерзости жизни"

Автор: Кириченко Оксана Николаевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187657


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства