kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по рассказу В.Распутина "Уроки Французского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы по рассказу В.Распутина "Уроки Французского". Тема урока "УРОКИ ДОБРОТЫ" Использованное оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг,записи на доске, карточки с заданиями. тексты повести В.Г.

Распутина «Уроки французского», плакаты с высказываниями о добре и доброте,  разноцветные бумажные сердечки для сочинений-миниатюр,  презентация. Соответстует требованиям ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по рассказу В.Распутина "Уроки Французского"»

Уроки доброты(по повести В. Распутина «Уроки французского»)



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг,

записи на доске, карточки с заданиями. тексты повести В.Г. Распутина «Уроки французского», плакаты с высказываниями о добре и доброте, разноцветные бумажные сердечки для сочинений-миниатюр,  презентация





Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Речевая разминка.

Учитель: Наш урок литературы предлагаю сегодня начать со стихотворения С.Бондаренко, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

Вопрос детям ? О чём это стихотворение? (Ответ: Каждое высказывание имеет главную мысль)

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Знакомство с темой и целями урока.

Ребята, мы не случайно начали наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки доброты в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» (запишите сегодняшнюю дату и тему урока). Ведь именно такое человеческое качество как доброта является основным у героев произведения, над которым мы продолжим сегодня работать)

А цели нашего урока таковы

мы должны не только продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки доброты он несет,

раскрыть духовные ценности, нравственные

законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.

Работа по выбору эпиграфа к уроку.

Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно. Перед вами находится карточка № 1, где предложены высказывания известных людей:  

Приложение 1

Карточка № 1

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н.Толстой

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
Б.Пастернак

Ознакомьтесь с ними и скажите , чьё высказывание вы выбрали, почему ?

Во все времена добро находилось рядом с человеком, и всегда были те, кто дарил это добро людям)



Это высказывание и станет эпиграфом к уроку, посвящённому изучению повести В. Г. Распутина «Уроки французского».

Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь .



№5(слова одногоЛ,Толстого)

Проблемный вопрос. Можно ли назвать поступок учительницы по отношению к своему ученику добрым ? Выскажите своё мнение по этому вопросу в конце урока.





(Учитель) Я надеюсь, что те жизненные уроки доброты ,о которых мы будем говорить сегодня и которые уготовила судьба герою рассказа, помогут каждому из вас разобраться в себе, задуматься о своём будущем.

4. Проверим домашнее задание.



Слова «Добро, Доброта» настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли свое отражение в народной мудрости.

Вы должны были найти и выучить пословицы о доброте

(Раздать пословицы ученикам

Прочтите наизусть ту, которая больше всего понравилась. (дети читают наизусть пословиц



Вывод: Во все времена понятие « Доброта» остаётся неизменным

А что же это за слово? Каково его значение?

5..Работа над новой темой.

А для того, чтобы продолжить нашу работу, нам нужно разделиться на три группы :

я предлагаю вам поработать «литературоведами», «библиографами», «актерами».

Каждая группа на столе имеет свою эмблему: «библиографы» - гусиное перо с чернильницей, «литературоведы» - эмблему с изображением книги, «актеры» - эмблему с маской в руке, символизирующую театр. (Учитель показывает эти эмблемы)

И первыми к работе приступают дети из группы «Литературоведов»



Работа в творческой группе «литературоведов» (с толковым словарем)

2) Давайте заглянем в толковый словарь (принести толковые словари) и найдём значение этого слова.

Доброта-----( В толковых словарях слово «доброта» определяется так -это«отзывчивость,

душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Дети читают.



На прошлом уроке я провела анкетирование среди вас,где нужно было ответить только на один вопрос:»Как вы понимаете ,что такое добро» Посмотрим ,что у нас получилось?



Совпадает ваше понимание добра с его определением(слайд 9).Совпадает.Значит вы у меня; Молодцы



Теплее стало? Ведь в нашем классе в эту минуту поселяется Доброта. Подвиньтесь,посадите её рядышком. Доброта вошла в класс!

Молодцы!

6. Пролжаем работать над новой темой.. Беседа по вопросам.

1) Ребята,но доброта не может существовать одна.Рядом с ней дожны быть ещё какие-то( качества?).Без чего не может быть доброты?( Ответ: Без нравственности, милосердии, гуманизма.

Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы (учащиеся из группы литературоведов)объясняют значение слов).



Отдать кому-то выучить определения из «Литераторов)

Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.



Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие). слайд 10



3)Ребята, на примере каких произведений вы встречались с этими понятиями, говорили о нравственности,о доброте?

(Это сказка - быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы ,найти ещё.)



Новая тема: Слово учителя по теме урока.

Вот и творчество В.Г.Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым,

В его произведениях всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, противоречивый внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке, не только помогают нам обнаружить неисчерпаемые запасы доброты и красоты, но и предупреждают нас : жизнь человека очень хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки , доброты мы постараемся сегодня обнаружить не только в героях повести В. Распутина, но и в себе.

.

2). Работа в творческой группе «библиографов».

А). Учитель: А теперь начинают работу ребята из творческой группы «библиографов» которые расскажут нам о тех страницах жизни и творчества писателя В. Г. Распутина, о которых мы не успели поговорить на прошлом уроке,ну например об истории появления фамилии Распутин..

1). Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть- Уда Иркутской области. Детство совпало с войной: Он на себе ощутил тяготы военного и послевоенного времени.. Понять, что это было за время, нам помогут документальные кадры . 

В стране разруха. Не хватает продовольствия. Действует карточная система снабжения продуктами.  Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. 

-О трудном ,голодном послевоенном детстве сотен мальчишек, в том числе и о детстве В.Распутина.».очень хорошо рассказал поэт Олег Дмитриев в стихотворении«Послевоенная сказка» . ( Из группы актёров в работе ) …..



Сидит… Кусочком хлебушка тарелку молча трёт,
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврёт…
И вот тарелка светится, сверкает белизной,
Как будто чудо-зеркальце из сказочки одной.
Ещё движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война.
Всплывёт щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперёд.
Всё ближе, нестерпимее в заветном том кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице.
Забудь, другое времечко и сказочка не та.
Но всё ж чиста тарелочка, тарелочка пу

Только имея доброе сердце, можно написать такие проникновенные строк

Сообщение Посёлок,где провёл своё детство будущий писатель, был расположен на берегу реки .Ангары.(слайд 12 ) В первый класс он пошел в 1944 году. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Окончив 4 класса в посёлке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Ученик .Однако учился он только на отлично. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.

Вывод: Учитель:. Вопрос к классу: что помогло Распутину получить образование и выйти в люди? (упорство,трудолюбие ,настойчивость)

Учитель: Впоследствии эта одинокая и трудная жизнь вдали от родного дома нашла своё отражение в произведении «Уроки французского.

Сам писатель особенно выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, это произведение в немалой степени автобиографично.

- Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? Работа со словарём.  (Группа литературоведов

.Ученик-( отдать слова кому-то из группы литературоведов )--автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал событий из своей личной жизни).  

И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать  нам о том, что он пережил в те годы.

Мне нужно было этим рассказом вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».-писал В.Распутин.



Дома вы должны были дочитать до конца это произведение,и сейчас нам предстоит совместная работа, которая поможет нам увидеть, как показано послевоенное время в произведении, с какими трудностями столкнулся маленький герой.



Откройте учебники. Вам понадобятся тексты. Перед вами


карточка № 2, где сформулированы вопросы:



Карточка № 2



- В чём заключались трудности послевоенного времени?


- В каком возрасте у героя началась самостоятельная жизнь?



Что это значит – самостоятельная?



Кто помогает мальчику преодолеть трудности жизни в город







Вывод делает учитель:



Да , к счастью находятся люди, которые проявляют доброту, сердечность, тепло.



  Вопрос группе библиографов:

Кому посвящен рассказ «Уроки французского»?



Ответ группы

Один из лучших своих рассказов – «Уроки французского, . посвящает Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери друга В. Г. Распутина и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе.(слайд13) В основе рассказа – воспоминание детской жизни. Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный руководитель. Она названа в произведении своим именем. Это Молокова Л.М.. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в университете.



---- Что нам может помочь представить, как выглядит герой произведения и какими качествами этот герой наделён,?(нам помогает портрет.)

, Что такое портрет? (Литературоведы) может включить работу со словарём о портрете») в литературном произведении?   (Давайте посмотрим на ваши рисунки(Это было ваше дом задание),на которых изображена Лидия Михайловна. ) )

Какой запомнилась мальчику учительница французского?



Найдите в учебнике .Прочтите. (Найти ученика……………стр. ) описание внешности .т.е.портрета Лидии Михайловны.(слайд15)

Что особенного выделяет автор в нём?

( « Лидии Михайловне тогда было ,наверное, лет двадцать пять или около того…» и далее по тексту: « В лице её не было жестокости».)
-

… Рядом с ней находится наш маленький герой.

Прочтите его портрет…………… (стр. ----)



- Какой художественный прием использует автор, чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика? (антитеза)


- Что мы называем антитезой?(Подготовленный ученик отвечает. Заранее выучит.).

Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (вопрос на доске)

(Лидия Михайловна наделена большой добротой, необыкновенной способностью к состраданию)

Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

(Она относилась к нему с пониманием и сочувствием; Ценила его устремлённость. Решила позаниматься с мальчиком, чтобы подкормить способного ученика).

Устали? Физкультминутка?

Но герой, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. сталкивается со сложной ситуацией, в которой получает совсем другие уроки.,прямо противоположные тем,которым учила его Лидия Михайловна.

….

Какие уроки получает герой в этой компании? (Отдать слова кому-то ) (уроки подлости



, злобы, зависти, жестокости )



….Нужны ли они? ( Отдать кому-то ) Ответ: И эти уроки ,я думаю, тоже нужны.

- Но я Думаю,что серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости. Жестокости. Злобы



Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчик, не ущемляя его гордости? Ответ : Да. ( Она предложила играть на деньги в « пристенок»).



…….Да, Большое место в книге занимает игра на деньги.



Ответ на проблемный вопрос.



Так как же можно оценить поступок Лидии Михайловны, которая играла на деньги с учеником? Можно ли его назвать добрым. Выскажите своё мнение.

(С одной стороны, , это непедагогичнос другой стороны, игра на деньги единственной возможностью помочь мальчику)

Подведение итогов. Вопросы ко всему классу:

Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»?

(Доброту, сострадание)

Почему рассказ назван «Уроки французского»?

( Общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками воспитанием чувств

Учитель: В.Г.Распутин как-то сказал: «Я написал этот рассказ в надежде на то ,что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького,так и взрослого читателя».



(Учитель говорит) «За большой вклад в развитие отечественной литературы» известный русский писатель Валентин Распутин, признанный при жизни классиком, удостоен множеством наград



Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку. Высказывание Л.Толстого Прочтите его снова и скажите как он связан с темой урока?

Учительница пошла на рискованный шаг, когда начала играть с учеником на деньги. Но она поступала так из человеческого сострадания : мальчик истощён, а от помощи отказывается. Кроме того, Лидия Михайловна рассмотрела в ученике большие способности и готова была любыми способами помочь мальчику поверить в свои силы.

Учитель задаёт вопрос? Какая же самая главная черта характера Лидии Михайловны )–

Ученики отвечают хором: Доброта

( У Лидии Михайловны большое доброе сердце.

Несмотря на то, что её уволили, она осталась

ЧЕЛОВЕКОМ. Доброта, Бескорыстие, простота,

сострадание, душевная красота – вот те качества

характера учительницы, которая для мальчика стала примером для подражания)

Творческое задание.



МИНИ-сочинение.

Ребята, - На прошлом Уроке вы обвели на бумаге свои добрые ладошки(Сделать на одном листе ватмана и повесить ) и пообещали, что своими добрыми руками вы будете делать только добрые дела.А теперь вашими добрыми руками напишите -мини сочинение на тему: »Что должен делать человек, что бы о нём сказали, что он добрый.» Употребляй глаголы в повелительном наклонении. . Перед вами лежат копии ваших сердец, с обратной стороны напишете ответ . Наполните сердца своим теплом и добротой



1.

2.

3.

(Записать мини-сочинение на сердечках).



 Учащиеся пишут сочинения-миниатюры и читают вслух. И своими добрыми руками подарите частичку своего доброго сердца присутствующим здесь гостям.



(ученики дарят подготовленные сердечки гостям).



Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты, пуста. Посмотрите, как ожил наш класс , наполненный теплой и добротой ваших сердец.



6.Закрепление изученного. В начале урока вы произносили пословицы и поговорки о добре и доброте. А итог  нашему занятию подведут уроки доброты, о которых нам говорит



В.Распутин. Прочтём их

.

1. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
2.Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
3. Добро возвращается добром.

В.Г.Распутин



Ребята, а в каком значении мы употребили здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю (Приступают к работе «литературоведы»).



Работа с Толковым словарем:

Урок:1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету 2.переносное . нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Так какое определение урока вам ближе?



Выбери из уроков Доброты В.Распутина один , который больше всего вам запомнился сегодня и запишите его к себе в тетрадь.

Тепло вам с таким уроком?  Ведь в нашем классе живёт Доброта.

(Ученица читает наизусть )

Чтение стихотворения Нины Тулуповой «Доброта»

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.



7. Обобщение материала: Вывод:

Так какой главный урок преподала учительница? (Урок доброты)

…Раздаётся стук в дверь. Это почта .Ребята,нам в класс пришла посылка. Что же в ней может быть,как вы думаете?(Яблоки)



А почему вы думаете, что в ней яблоки?( экономя по копеечке, Лидия Михайловна смогла собрать и отправить любимому ученику посылку с экзотическими по тем временам фруктами

Этот поступок Лидии Михайловны является напоминанием главного своего урока- урока доброты. 

Рефлексия: Выберите себе яблоко из корзины. Красное-понравился урок, зелёное-нет, жёлтое –не очень. Или будут яблоки только одного цвета – красные?



9. Заключение.

Я надеюсь, что сегодняшний наш разговор о доброте не пройдет зря. Мне бы хотелось надеяться на то,что вы научитесь отличать добро и зло. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли. .Пусть добро приумножается на нашей хрупкой планете под названием Земле

- Учитель задаёт вопрос.? Так что же такое Доброта?

Дети хором: "Доброта - это стремление человека дать счастье окружающим его людям.,Кто из героев произведения В.Распутина является носителем доброты?



На этом наш урок окончен. Я желаю всем присутствующим здесь, чтобы Доброта всегда жила в ваших сердцах. Чтобы весь мир был наполнен Добротой, Нежностью, Верой, Надеждой, Любовью, Счастьем. Радостью, Улыбками, Благодарностью






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы по рассказу В.Распутина "Уроки Французского"

Автор: Бескровная Татьяна Васильевна

Дата: 16.07.2015

Номер свидетельства: 223010


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства