2. Стадия вызова. Актуализация субъектного опыта учащихся. Ученическое целеполагание. | Читает отрывок из притчи: (слайд) У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: "Отец! Дай мне следуемую мне часть имения". Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: "Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: "Отец! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". У: Ребята, из какого произведения этот отрывок? Как вы думаете, почему именно с него я начала урок? (слайд) Сформулируем тему урока. (слайд) Почему «Возвращение …» О чем говорит многоточие? «Ассоциации» (слайды) То, что знаю …. То, чего не знаю – выход на цели. (слайд) Узнать, почему Алексей Иванов так долго не возвращался домой; Узнать, с чем связаны страх и растерянность героя; Выяснить, только ли на Родину, домой, вернулся герой. Выяснить, когда герой действительно вернулся. Как узнать? | Слушают притчу, обращают внимание на иллюстрацию, отвечают. Это «Притча о блудном сыне», сегодня с неё начат урок, т.к. произведения объединены одним мотивом – возвращения героя. Тема: Возвращение. Многоточие говорит о недосказанности и нескольких смыслах. Работают на маршрутных листах со схемой, выводы записывают. Выходят на цели урока. Говорят о том, что ответить на вопросы урока можно анализируя произведение, обращаясь к интернету, словарям, спрашивая учителя. | - личностные (развитие эстетического сознания через освоение двух видов искусства: ИЗО и литературы); - метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение классифицировать и делать выводы); - предметные (понимание ключевых проблем данного произведения, понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания). |
3. Стадия осмысления. | Задает вопрос по первой цели Задает вопрос по второй цели Да, его родные изменились, но как и почему, ответить на этот вопрос поможет хар-ка героев – обратимся к этимологии имен и проанализируем Пройдем с героем его путь, обращая внимание на образы-символы Я знаю, что на физике вы говорили об источниках света, найдите на слайде те предметы, которые встречаются в тексте, расскажите о них, что они символизируют? Подведём итоги урока | устные ответы на вопросы учителя говорят о том, что поезд не приходил 3 дня, встретил Машу и остался с ней, т.к почувствовал родственную душу устные ответы он отвык от дома, сроднился с сослуживцами, его встретили не так, как он ожидал Решение кроссворда (в парах) 1.Кто из героев оставляет свой кусок пирога дяде Семёну___________ 2.Её родители были угнаны немцами, погибли в неизвестности, она осталась одна ____________________ 3 На вид ему было лет 35, глаза глядели скромно, говорил он с Машей любезно _____________________ 4 У него одна нога была обута в валенок, другая - в калошу, поэтому он падал так часто ___________________________________ Оцени себя: __________ Работа в группах: Ивановы – русская распространённая фамилия. Алексей (древнегреч.) – оберегающий, защитник. Мария (древнеевр.) - горькая, любимая, упрямая. Любовь - имена Вера, Надежда, Любовь в христианском именослове соотносятся с мученицами-сёстрами. Петруша (древнегреч.) - скала, утёс, каменная глыба. Настя (древнегреч.) - воскресение, возвращение к жизни. Работа в парах: 1 костер 2 огонь в печи 3 керосиновая лампа Работа со схемой: | На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов: - личностных (развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора); - метапредметных (владение основами самоконтроля, самооценки, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, работать индивидуально, аргументировать и отстаивать свое мнение, владение устной и письменной речью) - предметных (умение анализировать литературное произведение с определенной целью, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, формулирование собственного отношения к данному литературному произведению, понимание авторской позиции). |
4. Стадия рефлексии. | Ребята, на столах у вас лежат рисунки с изображением домика с окошками. Сейчас они темные, но нам надо их зажечь. Если вы считаете, что нам с вами удалось помочь герою вернуться домой, к родным, к самому себе, то закрасьте окна желтым цветом, тогда окошки в доме загорятся, и это будет означать, что мы достигли с вами гармонии; если вы думаете, что не смогли вернуть Иванова домой, то можете не зажигать окошки. Пусть свет в наших окошках будет символизировать уют в доме мир, добро, любовь и лад в семье. | Закрашивают (не закрашивают) окошки. | -личностные (усвоение гуманистических ценностей, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора); -метапредметные (владение основами самоконтроля, самооценки, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, аргументировать и отстаивать свое мнение, владение устной речью) |
5. Домашнее задание | -прогнозирование «Как сложится судьба героев (за рамками рассказа); -письмо герою (Иванову, Петрушке…); | Выбирают одно из заданий, записывают в дневник. | -личностные (развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора); -метапредметные (владение устной и письменной речью); - предметные (понимание ключевых проблем данного произведения, формулирование собственного отношения к данному литературному произведению). |