Конспект урока литературы по теме "Человек и природа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Конспект урока литературы по теме "Человек и природа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие:
1. Продолжить работу по составлению аналитического комментария к художественному тексту.
2. Совершенствовать речевые и артистические навыки и путем инсценировки.
3. Развивать навыки групповой работы.
4. Развивать умение высказывать свое мнение о литературных героях.
5. Научиться связывать описание природы с основной проблематикой произведения.
Воспитательные:
1. Помочь учащимся задуматься, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
2. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей через красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе.
Задачи:
1. Определять тему, проблему и позицию автора.
2. Находить художественно-выразительные средства и определять их роль в тексте.
3. Формировать чувство ответственности, любовь к природе.
Тип урока: урок-беседа ( рассчитан на 2 урока ).
Оборудование:
1. Компьютер, проектор, экран,
2. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2./ Автор-составитель: Т.Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2010.
3. Тетради по литературе.
Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме "Человек и природа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" »
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Человек и природа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 7 г. Балашова Саратовской области ТРАПКОВА Надежда Николаевна.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие:
Продолжить работу по составлению аналитического комментария к художественному тексту.
Совершенствовать речевые и артистические навыки и путем инсценировки.
Развивать навыки групповой работы.
Развивать умение высказывать свое мнение о литературных героях.
Научиться связывать описание природы с основной проблематикой произведения.
Воспитательные:
Помочь учащимся задуматься, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей через красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе.
Задачи:
Определять тему, проблему и позицию автора.
Находить художественно-выразительные средства и определять их роль в тексте.
Формировать чувство ответственности, любовь к природе.
Тип урока: урок-беседа ( рассчитан на 2 урока ).
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран,
Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2./ Автор-составитель: Т.Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2010.
Тетради по литературе.
Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.
Предварительная подготовка:
Общее задание: внимательно дочитать рассказ «Бежин луг» до конца.
Задание по группам: сопоставить двух героев Илюшу и Павлушу по заданным вопросам (письменно в тетрадях); подготовить инсценировку понравившегося эпизода; составить презентацию «Ночь у костра».
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Сообщение темы, целей и задач урока. Запись темы в тетради.
2. Работа с эпиграфом, написанным на доске:
«…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет».
(И.С. Тургенев)
3. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Учитель: - Ребята, связан ли эпиграф с темой урока «Человек и природа»? Ученик 1 - Связан, потому что в рассказе много описаний природы, да и ребята рассказывают свои истории, пытаясь понять саму природу.
Учитель: - А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? Ученик 2 - Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем, и она наказывает, горят не только леса, но и дома.
4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ.
Учитель: - Предлагаю сопоставить двух героев: Павлушу и Илюшу, используя записанные в тетрадях вопросы.
3. Откуда герой узнал то, о чем он рассказывал у костра?
4. Как относится герой к своим рассказам?
5. как относится герой к чужим рассказам?
6. Как герой относится ко всему, что происходит у костра?
Итак, мы сопоставили два характера, решая при этом проблему «Человек и природа». Сделаем вывод.
ВЫВОД:Ученик 1 - Два мальчика демонстрируют совершенно различный подход к окружающему миру: Илюша смотрит на него восторженно, для него мир, не познанный разумом, великолепно освоен фантазией, поэтичен и ярок.
Ученик 2 - Павлуша активно мыслит. Он насмешливо враждебен тому сказочному миру, который дорог Илюше.
Ученик 3 - Он энергичен, и его нельзя обвинить в духовной сухости и неумении ценить красоту природы. Напротив, Павлуша близкий к природе и отваживался разобраться в том, что его окружает.
КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ИНСЦЕНИРОВКУ ЭПИЗОДА. (работа в группах: одна группа из 4-х учеников рассказывает от имени Илюши о случае на рольне, историю с псарем Ермилой, с бабкой Ульяной и с дедушкой Трофимовичем. Другая группа из 3-х учеников рассказывает от имени Кости о случае со слободским плотником Гаврилой, с ним самим, с мальчиком из его деревни).
У. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 1 ( СЛОВО УЧИТЕЛЯ):
В центре композиции – описание сцены у костра: сюда вошли и характеристики мальчиков, и их рассказы.
Ребята, рассмотрите на слайде картину художника В.Е. Маковского «Ночное». Сколько детей изображено на этой репродукции? Чем отличается данный пейзаж от тургеневского описания и что общего?
Именно здесь в рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».
И действительно, композиция рассказа такова, что ночь с порожденными ею страхами обрамлена светлыми картинами двух прекрасных июльских дней. Так, картины светлые и радостные оказываются важными не только сами по себе, но и для уяснения общей позиции автора. Приведу пример одной дневниковой записи Тургенева: «Прежде чем лечь спать, я каждый вечер совершаю маленькую прогулку. Вот различные звуки, которые я слышал: шум дыхания и крови в ушах, шорох, неустанный шепот листьев. Треск кузнечиков: их было четыре в деревьях на дворе…» так автор умел вслушиваться в природу. Чувствовал каждый звук или шорох.
ЗАДАНИЕ: Учитель: - проследить за умением Тургенева рассказать читателю о том, что он видел и слышал.
БЕСЕДА С КЛАССОМ:
Учитель: - Какие строки помогают понять, что начался новый день? Ученик 1 - «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем».
Учитель: - Обращаем внимание на приемы, которые использует автор. Ученик - Эпитет и отрицательное сравнение помогают создать лирическое описание.)
Учитель: - Как «зачиналось» утро? На что обращает внимание автор? Какими мы видим звезды, луг, холмы, кусты, небо, речку? Ученик 2 - «Солнце не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей…а светлое и приветно-лучезарное». Ученик 3 - «Около полудня обыкновенное появляется множество круглых высоких облаков»; Ученик 4 - «В такие дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости»; Ученик 5 - «В такие дни жар бывает иногда весьма силен…и вихри-круговороты – несомненный признак постоянной погоды – высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню».
(во всех эпизодах рассматриваем изобразительно-выразительные средства).
(Презентация заканчивается.)
ВЫВОД: Ученик 6 - Небо июльского дня в начале рассказа автор видит глазами человека, знакомого с народными приметами о погоде, проверенными поколениями.
Учитель: - Какую же роль выполняет этот поэтичный и ясный пейзаж в рассказе о ночном? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем проследить шаг за шагом путь сбившегося с пути охотника. Будем внимательны к тому, как он шел, где он шел, как описаны эти места. Обратим особое внимание на то, как переданы его состояние, его внутренняя напряженность и тревога.
1. - Увидал…Неизвестные места. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко.
2. - Поскорей вскарабкался, забирая налево.
2. - Осинник.
2. -Летучие мыши уже носились над…заснувшими верхушками, таинственно кружась.
3. - Добрался наконец до угла леса.
3. - Угол леса, низкие кусты.
3. - Пустынное поле.
4. - Опять остановился. Пошел вправо.
4. - Кусты. Неторная дорожка.
4. - Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.
5. - Я вышел на опушку кустов.
5. - Кусты. Опушка.
5. - Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновеньем надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак.
6. - Отчаянно устремился вперед.
6. - Лощина.
6. - На дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, и казалось, они сползлись туда для тайного совещания, - и до того в ней было немо и глухо, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось.
ВЫВОД: ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 2 выполнена группой учащихся). Ученик 1 - Ночью знакомые места становились таинственными, непонятными: теперь кругом было смутно, угрюмо, глухо. Так воспринимал охотник природу. Ученик 2 - Сама последовательность описаний утра, дня, вечера, ночи в какой-то мере подготавливает понимание причин возникновения быличек у костра и объясняет их правдоподобие.
Ученик 3 - Мальчики у костра увлеченно рассказывают, а рядом с ними продолжает жить своей жизнью природа. Плеснула щука – понятно и не пугает, покатилась звездочка – тоже объяснимо и знакомо. Ученик 4 - Резкий, болезненный крик дважды прозвучал над рекой…странный посвист раздался где-то в небе… Стоило сказать, что это цапли кричат, посвистывают кулички, как успокаиваются мальчики. (Презентация закончилась).
Учитель: - Давайте внимательно проследим за последней историей, которая происходит именно тут, почти на глазах у крестьянских ребят. Вот они испугались болезненного крика, Павлуша успокоил их – это прокричала цапля. Вот опять все вместе мирно смотрят на звездное небо и молча опять сидят у костра. Именно в эти минуты Павлуша берет котельчик и идет на реку за водой. Можно предполагать, что состояние лирической настроенности, восторга перед прекрасным миром природы и страх перед таинственной нечистью дали результат. Трудно было не вспомнить о водяном, когда идешь к реке, и о мальчике, который в ней недавно утонул, ведь о нем только что говорили у костра. И действительно, ребята поговорили об утопшем Васе, а Павлуша услышал его голос. Отсюда вывод: Павлуша сумел узнать и понять в окружающем его мире чуть больше своих товарищей, но способ воспринимать этот окружающий мир у него примерно такой же. Он пытается объяснить все непонятное, но объяснения-то чаще всего приходится черпать из традиционных народных представлений, известных и его собеседникам.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА С КЛАССОМ:
Учитель: - Какова же основная тема рассказа? Ученик 1 -Главная тема «Бежина луга» - человек и природа. Не случайно рассказ и начинается и завершается описанием картин природы.)
Учитель: - Какие чувства вызвало у вас это произведение? Ученик 2 - сочувствия, жалости; ученик 3 - ощущения красоты природы; ученик 4 - таинственности, фантастики, ученик 5 – страха.
Учитель: - Какую картину нарисовали бы вы и какими красками? Это будет одно из ваших заданий на дом.
Учитель: - Чем отличается первое описание июльского дня от второго? Ученик 1 - Первое вводит читателя в мир крестьянской жизни, оно дается глазами охотника-рассказчика и крестьянина-земледельца. «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…» Ученик 2 - Второе завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Тургенев верил в судьбу России, ее будущее.)
У1. ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:
Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа – стихия таинственного и непостижимого для человека.
Рассказ завершается известием о гибели Павла. В образе Павла пересекаются три линии: природа – человек – судьба. Он противостоит миру «непознанного и тайного». Но мир природы полностью не раскрывает себя, лишь единицам позволяет «заглянуть в себя», и за это часто берет самую жестокую и высокую плату – человеческую жизнь. И слова И.С. Тургенева, которые стали эпиграфом к теме урока «Человек и природа в рассказе» перекликаются с данной проблемой.
Человек и природа – проблема, нашедшая место на страницах многих произведений. В этом рассказе мы видим, как, подчиненный силам природы, крестьянский мальчик стремился понять все вокруг себя, включая и ум, и фантазию на осмысление окружающего. На то, чтобы уцелеть в этом сложном мире.
УП. РЕФЛЕКСИЯ:
Учитель: - Оцените работу в группах, индивидуальную работу, кто был самым активным на уроке?
Ученики: - понравилась инсценировка, презентация. Все в группах работали «отлично», активными были на уроке: Епифанов Владимир, Чернобук Аня, Моссур Кирилл, Мтварадзе Анзори, Коробейникова Аня, Русанова Аня, Буканов Рома.
УШ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нарисовать понравившийся пейзаж или написать мини-сочинение о природе – по выбору.
« Список использованных источников»:
Т.Ф. Курдюмова. Тургенев в школе. Пособие для учителей/ Сост. Т.Ф. Курдюмова. Мин-во просвещения РСФСР. - М.: Просвещение, 1981 – 175 с., 400 000 экз.
З.С. Смелкова и М.В. Черкезова. Пропедевтический курс русской литературы: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / [ З.С. Смелкова, М.В. Черкезова, Д.А. клумбите и др.] - 2-е изд. перераб. - Л.: Просвещение, 1986. – 352 с., 20 000 экз.