kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по теме "Любовная лирика Сергея Александровича Есенина", 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: показать динамику развития любовной лирики Есенина, совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения, воспитывать интерес к произведениям русской литературы.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, аналитическое чтение.

Оборудование: презентация, фотографии и портреты С.А.Есенина, иллюстрации к стихотворениям, аудиозаписи стихотворений, песен и романсов на стихи Есенина, сборники стихов поэта.

 

На предыдущем уроке мы познакомились с жизнью и основными направлениями   творчества  замечательного русского поэта С.А.Есенина.  

Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирике Есенина, которая по праву вошла сокровищницу мировой литературы.

Дома вы учили наизусть его стихотворения. Хочу напомнить, что стихи нужно читать выразительно, вкладывая в них чувства, а не только показывать знание текста. Интонации, паузы, понижение и повышение голоса - успех правильного и красивого чтения. Сейчас мы послушаем стихи С.А.Есенина в исполнении мастеров художественного слова, которые послужат для нас образцом. ( Учащиеся слушают аудиозаписи).

Итак, тема урока - любовная лирика Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме "Любовная лирика Сергея Александровича Есенина", 11 класс »

Урок литературы в 11 классе

Тема урока: Любовная лирика Сергея Александровича Есенина

Цели урока: показать динамику развития любовной лирики Есенина, совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения, воспитывать интерес к произведениям русской литературы.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, аналитическое чтение.

Оборудование: презентация, фотографии и портреты С.А.Есенина, иллюстрации к стихотворениям, аудиозаписи стихотворений, песен и романсов на стихи Есенина, сборники стихов поэта.


Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущем уроке мы познакомились с жизнью и основными направлениями творчества замечательного русского поэта С.А.Есенина.

Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирике Есенина, которая по праву вошла сокровищницу мировой литературы.

Дома вы учили наизусть его стихотворения. Хочу напомнить, что стихи нужно читать выразительно, вкладывая в них чувства, а не только показывать знание текста. Интонации, паузы, понижение и повышение голоса - успех правильного и красивого чтения. Сейчас мы послушаем стихи С.А.Есенина в исполнении мастеров художественного слова, которые послужат для нас образцом. ( Учащиеся слушают аудиозаписи).

Итак, тема урока - любовная лирика Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.

2. Чтение учениками отрывков и стихотворений с показом соответствующих иллюстраций.

Есенин пишет о любви к родному краю: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…»

К родине: «Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: « Не надо рая,
Дайте Родину мою!».

К природе: « Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…»,
«Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду…».

К матери: «Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном, ветхом шушуне».

К любимой, которая часто представляется в образе природы: «Выткался на озере алый свет зари…»

3. Анализ стихотворений.

Ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с молодой помещицей Лидией Кашиной от насмешек домашних. Замужняя женщина, мать двоих детей, на десять лет старше Есенина… Кульминацией этого странного и таинственного романа стало стихотворение, написанное в память о лете 1917 года, посвященное Лидии Кашиной, где угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта. («Зеленая прическа»)

4. Чтение и комментирование стихотворений.

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием:

Где-то за садом несмело
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм, как защитная реакция, как отчаяние «Москва кабацкая» (1923 год).

Излюбили тебя, измызгали -
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь синими брызгами?
Или в морду хошь?

По возвращении из-за границы пишет цикл «Любовь хулигана», который отмечается отречением от кабацкого прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление: «Заметался пожар голубой»

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом:

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под коротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Мечта о «чистой» любви - один из сквозных мотивов лирики Есенина.

«Персидские мотивы» - (1924-25) - попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Символом персидской красоты и любви является образ розы. («Шаганэ ты моя, Шаганэ»)

Однако Персия в художественном воображении поэта - лишь временный покой. Вспомним «Соловьиный сад» А.Блока и персидский «сад» Есенина. ( Песня соловьиная есть и там, и там), но это все грезы, не более чем миф. Постепенно наступает разочарование («Глупое сердце»)

5. Анализ поэмы «Письмо к женщине».

Тексты у учащихся на столах. Читаем поэму.

Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.

1) Какова основная тема этого произведения?
( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине)

2)Сколько частей в поэме?
(Две. Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»).

3)Как называется этот прием?
( Антитеза - художественное противопоставление характеров,обстоятельств, понятий, явлений и т.д.).

4)Каковы особенности стихотворного размера поэмы?
( Размер двухсложный, с ударением на втором слоге – ямб).

5)Каким мы видим лирического героя в этом произведении?

Герой приближен к автору. Но герой - не поэт. «Зрело знающий работу» показывает возраст, человек сложившийся встречает роковое время, ему трудно принять «новую жизнь». Нет и акцента на творческом начале личности, нет чувства родства с природой и своей землей. Герой не автор, а воплощение образа человека, ищущего путь в «развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.

6)От какого лица идет повествование?
( От первого.)

Благодаря этому чувствуется исповедальная интонация, из-за чего повествование приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом, стремясь объяснить любимой свое состояние «тогда»: «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее и приведшие к разрыву, но она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа». Герой же видит за этим истинную причину: «Любимая! Меня вы не любили…».

7)Чего искал герой?
( Понимания, любви). Страдал о тех, кто оказался рядом, но в любимой он не нашел опоры и поддержки. Герой сам через мучения пришел к иному мироощущению, увидел стремление воплотить вечные ценности - «вольность и светлый труд».

Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Несмотря на горечь от того, что не нужен любимой женщине, он готов во всем винить себя и не вмешиваться в ее жизнь.

Простите мне…,
Живите так,
Как вас ведет звезда…

Герои поэм Есенина этого периода далеки от политики, но оценка «рулевого с опытной душой» - это важное следствие взгляда на современные события.

6. Заключение.

Многие стихи С.А.Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Возможно, вы слышали замечательный романс на стихи Есенина в исполнении Александра Малинина «Мне осталась одна забава…». «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…» в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой.

7. Звучат романсы, песни на стихи С.А.Есенина.

8. Итоги урока. Слово учителя. Оценки учащимся за работу на уроке.

9.Рефлексия.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …


10. Домашнее задание: прочитать поэму «Анна Снегина», индивидуальное задание: «Прототипы любовной лирики Есенина».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Куцына Ирина Ивановна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145518


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства