kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы "От избытка сердца говорят уста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 7 классе специальной коррекционной школе II видана тему "От избытка сердца говорят уста...". Цель урока  помочь детям с проблемами слуха сделать выводы о духовном становлении молодого человека, героя повести Николеньки Иртеньева.В ходе анализа литературного произведения закрепить нраственные понятия "самопожертвование", "добродетель" и другие. Учить анализировать собственные поступки,воспитывать требовательность к себе. Закреплять слова и ваыражения, встречающиеся в тексте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературы "От избытка сердца говорят уста" »

КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1» Минобразования Чувашии












Конспект урока литературы в

7классе на тему: «От избытка

сердца говорят уста»

(по повести Л.Н.Толстого «Детство»)



Учитель Романова Т.Н.







г.Цивильск

Тема урока: «От избытка сердца говорят уста»


(Урок – анализ по повести Л.Н. Толстого «Детство»)


Задачи: Помочь учащимся понять особенности творчества молодого Толстого, показать какие факты отбирает писатель из своих впечатлений и переживаний, чтобы показать духовное становление молодого человека. Воспитывать требовательность к себе, к собственным поступкам, учить анализировать их. Закрепить нравственные понятия, словарь по теме. Отрабатывать ритмико-интонационную структуру речи, развивать речевой слух учащихся.

Методы и приёмы: беседа, пересказ эпизодов, выборочное чтение, словесное рисование, импровизация, выполнение творческой работы.

Оборудование: Портрет Толстого Л.Н., портрет матери М.Н. Волконской в детстве. Вид усадьбы в Ясной Поляне. Патетическая соната Л.В.Бетховена, музыка М. Глинки из оперы «Иван Сусанин». «Икона Божьей Матери». Рисунки учащихся к повести «Детство». Подборка книг с произведениями Л.Н.Толстого. Таблички с эпиграфами.

Словарь: Духовное становление, духовная история, духовное развитие, автобиографическая трилогия, избранный читатель, слёзы воображения, самопожертвование, грёзы, добродетель.


  1. Слово учителя. Беседа о Л.Н. Толстом.

- На уроке литературы мы познакомились с творчеством великого русского писателя Л.Н.Толстого. Давайте поговорим о нём. Детские годы писателя прошли в Тульском имении Ясная Поляна (иллюстр. с изобр. усадьбы). Матери он не помнил, она умерла, когда ему не было и 2-х лет, отец умер, когда мальчику было 9 лет (иллюстр.с изображ. силуэта матери М.Н.Волконской в детстве и портрета отца Н.И.Толстого). Воспитывала 4-х братьев и сестру Машеньку тётя Т.А. Ергольская. Образование получил дома, в 18 лет поступил в Казанский университет. Юноша много читал, размышлял, изучал философию. Его занимали тайны человеческого существования. В 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну. Толстой ищет цель жизни и постепенно приходит к своему главному делу – литературному творчеству.

В 1851 вместе с братом Николаем едет на Кавказ, участвует в боях и работает как писатель. Толстой задумывает создать роман о духовном развитии человека. В 1852 он пишет повесть «Детство». Повесть была напечатана в журнале «Современник». Позднее выходят повести «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Все эти повести составили автобиографическую трилогию. В трилогии Толстой показывает духовную историю главного героя Н. Иртеньева, а вместе с тем и самого автора. В повестях автор показал умственное и нравственное развитие человека. Перед читателем раскрывается образ не только маленького мальчика, который растёт, становится подростком, потом юношей. Став взрослым он анализирует свою жизнь, чтобы найти ответы на главные для каждого человека вопросы: Каким быть? К чему стремиться? (на слух).

Сегодня будем анализировать, размышлять над текстом повести, сделаем выводы.

Кому адресует Толстой свою повесть? Избранному читателю.

Кого он считает избранным читателем? Послушайте, что говорит Толстой: «Чтобы быть принятым в число моих избранных читателей, я требую немногого: чтобы вы были чувствительны (на слух), т.е могли бы иногда от души пожалеть и даже пролить несколько слёз о вымышленном лице, которого вы полюбили, и от сердца порадоваться за него, и не стыдились бы этого: чтобы были человеком религиозным: чтобы вы, читая мою повесть, искали бы таких мест, которые задевают вас за сердце, а не таких, которые заставляют вас смеяться... И главное, чтобы были человеком понимающим (на слух). Главный признак понимающих людей – это приятность в отношениях. Итак, главное требование моё – понимание (на слух)». Л.Н.Толстой говорит: «Я старался писать только из сердца».

Обращение к эпиграфу урока: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое». (Евангелие от Луки, 6:45)

- Каким чувством наполнено сердце писателя?

- О чём говорят его уста?

2. Анализ глав повести «Детство»

- Вспомним главы из повести «Детство», с кем мы познакомились в них?

Запись схемы на доске:

Я Учитель Карл Иванович

(Николенька И.) Наталья Савишна

10 лет маман

папа

брат Володя

и другие


3.Основные вопросы к анализу эпизодов повести:

- Прочитайте вопросы, над которыми мы будем работать:

1) Как Николенька проявляет любовь к окружающим людям?

2) Как мальчик относится к своим поступкам?

3) Почему Николенька недоволен собой?

4) Какие вопросы ставит автор?

Как вы понимаете слова писателя: «Умение чувствовать – вот что сделало меня человеком. Умение любить окружающих людей – вот что пробуждало во мне лучшие человеческие качества»?

- Почувствовали ли вы себя избранным читателем Толстого, когда читали повесть? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в конце урока.

4.Анализ эпизодов повести.

Глава Маман. (Звучит музыка Бетховена)

- Итак, глава первая. Что вызывает у Николеньки слёзы воображения? Прочитайте эти строчки Выразительное чтение описание лица матери, её внешности: глаза, родинка, шитый белый воротник, нежная сухая рука.… Когда матушка улыбалась…. Мы чувствуем в этих строчках…. Вспомним слова автора: «…чтобы вы были чувствительны…».

Глава «Что за человек был мой отец?»

- Найдите строки, каким видит мальчик своего отца. Выборочное чтение «Он был…. Ничто на свете не могло возбудить в нём…. Он был чувствителен и слезлив…», «Он любил музыку, пел…»

-Чем отец запомнился Николеньке?

-Как он повлиял на становление характера мальчика?

Глава «Наталья Савишна».

- Расскажите о Наталье Савишне

«Вся жизнь её была любовь и самопожертвование». (Пересказ, выразительное чтение текста выборочно). «С тех пор как себя помню…» «Нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал вопросов: а что, счастлива ли она? Довольна ли?»

- Когда Толстой вырастет, то поймёт своё несправедливое отношение к Наталье Савишне.

Глава «Детство».

Чтение эпиграфа: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства.

Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу…»

Устное словесное рисование, пересказ отдельных эпизодов: «Сладкие грёзы наполняют воображение». «Спишь и чувствуешь…» Вставай, моя душечка… «Вставай же, мой ангел…». – Что мы видим в этом эпизоде? Мы видим материнскую любовь к сыну и любовь сына к матери.

– К вам ваши родители тоже относятся с добротой, любовью, лаской.

Молитва Николеньки

Выборочное чтение: «После того, как бывало, придёшь на верх… » - Какое это чувство? Чудесное. Любовь к матери и любовь к Богу сливаются в одно чувство: «Помолишься о том, чтобы бог дал счастия всем, чтобы…». «Прилетел Ангел – Утешитель, с улыбкой утирал слёзы эти…» Неужели остались одни воспоминания?

- Найдите в тексте те качества, которыми обладает человек в детстве

- свежесть;

- беззаботность;

- потребность в любви;

- сила веры. (Слова записываются на доске и в тетрадях).

- Какой вопрос ставит Толстой? «Вернутся ли когда – нибудь та свежесть, бе6ззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?»

- Какой смысл вкладывает Толстой в эти строки? «Потребность в любви…». Николеньке всего 10 лет, а он хочет любить и быть любимым. «Сила веры…» Веры в кого? Во что? Что радует, побуждает к жизни? - Прочитайте об этом в тексте. Выборочное чтение: «Две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни».

- Какой смысл вкладывает автор в слово «добродетель»?

«Прилетел Ангел – Утешитель…» Добродетель - неиспорченное детское воображение. - Какой вопрос ставит автор? «Неужели остались одни воспоминания»? - говорит автор.

- Считаете ли вы себя избранным читателем Толстого? Для этого напишем письмо писателю. Можно начать так: «Уважаемый Лев Николаевич, я считаю себя Вашим избранным читателем». Когда я читал вашу повесть «Детство», то чувствовал странное своё состояние: постоянно мне вспоминались картины своего детства…» (Творческое задание – написать письмо дома).

5.Выводы.

Какой образ встаёт перед нами в повести? Перед нами не только образ маленького мальчика, который растёт, становится подростком, потом юношей. Перед нами образ автора, рассказчика, который с любовью вспоминает Наталью Савишну и с горьким укором рисует свою барскую неблагодарность. Николеньке Иртеньеву предстоит получить еще немало жизненных уроков, чтобы понять свои ошибки и найти своё место среди людей.

- Чувствуете ли вы, что взрослеете? Какие трудности стоят перед вами?

Кто вам помогает, влияет на вас? На кого вы хотели бы быть похожими?

6. Окончание урока. Оценки, похвала за работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
конспект урока литературы "От избытка сердца говорят уста"

Автор: Романова Тамара Николаевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103634


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства