kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по теме "Л.Н.Толстой. Поиски цели и смысла жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

 

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с личностью Л.Н.Толстого;
  • Обсудить этапы жизни поэта;
  • Через внутренний мир Толстого постичь суть произведений;
  • Способствовать активной нравственной позиции, поддерживать стремление высказывать свои мысли;
  • Совершенствовать навыки работы на компьютере.

 

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока

(1 слайд)

                    III.          Изучение нового материала

  • Вступительное слово учителя о Л.Н.Толстом(2 слайд)

Творчество Толстого – одно из самых ярких страниц в истории русской литературы. В чем же заключается гениальность Толстого? Выражаясь словами М.Горького, можно сказать, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся наша литература.

  Свыше двухсот произведений написано Толстым. Каждое из них – отражение целой эпохи русской действительности. Кто же этот удивительный человек?

  «Я бы был несчастливейший  из людей ежели бы я не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной», - писал Л.Н.Толстой в воем дневнике.

Первые записи в дневнике относятся к марту 1847г. В них Толстой анализирует свои чувства и поступки с точки зрения тех моральных правил, которые он выработал для себя.

  • Поездка на Кавказ. (3 слайд)
  • Участие в обороне Севастополя   (4 слайд)
  • Открытие школы для крестьянских детей (5 слайд)
  • Семья Л.Н.Толстого (6 слайд) Сообщение учащихся

Вскоре важное событие в жизни Толстого отдалило его от занятий в школе:  в сентябре 1862 года он женился на Софье Андреевне Берс, дочери давних хороших знакомых. Сразу же после свадьбы Толстые уехали в Ясную Поляну, где прожили почти безвыездно почти 20 лет. Толстой обрел наконец семейное счастье. В Софье Андреевне он нашел прилежную помощницу  в своем литературном труде. Она бесконечное число раз разбирала и переписывала трудные для чтения рукописи писателя, счастливая тем, что первая читает его произведения.

  • Толстой и его ученики. Любовь к детям (7 слайд)

На всю свою жизнь сохранил Толстой любовь к детям.

«Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь… А вы вспомните, когда меня уже не будет, что старик говорил нам добро…»,-

 обращался  к своим ученикам Л.Н.Толстой.

                     IV. Подведение итогов (8 слайд)

                     V. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме "Л.Н.Толстой. Поиски цели и смысла жизни" »



Тема: Л.Н.Толстой. Поиски цели и смысла жизни.


Тип урока: ознакомление с новым материалом.


Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с личностью Л.Н.Толстого;

  • Обсудить этапы жизни поэта;

  • Через внутренний мир Толстого постичь суть произведений;

  • Способствовать активной нравственной позиции, поддерживать стремление высказывать свои мысли;

  • Совершенствовать навыки работы на компьютере.


Оборудование: компьютеры, обучающие диски, проектор


Методы и приемы: творческое чтение, исследовательский, эвристический;

выразительное чтение, беседа, задания исследовательского

характера.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока

(1 слайд)

III. Изучение нового материала

  • Вступительное слово учителя о Л.Н.Толстом. (2 слайд)


Творчество Толстого – одно из самых ярких страниц в истории русской литературы. В чем же заключается гениальность Толстого? Выражаясь словами М.Горького, можно сказать, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся наша литература.

Свыше двухсот произведений написано Толстым. Каждое из них – отражение целой эпохи русской действительности. Кто же этот удивительный человек?

«Я бы был несчастливейший из людей ежели бы я не нашел цели для моей жизни – цели общей и полезной», - писал Л.Н.Толстой в воем дневнике.

Первые записи в дневнике относятся к марту 1847г. В них Толстой анализирует свои чувства и поступки с точки зрения тех моральных правил, которые он выработал для себя.


  • Поездка на Кавказ. (3 слайд)


В 1844г. Поступил в Казанский университет. Казенное преподавание не удовлетворяло его пытливый ум, и в1847г. Подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

1848—1851 годах дере­венское уединение че­редовалось с периода­ми шумной, как сам Толстой определял, «безалаберной» столичной жизни — в Москве, в Петербурге. Молодой че­ловек был принят в высшем свете, бывал на балах, му­зыкальных вечерах, спектаклях. Всюду его принимали ла­сково, как сына достойных родителей, о которых сохрани­лась добрая память. В Москве Лев Николаевич бывал в семье декабриста П. И. Колошина, в дочь которого Сонечку он был влюблен в детстве. Под именем Сонечки Валахиной она изображена в повести «Детство».

Литературные занятия все больше привлекают Толстого, он задумывает повесть «из цыганского быта», но рассеянная светская жизнь мешает сосредоточенному труду. Недоволь­ство собой, желание круто переменить жизнь, сменить пустую болтовню светских гостиных на настоящее дело привели его к внезапному решению уехать на Кавказ.

Николай Николаевич, возвращаясь в полк, предложил брату ехать с ним, и они отправились. Об этой поездке Толстой вспоминал как «об одном из лучших дней своей жизни». От Саратова до Астрахани плыли по Волге: «...взя­ли косовушку (большую лодку), уставили в нее тарантас и с помощью лоцмана и двух гребцов поехали где парусом, где на веслах вниз по течению воды».

Он впервые наблюдал природу южных степей и их обитателей — киргизов, много читал в дороге. 30 мая 1851 года Толстые прибыли в казачью станицу на левом берегу реки Терека — Старогладковскую . Здесь располагалась артиллерийская бригада, в которой служил Николай Николаевич. Отсюда и началась и военная служба Льва Николаевича.

Толстой сначала участвовал в военных действиях во­лонтером (добровольцем), затем успешно сдал экзамен на фейерверкера и был зачислен прапорщиком, то есть млад­шим артиллерийским офицером, на военную службу. Во всем самостоятельный, он во что бы то ни стало хотел сам определить свой жизненный путь, избрав нелегкую службу офицера-артиллериста. Характерно, что он отказался от рекомендательного письма к наместнику Кавказа князю М. С. Воронцову, которое намеревался написать давний друг семьи Толстых, их родственник А. И. Горчаков. Тол­стой просто-напросто уехал, не простившись со старым князем.

Военная служба на Кавказе в те времена была опасной: шла война с отрядами горцев, объединившихся под пред­водительством Шамиля. Однажды (это было в 1853 году) Толстой чуть не попал в плен к чеченцам, когда их отряд двигался из крепости Воздвиженская в Грозную.

Под Толстым была очень резвая лошадь, и он мог легко ускакать. Но он не оставил приятеля Садо Мисербиева, мирного чеченца, лошадь которого отставала. Они удачно отбились и прискакали в Грозную за подкреплением.

В офицерском обществе, не отличавшемся высокими духовными интересами, Лев Николаевич чувствовал себя одиноко. Его больше привлекали солдаты, в них он сумел оценить простоту, доброе сердце, стойкость и мужество. Но особенно привлекательна была для него вольная жизнь казаков. Он подружился со старым казаком-охотником Епифаном Сехиным, слушал и записывал его рассказы, казачьи песни. Черты характера Епифана Сехина запе­чатлены в образе дяди Ерошки в «Казаках» (повесть начата на Кавказе, закончена в 1862 году).

Военная служба не могла занять Толстого всецело. Чувство смятения, недовольство собой не покидают его и на Кавказе. В день рождения, 28 августа 1852 года, Толстой записывает в Дневнике: «Мне 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже восемь лет, что я борюсь с сомнением и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность». Случилось так, что на следующий день он получил из Петербурга письмо Н. А. Некрасова, содержащее похвалу рукописи его первой законченной повести «Детство».

На Кавказе Толстой сделал свой самый главный выбор в жизни — он стал писателем. «...Помните, добрая тетенька, что когда-то вы посоветовали мне писать романы; так вот я послушался вашего совета — мои занятия, о которых я вам говорю,— литературные. Не знаю, появится ли когда в свет то, что я пишу, но меня забавляет эта работа» — так писал Толстой с Кавказа в Ясную Поляну Татьяне Алек­сандровне Ергольской. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного роста человека, «резко обозначить характеристические чер­ты каждой эпохи жизни: в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм, в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе».



  • Участие в обороне Севастополя (4 слайд)


Когда в 1853 году началась война России с объеди­ненными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию, как он сам объяснял впоследствии, «из патриотиз­ма». Его перевели в Дунайскую армию, и он участвовал в осаде турецкой крепости Силистрия.

Сознавая историческое значение совершающихся на его глазах событий, Толстой писал в Дневнике: «...Россия или должна пасть, или совершенно преобразоваться». Пора­жения русской армии делали для него очевидной необхо­димость решительных и быстрых преобразований во всем укладе общественной жизни России.

По дороге из Дунайской армии в Севастополь Толстой отмечает в Дневнике патриотическое воодушевление наро­да, его «великую моральную силу», массовый героизм сол­дат и матросов и в то же время бездарность царских генералов, их неспособность руководить, всеобщую нераз­бериху: «...Грустное положение и войска и государства». Он полон решимости действовать против того, что считает злом, «пером, словом и силою».

7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного Лев Николаевич пишет письмо брату Сергею. Точность описания, глубина патри­отического чувства заставляют современного читателя во­спринимать этот листок из семейной переписки как заме­чательный документальный памятник эпохи. «Дух в войсках выше всякого описания,— пишет Толстой.— Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!» — говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» — и войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство! Ура!..» и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунто­валась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли тридцать дней под бомбами. Солдаты вы­рывают трубки из бомб. Женщины носят воду на бастионы для солдат... Чудное время... Мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».

Вскоре Толстой был назначен в 3-ю легкую батарею 11-й артиллерийской бригады на 4-й бастион, прикрывавший доступ к центру города — один из самых опасных и от­ветственных участков Севастопольской обороны, находив­шийся постоянно под огнем противника.

Жизнь в тяжелых условиях бок о бок с солдатами и матросами, несмотря на опасность, нравилась Толстому. Он проявил здесь незаурядную личную храбрость, выдерж­ку, мужество. Товарищи по службе на 4-м бастионе вспо­минали о нем: «Он был в полном смысле душой батареи…

Это был редкий товарищ, честнейшая душа, и забыть его решительно невозможно».

На 4-м бастионе Толстой хорошо изучил характер рус­ского солдата, Ему были по душе солдатская веселость и удальство, когда, например, радуясь весне, солдаты соорудили летучего змея и запускали его над неприятельскими траншеями, вызывая на себя ружейный огонь. То, что видел и понял, он описал в рассказе «Се­вастополь днем и ночью». Толстой предполагал поместить рассказ в «Военном листке» — журнале для солдат, кото­рый он намеревался издавать с группой офицеров-едино­мышленников. Однако демократическое направление жур­нала было «не во взглядах правительства», издание не раз­решили. Под названием «Севастополь в декабре» рассказ был напечатан в № 6 «Современника» за 1855 год.

Вслед за первым рассказом написаны «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года». Рассказы потрясли современников суровой правдой о войне. В «Се­вастопольских рассказах» писатель впервые сформулировал принцип, которому оставался верен на протяжении всего своего творческого пути: «Герой моей повести — правда». Он сумел показать героические поступки без ореола ложного героизма, представил не парадную сторону войны, но ее будни «в крови, в страданиях, в смерти».

Уже в «Севастопольских рассказах» Толстой выступил против войны как бесчеловечного явления, чуждого разуму.

«Севастопольские рассказы» невелики, но в них запечат­лены широкая панорама событий и множество лиц: здесь солдаты, матросы, строевые офицеры и офицеры-аристок­раты, дети. Эти образы достоверны, как сама жизнь. Среди них — трогательный и привлекательный цельностью, иск­ренностью, чистотой нравственного чувства 17-летний Володя Козельцов, погибший на Малаховой кургане, из рас­сказа «Севастополь в августе 1855 года». Герой Толстого пережил свое время. Много лет спустя однажды у своих знакомых Лев Николаевич услышал, как один из мальчиков, игравших в войну, называл себя Володей Козельцовым.

В годы Великой Отечественной войны подвиги героев «Севастопольских рассказов» воодушевляли советских воинов.


  • Открытие школы для крестьянских детей (5 слайд)


«Есть у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться – это школа»,-

писал Л.Н.Толстой А.А.Толстому.

В 1859г. Толстой открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, потом при деятельном участии Толстого было открыто еще 26 школ. Толстой сам обучал детей грамоте.

Однажды, занимаясь с дети и желая приохотить их писать сочинения, Толстой предложил ученикам придумать рассказ на тему народной половицы или поговорки. Школьникам это понравилось. Толстому удалось пробудить в детях творческое начало. Сочинения крестьянских ребят восхищали Толстого серьезностью взгляда на жизнь, выразительностью языка. Лучшие рассказы «Ложкой кормит, стеблем глаз колет» и «Солдаткино житье» Толстой напечатал в приложении к педагогическому журналу «Ясная Поляна», который он издавал в 1862 году.


  • Семья Л.Н.Толстого (6 слайд) Сообщение учащихся


Вскоре важное событие в жизни Толстого отдалило его от занятий в школе: в сентябре 1862 года он женился на Софье Андреевне Берс, дочери давних хороших знакомых. Сразу же после свадьбы Толстые уехали в Ясную Поляну, где прожили почти безвыездно почти 20 лет. Толстой обрел наконец семейное счастье. В Софье Андреевне он нашел прилежную помощницу в своем литературном труде. Она бесконечное число раз разбирала и переписывала трудные для чтения рукописи писателя, счастливая тем, что первая читает его произведения.

  • Толстой и его ученики. Любовь к детям (7 слайд)

На всю свою жизнь сохранил Толстой любовь к детям.

«Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь… А вы вспомните, когда меня уже не будет, что старик говорил нам добро…»,-

обращался к своим ученикам Л.Н.Толстой.


IV. Подведение итогов (8 слайд)

V. Домашнее задание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока литературы по теме "Л.Н.Толстой. Поиски цели и смысла жизни"

Автор: Чудакова Вера Викторовна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121878


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства