государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Подстепки
муниципального района Ставропольский Самарской области
Смешное в рассказах М.Зощенко
«Галоша», «Встреча»
6-й класс
Цели урока:
Образовательные: знакомство учеников с произведениями М.Зощенко;
знакомство со средствами создания комического
Развивающие: развивать умение работать самостоятельно с книгой
Воспитательные: овладевать культурой общения.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; Слайдовая презентация «Биография М.М.Зощенко»; распечатанные рассказы «Встреча», «Галоша», видеоролик «Кошка. А.Филиппенко; презентация «Словарь урока»
ХОД УРОКА
I. Организационная часть.
II. Сообщение темы и постановка цели урока:
? Сегодня на уроке мы познакомимся с творческой биографией писателя, проанализируем его рассказы «Встреча» и «Галоша», выясним при помощи каких средств М.Зощенко создает смешное в своих произведениях.
- Обратите внимание на эпиграф к теме нашего урока:
«Постарайтесь рассмеяться,
(Ведь смеяться не грешно)
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.»
- Скажите, что он означает, какой у него смысл? (Не бояться смеяться над смешным, знать причину смеха)
IV. Знакомство творческой биографией писателя. (использование Презентации)
1 ученик Михаил Михайлович Зощенко родился в 1895 году (по другим источникам – 1894 году) в семье небогатого художника – передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Иосифовны Суриной. В семье было 8 детей, Миша был третьим.
Редкая фамилия Зощенко произошла от прадеда. Он был архитектором и строил дома. В старину архитекторов называли зодчими. Отсюда эта фамилия и пошла: Зодченко, а чтобы было легче произносить, превратилась в Зощенко.
Миша с детства знал, что станет писателем. К тому же один гастролирующий гипнотизер, большой умелец гадать на картах, так и предсказал: «Ты станешь большим писателем. Правда, кончишь плохо.»
2 ученик На экзамене на аттестат зрелости Зощенко получил единицу по сочинению. Тогда он в припадке отчаяния проглотил кристалл яда. К счастью его откачали, но о писательстве он больше не мечтал
В 1914 году началась Первая мировая война. В девятнадцать лет он был уже поручиком. В двадцать лет имел пять орденов и был представлен в капитаны. Участвовал во многих боях. Был ранен. Отравлен газами.
1 ученик После войны Зощенко переменил двенадцать городов и десять профессий. Был милиционером, сапожником, счетоводом, инструктором по птицеводству, телеграфистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска. Секретарем суда.
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его юмор был оценен читателями. Книги стали раскупаться мгновенно, едва появившись на книжном прилавке.
2 ученик Зощенко стал писать об очень серьезных вещах и человеческих недостатках смешно и весело. Люди, читая его рассказы, как бы излечивались, с трудом, постепенно они расставались с недостойными привычками.
Слава ходила за Зощенко по пятам. Почтальон приносил ему пачки писем. Ему звонили по телефону и не давали проходу на улицах. Выезжая из Ленинграда. Он вынужден был скрываться под чужой фамилией.
V. Знакомство с выставкой книг М. Зощенко
VI. Просмотр презентации ( со слайда «Обложки книг М.Зощенко)
VII. Работа с понятиями ЮМОР и САТИРА
- Прежде, чем перейдем к работе с произведениями, давайте вспомним, что такое ЮМОР и САТИРА.
ЮМОР – изображение чего – то или кого –то в смешном, комическом виде. (добрый смех)
САТИРА – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности. (злой смех)
VIII. Работа с текстом рассказа «Встреча»
1. Чтение рассказа «Встреча» хорошо подготовленным учащимся.
Напомнить о правильной осанке и положении книги!
2. Инсценирование фрагмента из рассказа «Галоша».
Физминутка: Произношение звуков [а], [о], [и], [о-и];
«Ловим комара».
- Мы прослушали два рассказа М.Зощенко, но в каком же из них присутствует юмор, а в каком – сатира?
- Что высмеивает писатель в рассказе «Галоша»? (Ввести понятия ВОЛОКИТА и БЮРОКРАТИЗМ)
- Давайте выясним, при помощи каких средств писателю удается создать смешное? Начнем с того, что вызвало смех?
1) СМЕШНАЯ СИТУАЦИЯ, в которую попадают герои Зощенко;
2) М.Зощенко создает новый «ЗОЩЕНКОВСКИЙ ЯЗЫК», уродливый, смешной, те, кто на нем говорит – люди очень невысокой культуры и морали. Поищем такие примеры в речи героев рассказа «Встреча»;
3)Для создания смешного автор использует КОМИЧЕСКИЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ. Я помогу вам их выделить: «Люблю людей, но их боюсь» («Встреча») , а в рассказе «Галоша» на этом несоответствии построен весь сюжет: сколько сил и времени тратит герой на поиски старой галоши, сколько документов надо собрать, чтобы получить ее обратно, потеря другой калоши во время поисков, а также – оставить галошу, как память!
IX. Подведение итогов:
- Так при помощи каких средств М.Зощенко удается создать смешное в своих рассказах?
X. Просмотр видео «Театр одного актера. А. Филиппенко. Кошка.»
XI. Игра «Угадай-ка»
- М.Зощенко иногда устраивал со своими читателями такую игру: он приводил несколько характерных примеров, выхваченных из речи малокультурных людей. А также из школьных тетрадей. И предлагал угадать, какие фразы он взял из жизни. Какие из его рассказов. Вот и вы попробуйте сейчас угадать. Какие фразы я взяла из рассказов Зощенко. А какие из ваших сочинений.
1) Он продолжал хлестать меня по роже. Тогда я подумал: к чему мне такие варианты? (Зощенко)
2) Услыхав свое имя, помесь таксы с дворянкой вышла из-под верстака, где она спала. (сочинение)
3) В сказке Иван царевич играл роль сына царя, у которого была невеста лягушка. (сочинение)
4) Когда мы вошли в комнату, он сидел на обломках мебели и нецензурно удивлялся нашему появлению. (Зощенко)
5) Наступило лето. Пора было сажать урожай. (сочинение)
6) Отличная атмосфера, нюхать ее можно, у меня дома атмосфера хуже воняет. (Зощенко)
7) Люблю лес за дикую тишину, где только поют птицы и щебечут кузнечики. (сочинение)
XII. Домашнее задание: прочитать рассказ «Монтер», нарисовать комикс на любой из прочитанных рассказов.