Конспект урока литературы по рассказу В.Распутина "Уроки Французского"
Конспект урока литературы по рассказу В.Распутина "Уроки Французского"
Конспект урока литературы по рассказу В.Распутина "Уроки Французского". Тема урока "УРОКИ ДОБРОТЫ" Использованное оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг,записи на доске, карточки с заданиями. тексты повести В.Г.
Распутина «Уроки французского», плакаты с высказываниями о добре и доброте, разноцветные бумажные сердечки для сочинений-миниатюр, презентация. Соответстует требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по рассказу В.Распутина "Уроки Французского"»
Уроки доброты(по повести В. Распутина «Уроки французского»)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг,
записи на доске, карточки с заданиями. тексты повести В.Г. Распутина «Уроки французского», плакаты с высказываниями о добре и доброте, разноцветные бумажные сердечки для сочинений-миниатюр, презентация
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Речевая разминка.
Учитель: Наш урок литературы предлагаю сегодня начать со стихотворения С.Бондаренко, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
(С. Бондаренко).
Вопрос детям ? О чём это стихотворение? (Ответ: Каждое высказывание имеет главную мысль)
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Знакомство с темой и целями урока.
Ребята, мы не случайно начали наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки доброты в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» (запишите сегодняшнюю дату и тему урока). Ведь именно такое человеческое качество как доброта является основным у героев произведения, над которым мы продолжим сегодня работать)
А цели нашего урока таковы
мы должны не только продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки доброты он несет,
раскрыть духовные ценности, нравственные
законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.
Работа по выбору эпиграфа к уроку.
Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно. Перед вами находится карточка № 1, где предложены высказывания известных людей:
Приложение 1
Карточка № 1
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой
Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра. Б.Пастернак
Ознакомьтесь с ними и скажите , чьё высказывание вы выбрали, почему ?
Во все времена добро находилось рядом с человеком, и всегда были те, кто дарил это добро людям)
Это высказывание и станет эпиграфом к уроку, посвящённому изучению повести В. Г. Распутина «Уроки французского».
Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь .
№5(слова одногоЛ,Толстого)
Проблемный вопрос. Можно ли назвать поступок учительницы по отношению к своему ученику добрым ? Выскажите своё мнение по этому вопросу в конце урока.
(Учитель) Я надеюсь, что те жизненные уроки доброты ,о которых мы будем говорить сегодня и которые уготовила судьба герою рассказа, помогут каждому из вас разобраться в себе, задуматься о своём будущем.
4. Проверим домашнее задание.
Слова «Добро, Доброта» настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли свое отражение в народной мудрости.
Вы должны были найти и выучить пословицы о доброте
(Раздать пословицы ученикам
Прочтите наизусть ту, которая больше всего понравилась. (дети читают наизусть пословиц
Вывод: Во все времена понятие « Доброта» остаётся неизменным
А что же это за слово? Каково его значение?
5..Работа над новой темой.
А для того, чтобы продолжить нашу работу, нам нужно разделиться на три группы :
я предлагаю вам поработать «литературоведами», «библиографами», «актерами».
Каждая группа на столе имеет свою эмблему: «библиографы» - гусиное перо с чернильницей, «литературоведы» - эмблему с изображением книги, «актеры» - эмблему с маской в руке, символизирующую театр. (Учитель показывает эти эмблемы)
И первыми к работе приступают дети из группы «Литературоведов»
Работа в творческой группе «литературоведов» (с толковым словарем)
2) Давайте заглянем в толковый словарь (принести толковые словари) и найдём значение этого слова.
Доброта-----( В толковых словарях слово «доброта» определяется так -это«отзывчивость,
душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
Дети читают.
На прошлом уроке я провела анкетирование среди вас,где нужно было ответить только на один вопрос:»Как вы понимаете ,что такое добро» Посмотрим ,что у нас получилось?
Совпадает ваше понимание добра с его определением(слайд 9).Совпадает.Значит вы у меня; Молодцы
Теплее стало? Ведь в нашем классе в эту минуту поселяется Доброта. Подвиньтесь,посадите её рядышком. Доброта вошла в класс!
Молодцы!
6. Пролжаем работать над новой темой.. Беседа по вопросам.
1) Ребята,но доброта не может существовать одна.Рядом с ней дожны быть ещё какие-то( качества?).Без чего не может быть доброты?( Ответ: Без нравственности, милосердии, гуманизма.
Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы (учащиеся из группы литературоведов)объясняют значение слов).
Отдать кому-то выучить определения из «Литераторов)
Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.
Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие). слайд 10
3)Ребята, на примере каких произведений вы встречались с этими понятиями, говорили о нравственности,о доброте?
(Это сказка - быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы ,найти ещё.)
Новая тема: Слово учителя по теме урока.
Вот и творчество В.Г.Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым,
В его произведениях всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, противоречивый внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке, не только помогают нам обнаружить неисчерпаемые запасы доброты и красоты, но и предупреждают нас : жизнь человека очень хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки , доброты мы постараемся сегодня обнаружить не только в героях повести В. Распутина, но и в себе.
.
2). Работа в творческой группе «библиографов».
А). Учитель: А теперь начинают работу ребята из творческой группы «библиографов» которые расскажут нам о тех страницах жизни и творчества писателя В. Г. Распутина, о которых мы не успели поговорить на прошлом уроке,ну например об истории появления фамилии Распутин..
1). Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть- Уда Иркутской области. Детство совпало с войной: Он на себе ощутил тяготы военного и послевоенного времени.. Понять, что это было за время, нам помогут документальные кадры .
В стране разруха. Не хватает продовольствия. Действует карточная система снабжения продуктами. Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым.
-О трудном ,голодном послевоенном детстве сотен мальчишек, в том числе и о детстве В.Распутина.».очень хорошо рассказал поэт Олег Дмитриев в стихотворении«Послевоенная сказка» . ( Из группы актёров в работе ) …..
Сидит… Кусочком хлебушка тарелку молча трёт, Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврёт… И вот тарелка светится, сверкает белизной, Как будто чудо-зеркальце из сказочки одной. Ещё движенье корочки и выплывет со дна Холодная, голодная, последняя война. Всплывёт щадящей плошкою полуподвальный свод И мальчуган с ладошкою, протянутой вперёд. Всё ближе, нестерпимее в заветном том кольце Кричат глаза огромные на узеньком лице. Забудь, другое времечко и сказочка не та. Но всё ж чиста тарелочка, тарелочка пу
Только имея доброе сердце, можно написать такие проникновенные строк
Сообщение Посёлок,где провёл своё детство будущий писатель, был расположен на берегу реки .Ангары.(слайд 12 ) В первый класс он пошел в 1944 году. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в посёлке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Ученик .Однако учился он только на отлично. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.
Вывод: Учитель:. Вопрос к классу: что помогло Распутину получить образование и выйти в люди? (упорство,трудолюбие ,настойчивость)
Учитель: Впоследствии эта одинокая и трудная жизнь вдали от родного дома нашла своё отражение в произведении «Уроки французского.
Сам писатель особенно выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, это произведение в немалой степени автобиографично.
- Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? Работа со словарём. (Группа литературоведов
.Ученик-( отдать слова кому-то из группы литературоведов )--автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал событий из своей личной жизни).
И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.
Мне нужно было этим рассказом вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».-писал В.Распутин.
Дома вы должны были дочитать до конца это произведение,и сейчас нам предстоит совместная работа, которая поможет нам увидеть, как показано послевоенное время в произведении, с какими трудностями столкнулся маленький герой.
Откройте учебники. Вам понадобятся тексты. Перед вами
карточка № 2, где сформулированы вопросы:
Карточка № 2
- В чём заключались трудности послевоенного времени?
- В каком возрасте у героя началась самостоятельная жизнь?
Что это значит – самостоятельная?
Кто помогает мальчику преодолеть трудности жизни в город
Вывод делает учитель:
Да , к счастью находятся люди, которые проявляют доброту, сердечность, тепло.
Вопрос группе библиографов:
Кому посвящен рассказ «Уроки французского»?
Ответ группы
Один из лучших своих рассказов – «Уроки французского, . посвящает Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери друга В. Г. Распутина и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе.(слайд13) В основе рассказа – воспоминание детской жизни. Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный руководитель. Она названа в произведении своим именем. Это Молокова Л.М.. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в университете.
---- Что нам может помочь представить, как выглядит герой произведения и какими качествами этот герой наделён,?(нам помогает портрет.)
, Что такое портрет? (Литературоведы) может включить работу со словарём о портрете») в литературном произведении? (Давайте посмотрим на ваши рисунки(Это было ваше дом задание),на которых изображена Лидия Михайловна. ) )
Какой запомнилась мальчику учительница французского?
Найдите в учебнике .Прочтите. (Найти ученика……………стр. ) описание внешности .т.е.портрета Лидии Михайловны.(слайд15)
Что особенного выделяет автор в нём?
( « Лидии Михайловне тогда было ,наверное, лет двадцать пять или около того…» и далее по тексту: « В лице её не было жестокости».) -
… Рядом с ней находится наш маленький герой.
Прочтите его портрет…………… (стр. ----)
- Какой художественный прием использует автор, чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика? (антитеза)
- Что мы называем антитезой?(Подготовленный ученик отвечает. Заранее выучит.).
Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (вопрос на доске)
(Лидия Михайловна наделена большой добротой, необыкновенной способностью к состраданию)
Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?
(Она относилась к нему с пониманием и сочувствием; Ценила его устремлённость. Решила позаниматься с мальчиком, чтобы подкормить способного ученика).
Устали? Физкультминутка?
Но герой, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. сталкивается со сложной ситуацией, в которой получает совсем другие уроки.,прямо противоположные тем,которым учила его Лидия Михайловна.
….
Какие уроки получает герой в этой компании? (Отдать слова кому-то ) (уроки подлости
, злобы, зависти, жестокости )
….Нужны ли они? ( Отдать кому-то ) Ответ: И эти уроки ,я думаю, тоже нужны.
- Но я Думаю,что серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости. Жестокости. Злобы
Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчик, не ущемляя его гордости? Ответ : Да. ( Она предложила играть на деньги в « пристенок»).
…….Да, Большое место в книге занимает игра на деньги.
Ответ на проблемный вопрос.
Так как же можно оценить поступок Лидии Михайловны, которая играла на деньги с учеником? Можно ли его назвать добрым. Выскажите своё мнение.
(С одной стороны, , это непедагогичнос другой стороны, игра на деньги единственной возможностью помочь мальчику)
Подведение итогов. Вопросы ко всему классу:
Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»?
(Доброту, сострадание)
Почему рассказ назван «Уроки французского»?
( Общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками воспитанием чувств
Учитель: В.Г.Распутин как-то сказал: «Я написал этот рассказ в надежде на то ,что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького,так и взрослого читателя».
(Учитель говорит) «За большой вклад в развитие отечественной литературы» известный русский писатель Валентин Распутин, признанный при жизни классиком, удостоен множеством наград
Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку. Высказывание Л.Толстого Прочтите его снова и скажите как он связан с темой урока?
Учительница пошла на рискованный шаг, когда начала играть с учеником на деньги. Но она поступала так из человеческого сострадания : мальчик истощён, а от помощи отказывается. Кроме того, Лидия Михайловна рассмотрела в ученике большие способности и готова была любыми способами помочь мальчику поверить в свои силы.
Учитель задаёт вопрос? Какая же самая главная черта характера Лидии Михайловны )–
Ученики отвечают хором: Доброта
( У Лидии Михайловны большое доброе сердце.
Несмотря на то, что её уволили, она осталась
ЧЕЛОВЕКОМ. Доброта, Бескорыстие, простота,
сострадание, душевная красота – вот те качества
характера учительницы, которая для мальчика стала примером для подражания)
Творческое задание.
МИНИ-сочинение.
Ребята, - На прошлом Уроке вы обвели на бумаге свои добрые ладошки(Сделать на одном листе ватмана и повесить ) и пообещали, что своими добрыми руками вы будете делать только добрые дела.А теперь вашими добрыми руками напишите -мини сочинение на тему: »Что должен делать человек, что бы о нём сказали, что он добрый.» Употребляй глаголы в повелительном наклонении. . Перед вами лежат копии ваших сердец, с обратной стороны напишете ответ . Наполните сердца своим теплом и добротой
1.
2.
3.
(Записать мини-сочинение на сердечках).
Учащиеся пишут сочинения-миниатюры и читают вслух. И своими добрыми руками подарите частичку своего доброго сердца присутствующим здесь гостям.
(ученики дарят подготовленные сердечки гостям).
Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты, пуста. Посмотрите, как ожил наш класс , наполненный теплой и добротой ваших сердец.
6.Закрепление изученного. В начале урока вы произносили пословицы и поговорки о добре и доброте. А итог нашему занятию подведут уроки доброты, о которых нам говорит
В.Распутин. Прочтём их
.
1. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. 2.Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. 3. Добро возвращается добром.
В.Г.Распутин
Ребята, а в каком значении мы употребили здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю (Приступают к работе «литературоведы»).
Работа с Толковым словарем:
Урок:1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету 2.переносное . нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Так какое определение урока вам ближе?
Выбери из уроков Доброты В.Распутина один , который больше всего вам запомнился сегодня и запишите его к себе в тетрадь.
Тепло вам с таким уроком? Ведь в нашем классе живёт Доброта.
(Ученица читает наизусть )
Чтение стихотворения Нины Тулуповой «Доброта»
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
7. Обобщение материала: Вывод:
Так какой главный урок преподала учительница? (Урок доброты)
…Раздаётся стук в дверь. Это почта .Ребята,нам в класс пришла посылка. Что же в ней может быть,как вы думаете?(Яблоки)
А почему вы думаете, что в ней яблоки?( экономя по копеечке, Лидия Михайловна смогла собрать и отправить любимому ученику посылку с экзотическими по тем временам фруктами
Этот поступок Лидии Михайловны является напоминанием главного своего урока- урока доброты.
Рефлексия: Выберите себе яблоко из корзины. Красное-понравился урок, зелёное-нет, жёлтое –не очень. Или будут яблоки только одного цвета – красные?
9. Заключение.
Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор о доброте не пройдет зря. Мне бы хотелось надеяться на то,что вы научитесь отличать добро и зло. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли. .Пусть добро приумножается на нашей хрупкой планете под названием Земле
- Учитель задаёт вопрос.? Так что же такое Доброта?
Дети хором: "Доброта - это стремление человека дать счастье окружающим его людям.,Кто из героев произведения В.Распутина является носителем доброты?
На этом наш урок окончен. Я желаю всем присутствующим здесь, чтобы Доброта всегда жила в ваших сердцах. Чтобы весь мир был наполнен Добротой, Нежностью, Верой, Надеждой, Любовью, Счастьем. Радостью, Улыбками, Благодарностью