kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по новелле П. Мериме "Маттео Фальконе". 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по новелле П.Мериме "Маттео Фальконе" разработан и проведён в соответствии с требованиями ФГОС. Учителем предложены активные и творческие формы работы с текстом новеллы. Для обучающихся были предложены интересные домашние задания до и после урока. На уроке использовались разные формы работы: парная, групповая, индивидуальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по новелле П. Мериме "Маттео Фальконе". 7 класс »

7



МОУ Пречистенская СОШ













Урок литературы в 7 классе



Автор: Салова О.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории











п. Пречистое

2013 – 2014 учебный год

1. Введение в тему урока. Актуализация имеющихся знаний.

─ Вспомните имя того писателя, с которым мы познакомились на прошлом занятии.

(Проспер Мериме)


─ Какие факты его биографии, творчества вам запомнились больше всего?

(Ученики перечисляют наиболее запомнившиеся факты биографии и творчества Проспера Мериме)


─ С каким литературным жанром связано имя Проспера Мериме?

( С новеллой)


─ Назовите жанровые особенности новеллы.

  • в центре сюжета лежит случай, событие, необычайное происшествие;

  • резкие повороты в сюжете;

  • неожиданная развязка.


2. Коллективное определение темы урока и коллективное целеполагание.

─ В центре нашего внимания сегодня прочитанная дома новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Расскажите о тех чувствах, которые вы испытали, когда читали новеллу.

(Работа в тетради с использование опорных слов:

  • Меня поразило …

  • Я был(а) удивлён(а) …

  • Я испытал(а) …

  • Мне было …)


─ Определим тему этой новеллы. О чём она? Какое событие лежит в основе новеллы?

Сформулируйте и запишите ответ на этот вопрос одним предложением.

(Работа в тетради)

(Эта новелла о том, что отец убил сына за предательство)


─ Какие вопросы возникли у вас при чтении новеллы «Маттео Фальконе»? или:

─ На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?

(Обучающиеся называют разные вопросы)


─ Попробуем объединить всё сказанное нами и сформулировать 2-3 главных вопроса, ответы на которые мы попытаемся найти сегодня.

  • Кто виноват в смерти Фортунато?

  • Почему Маттео Фальконе не пожалел сына, чем вызвана его жестокость?

  • Как Проспер Мериме относится к своим героям и их поступкам?


─ Как мы будем искать ответы на свои вопросы?

( Анализировать прочитанную новеллу:

  • давать на основе текста новеллы и собственных рассуждений характеристику героям новеллы:

  • попытаемся объяснить причины поступков героев;

  • определим отношение к последствиям поступков героев;

  • выясним отношение автора к героям и их поступкам;

  • попытаемся понять, почему автор рассказал эту историю)


─ Возможно, ответы на какие-то из них у вас уже есть, но: «Искусство чтения это, прежде всего, умение разобраться в прочитанной книге, понять и оценить её по достоинству» (Виктор Ерофеев)

3. Характеристика героев новеллы.

─ В название новеллы вынесено имя собственное – Маттео Фальконе. На основе заполненного дома трёхчастного читательского дневника, давайте расскажем друг другу о нём.


Значение имени

Маттео - сокол


Портрет (стр. 176):

  • « … Представьте себе человека небольшого роста, но крепкого, с вьющимися, чёрными, как смоль, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи»;

  • « … ему нельзя было дать более пятидесяти лет»


Образ жизни (стр. 176):

  • «Маттео Фальконе был довольно богатый человек по тамошним местам»; стр. 176

  • « он жил честно, то есть ничего не делая, на доходы от своих многочисленных стад» стр. 176


Самые яркие качества героя (стр. 176):

  • «Меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычной даже для этого края, где столько хороших стрелков»; стр. 176

  • «Мне рассказывали о таком примере его ловкости, который мог показаться неправдоподобным тому, кто не бывал на Корсике. В восьмидесяти шагах от него ставили зажжённую свечу за листом прозрачной бумаги величиной с тарелку. Он прицеливался, затем свет тушили, и спустя минуту в полной темноте он стрелял и три раза из четырёх пробивал бумагу»; стр. 176

  • «Совесть Маттео была чище, чем у кого-либо …»; стр. 182

Отношение к нему других людей

  • «Его считали таким же хорошим другом, как и опасным врагом; впрочем, услужливый для друзей и щедрый к бедным, он жил в мире со всеми в округе …»; стр. 177

  • « …имя его пользовалось доброй славой …»; стр. 182

  • «Он был … благонамеренным обывателем …; стр. 182

  • «Только человек, обречённый на смерть, мог осмелиться назвать Фальконе предателем.» стр. 183


История женитьбы героя

  • « … в Корте, откуда он взял себе жену, он жестоко расправился с соперником, который слыл за человека, опасного как на войне, так и в любви» стр. 177


─ Как характеризует всё сказанное нами Маттео Фальконе? Какой это человек?

(Это человек мужественный, умный, закалённый жизненными трудностями, близок к природе. Он на привык колебаться при исполнении долга, соблюдает неписаные законы маки)


─ Назовите членов семьи Маттео Фальконе.

(Жена, три взрослые замужние дочери, сын Фортунато)


─ Почему только сын назван по имени? Ответ на этот вопрос – в ваших кластерах.

Перечислите положительные (сначала) и отрицательные качества мальчика, указав, что обозначает его имя.


Фортунато:

  • Фортуна – богиня счастья, удачи, т.е Фортунато – счастливый, удачливый, успешный;

  • «Сыну исполнилось только десять лет, но он подавал большие надежды» стр. 177;

  • надежда семьи и продолжатель рода; стр. 177

  • уважает отца, гордится им

  • предатель.


─ Расскажите (кратко), как Фортунато стал предателем.

(Краткий пересказ)


─ Какие черты характера Фортунато раскрывает эта история?

  • сообразительный, хитрый, осторожный;

  • помог человеку, извлекая собственную выгоду.


─ Подберите слова (3-4 эпитета), характеризующих ваше отношение к поступку Фортунато.


(Безнравственный, подлый, низкий, мерзкий поступок)


4. Выявление причин предательства Фортунато и жестокости Маттео.

─ Кто, по вашему мнению, виноват в том, что Фортунато выдал Джанетто?

─ Так ли виноват Фортунатто, что не смог выдержать искушение?


(Мальчику 10 лет, взрослый человек, сержант Гамба, соблазняет его упорно, настойчиво. Рядом с Фортунато нет никого из взрослых, кто помог ему преодолеть искушение.

Но:

Фортунато выбирает не между серебряной монетой и серебряными часами, а между жизнью и смертью человека, которому он обещал помочь.

Но:

Фортунато не способен анализировать ситуацию, предвидеть все возможные последствия своего выбора (его самосознание ещё не развито), тем более, что часы всё время перед глазами, а обещания сержанта Гамбы звучат убедительно. Фортунато делает выбор и обрекает Джанетто на смерть).


─ Почему отец не пожалел, убил сына? Имел ли он на это право? Чем вызвана его жестокость?


(Маттео Фальконе поступил таким образом, потому что не желал растить в своём доме предателя.

Из маленького предателя вырастает большой, считал он.

То, кто однажды уже совершил предательство, не может рассчитывать на уважение людей, как бы мал он ни был.

Для Маттео доброе имя и честь дороже всего, даже дороже сына.

Маттео совершил убийство сына, потому что так поступить ему диктовали местные обычаи, но никто не имеет права решать, когда умереть )


─ Как отнеслась к поступку Маттео Фальконе его жена?


(Она не пытается оправдать своего сына-предателя. Она плачет и молится, но ни слова протеста не вырывается у неё. Она лишь пыталась воззвать к отцовским чувствам мужа: «Ведь это же твой сын!» Даже в своём материнском горе она не посягает на то, что вместе с мужем считает велением долга.)


─ Как автор объясняет, почему Маттео и Джузеппе так поступают?

─ Где и когда происходит действие новеллы?


(Действие новеллы происходит в начале 19-го века на острове Корсика. Непроходимые лесные заросли (маки) – родина корсиканских пастухов и всех, кто не в ладах с правосудием. Родители Фортунато родились и выросли на Корсике, где царили свои законы, которым они не могли не подчиниться. Таким образом, их поведение и поступки определяются обстоятельствами)


─ Мог бы Фортунатто стать хорошим человеком?

─ При каком условии?



5. Авторское отношение к событиям.

─ Как автор относится к Маттео?

Прочитайте диалог родителей Фортунатто в конце новеллы.


─О чём последняя фраза Маттео?


(Трагедия отца: в сыновья надо взять зятя),


─ Стало ли ему легче от того, что он убил сына-предателя?

─ Счастлив ли он от того, что поступил в соответствии с законами маки?

─ Есть ли авторское сочувствие к герою? Почему?


(Жизнь Маттео была разрушена ещё до того, как он убил сына. Смысл жизни героя – честь рода. По мнению Маттео, честь человека, чистота души должны быть безупречными, без изъяна).


─ Мнение автора?

(Никто не может посягать на человеческую жизнь)


6. Рефлексия. Определение проблематики новеллы.

─ О чём заставила задуматься каждого из вас новелла Проспера Мериме?


  • о смысле человеческой жизни;

  • о выборе в трудной ситуации;

  • о воспитании детей;

  • о любви родителей к детям

7. Оценивание.

─ Кому мы сегодня скажем спасибо в раскрытии тайн этой новеллы? (И в баллах тоже)

─ Скажите спасибо друг другу. (Аплодисменты)


8. Домашнее задание.

1. Сочинение-рассуждение «Кто виноват в смерти Фортунатто?»

2. Исследовательская работа (в паре, по желанию).

Проведите сопоставительный анализ новеллы «Маттео Фальконе» Проспера Мериме и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Сравните сюжет, тему, идею, главных героев произведений. Сделайте выводы из проведённого сопоставления.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы по новелле П. Мериме "Маттео Фальконе". 7 класс

Автор: Салова Ольга Валентиновна

Дата: 10.08.2015

Номер свидетельства: 224838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства