kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему "Семья в жизни и творчестве Л.Н.Толстого" (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой конспект урока на тему «Семья в жизни и творчестве Л.Н.Толстого», цель которого формирование нравственных и морально – этические норм взаимоотношений в семье на примере жизни и творчества Л.Н.Толстого. В ходе урока реализуются следующие задачи: Обучающие 1. Привлечь внимание учащихся к теме семьи в творчестве писателя, к её истокам. 2. Выявить семейные ценности, культивированные в жизни и творчестве Л.Н.Толстого. 3. Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Развивающие 1. Развивать все группы ключевых компетенций обучающихся: • Исследовательские (на основе выявления проблемы и нахождения путей решения) • Социально - коммуникативные компетенции (умение осуществлять сотрудничество в совместном решении проблемы); • Учебно - познавательные компетенции (совершенствование навыков анализа и интерпретации текста на основе философского осмысления понятия «семья»). 2. Развитие рефлексивных способностей через метапредметные категории (способности схематизации, способности работать с понятием, способности строить идеализации). Воспитывающие Воспитывать уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, учить учащихся следовать им в повседневной жизни. Форма урока: урок – исследование Форма организации деятельности учащихся: групповая и фронтальная работа Оборудование и аудиовизуальные средства: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, дидактические средства (карточки с заданиями).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему "Семья в жизни и творчестве Л.Н.Толстого" (10 класс)»

Конспект урока литературы (10 класс)

Тема: Семья в жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Цель: Формирование нравственных и морально – этические норм взаимоотношений в семье на примере жизни и творчества Л.Н.Толстого.

Задачи:

Обучающие

  1. Привлечь внимание учащихся к теме семьи в творчестве писателя, к её истокам.

  2. Выявить семейные ценности, культивированные в жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

  3. Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».

Развивающие

  1. Развивать все группы ключевых компетенций обучающихся:

    • Исследовательские (на основе выявления проблемы и нахождения путей решения)

    • Социально - коммуникативные компетенции (умение осуществлять сотрудничество в совместном решении проблемы);

    • Учебно - познавательные компетенции (совершенствование навыков анализа и интерпретации текста на основе философского осмысления понятия «семья»).

  2. Развитие рефлексивных способностей через метапредметные категории (способности схематизации, способности работать с понятием, способности строить идеализации).

Воспитывающие

Воспитывать уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, учить учащихся следовать им в повседневной жизни.

Форма урока: урок – исследование

Форма организации деятельности учащихся: групповая и фронтальная работа

Оборудование и аудиовизуальные средства: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, дидактические средства (карточки с заданиями).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Ориентировочно - мотивационный этап (этап целеполагания).

Цель: актуализировать знания учащихся, обозначить проблемный вопрос, который должны разрешить в ходе изучения материала на уроке и сформулировать задачи на урок.

Методы: проблемно-поисковый.

Время: 7 минут

Зачем нам нужна литература?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Частичку этого опыта предлагаю вам сегодня постичь, обратившись к личности и творчеству Л.Н.Толстого.

Просмотр видеофрагмента из фильма «Война и мир» (слайд №1)

Вы узнали этот фрагмент? Действительно, это экранизация романа Л.Н.Толстого «Война и мир», а именно – эпизод с именин в доме семьи Ростовых.

Именно о семье мы и поговорим на сегодняшнем уроке, тема которого: «Семья в жизни и творчестве Л.Н.Толстого (слайд №2)

«Люди как реки, у каждого своё русло, свой исток. Исток это – родной дом, семья, особый мир…» (слайд №2). Эти слова Л.Н.Толстого и станут эпиграфом нашего урока.

А что такое семья в вашем понимании?

Попробуйте представить ассоциативный образ-рисунок к слову «семья». Сформулируйте вопрос - проблему, сегодняшнего урока и запишите в тетрадь.



Слово ученикам

Какие вопросы-проблемы вы сформулировали?

Вот основные вопросы нашего разговора на уроке (слайд №3)

Какие образы-рисунки вы подобрали к слову «семья»?

Обобщение учителя

Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Семья – это дом, это муж и жена, это дети, бабушки и дедушки.

Вы подобрали к этому понятию несколько образов-рисунков. Какой из них вам кажется удачнее всего? Этот образ и будет основой нашей опорной схемы, которую мы будем заполнять в ходе работы 7 групп на доске и в тетради.
























Учащиеся записывают тему и эпиграф урока в тетрадь.




Учащиеся подбирают ассоциативный образ-рисунок к слову «семья» и формулируют вопрос-проблему урока.

Учащиеся называют подобранные образы-рисунки (дом, сердце, солнце и т.д.)










Учащиеся создают опорную схему в тетради, в основе которой предложенный ими образ.






2.Организационно - исполнительский этап (этап решения задач урока).

Цель: активизировать основные сферы читательского восприятия и выйти на концептуальное осмысление литературного произведения (понимание темы, проблемы, идеи).

Методы: репродуктивный, проблемно-поисковый.

Время:25 минут.

Слово учителя

Предлагаю вам для работы в группах задания по материалу, связанному с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.



«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома, » - писал Л.Н.Толстой. О своем детстве писатель вспоминает как о чем – то особенно светлом, прекрасном, гармоничном.

Группа №1 (слайд № 4,5)

Работала с материалом, связанным с семьёй Толстого (см.приложение 1)

Что вы узнали о детстве Л.Н.Толстого?

Каковы были взаимоотношения между детьми в семье?

Какие качества стремились воспитать Толстые в детях?
Вывод: Мария Николаевна и Николай Ильич стремились дать воспитание свободное, гуманное, патриотическое. Нравственный и интеллектуальный облик родителей, достигнутое ими семейное счастье, – вот то, что определяло особую атмосферу Ясной поляны, где были заложены те истоки «чистоты нравственного чувства».


Черты жизни и характеров своих родителей писатель запечатлел в повести «Детство». Облик Марии Николаевны угадывается в поэтическом образе Маman.

Группа №2. (слайд №6)

Работала с материалом, связанным с повестью «Детство». (см.приложение 2)

Какой запомнил мать герой повести?

Почему отрывок начинается со следующих слов: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»

Какие чувства рождаются в душе мальчика по отношению к своей семье, родителям?

Вывод: Мать изливает любовь и нежность на ребенка..
Материнская нежность рождает в душе Николеньки чувства бесконечной любви и счастья. Горячая детская любовь к матери исторгает из души ребенка первую, чистую, от сердца молитву о матери и отце: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку».


Конечно, семья, в которой вырос будущий писатель, повлияла и на собственную семью, созданную с Софьей Андреевной Берс.

Группа №3. (слайд №7)
Работала с материалом о семье Л.Н.Толстого. (см.приложение 3)

Кто был «хранителем семейного очага» в семье писателя?

Почему у детей в семье сложилось «особенное отношение к отцу»?

Какое влияние оказал Толстой – отец на своих детей? В чём оно проявилось?

Какие нравственные ориентиры семьи Толстых можно определить как основополагающие?

Вывод: Софья Андреевна Толстая - удивительно самоотверженная женщина, мать и жена. Особенным было отношение к отцу: его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Отец никогда не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот, который содержал соответствующий намек. В семье была прочная традиция читать вслух. Отбору книг для чтения Лев Николаевич придавал огромное значение. Отец предлагал для чтения то, что любил сам.



Многие черты своих близких, свои семейные отношения Л.Н.Толстой переносил в произведения. Так, говоря о романе «Война и мир», Н.Страхов отмечал, что это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная… это быль, и были семейные».

Группа №4. (слайд № 8,9)

Анализирует отрывок из романа «Именины. Ужин в доме. Ростовых» (см.приложение 4)

Каковы взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых?

Какие качества воспитывают в детях Ростовы?

Вывод: Ростовы воспитывают в своих детях искренность, естественность, простоту. Открытость души, радушие – их главное свойство. Отсюда, из дома, способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И все это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой.


«Мысль семейная» в романе прослеживается не только через семью Ростовых, но и через другие семьи, например Болконских.

Группа №5. (слайд №10)

Анализирует отрывок из романа «Болконские. Ужин в Лысых Горах». (см.приложение 5)

О чём свидетельствует висевшее на стене изображение генеалогического древа князей Болконских?

Какие чувства испытывают князь Андрей и Марья по отношению к своему отцу, роду?

Принято ли в этой семье выражать свои чувства? О чём это говорит?

Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского? Какие качества он формирует в детях своим примером?

Вывод: Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях.




Совсем по-иному строятся отношения в семье Курагиных.

Группа №6. (слайд №11)

Анализирует отрывок из романа «Ужин в доме Курагиных». (см.приложение 6)

О чём может сказать своеобразная иерархия гостей за столом?

Как бы вы охарактеризовали гостей Курагиных, их разговоры? Уместны ли такие гости и разговоры на именинах дочери Курагиных – Элен?

Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

Вывод: В этом доме нет места искренности и порядочности. Вы заметили, в романе даже нет описания дома Курагиных, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.
Обобщение учителя

Как видим, «семейная идея» в романе «Война и мир» находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми трёх семейств: Ростовых, Болконских, Курагиных.



Но больше всего Л.Н.Толстой любил «мысль семейную» в романе «Анна Каренина».

Группа №7. (слайд №12)

Анализирует отрывок из романа «Анна Каренина» «Отношения мужа и жены в семье Карениных». (см.приложение 7)

Каков уклад жизни семьи Карениных?

На каких принципах строятся взаимоотношения мужа и жены? Важно ли ребёнку расти в любящей его семье?

Можно ли назвать семью Карениных счастливой?

Согласны ли вы с фразой Л.Н.Толстого, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?


Учащиеся в течение 10 минут знакомятся с предложенным материалом, отвечают на поставленные в карточках вопросы, готовят сообщение.

Выступает группа №1 с сообщением, заносит в схему такие ценности, как: гуманность, свобода, патриотизм.










Выступает группа №2 с сообщением, заносит в схему такие ценности, как: любовь, нежность.











Выступает группа №3 с сообщением, заносит в схему такие ценности, как: взаимопонимание, требовательность, любознательность, забота о детях.




















Выступает группа №4 с сообщением, заносит в схему такие ценности, как: естественность, искренность, простота, гостеприимность, открытость.











Выступает группа №5 с сообщением, заносит в схему такие ценности, как: сдержанность, гордость, духовность.




















Выступает группа №6 с сообщением, заносит в схему такие ценности, как: порядочность, искренность.
















Выступает группа №7 с сообщением, заносит в схему такие ценности, как: любовь, уважение, взаимопонимание, забота о детях.




3.Рефлексивно- оценочный этап.

Цель: обобщить результаты исследования, инициировать коллективную и индивидуальную рефлексию.

Методы: проблемно-поисковый.

Время: 8 минут.

Обращение к проблемному вопросу:

Что же ценит Л.Н.Толстой? Какая семья для Толстого – идеал?» (слайд №14) Сформулируйте ответы на вопросы с помощью получившегося опорного конспекта.

Обобщение: толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».


Смог ли Л.Н.Толстой воплотить этот идеал в своей семье?

Получится ли это у героев Л.Н.Толстого в романе «Война и мир», вам предстоит узнать, прочитав роман.


А что сегодня, по вашему мнению, является самым ценным в семейных отношениях?

Нашли вы ответы на поставленные вами вопросы в начале урока?

Задание. Продолжите фразу «Семья для меня – это…», используя материал «Мысли Л.Н.Толстого о семье» (см.приложение 8) и опорную схему (слайд №15).

Кто-то желает поделиться своими мыслями?

Заключительное слово.

Учитель читает стихотворение:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители – во всём мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле!

Я желаю счастья семье, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.


Учащиеся обобщают нравственные ценности, составляющие идеал семьи по Толстому.






Учащиеся вспоминают факт из биографии Л.Н.Толстого – уход из семьи.




Учащиеся выполняют задание в тетради.



Приложение 1.

Группа №1.

Задание: прочитайте предложенный материал и ответьте на вопросы:

  1. Что вы узнали о матери Л.Н.Толстого? Какие качества матери позволили написать Л.Н.Толстому следующие слова: «Нынче утром обхожу сад и, как всегда, вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая осталась для меня святым идеалом…»

  2. Каковы были взаимоотношения между детьми в семье?

  3. Какие качества стремились воспитать Толстые в детях? (занесите эти качества в опорную схему под цифрой 1 на доске и в тетради)

Итог работы в группе: сообщение (на 1-2 минуты).

Детство Л.Н.Толстого

В 1822 году «смотрительский помощник», граф Н. И. Толстой женился на княжне Марии Николаевне Волконской, унаследовавшей от отца Ясную Поляну.

Мария Николаевна была старше Николая Ильича. Не сохранилось ни одного портрета Марии Николаевны, кроме ее силуэта в детском возрасте. Говорили, что она была нехороша собой, но что лучистый взгляд ее глаз придавал ей ту особую привлекательность, которая лучше красоты. Княжна переняла от своего отца и гордый, независимый характер, и пренебрежение к мнению света. Прекрасные свойства ее души делали ее любимой всеми, кто ее знал.

Толстой, лишившийся матери 18-ти месяцев от роду, бережно собирал и хранил в памяти все, что удалось ему узнать о ней от родных. В «Воспоминаниях» он писал: «...Все, что я знаю о ней, все прекрасно».

Мария Николаевна обладала незаурядным творческим даром: была превосходной рассказчицей — сочиняла увлекательные волшебные истории и сказки, — отличной музыкантшей, писала и переводила стихи.

Родители стремились дать своим детям — их было у них пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и дочь Мария — воспитание свободное, гуманное, патриотическое. Нравственный и интеллектуальный облик родителей, их семейное счастье — вот то, что определило особую атмосферу Ясной Поляны, где были заложены истоки «чистоты нравственного чувства».

Лев Николаевич всегда с любовью вспоминал о своих родителях, которых потерял в раннем детстве. Черты их жизни и характеров он запечатлел в своих произведениях: облик Марии Николаевны угадывается в поэтическом образе Maman в повести «Детство»; история любви и женитьбы Марии Николаевны и Николая Ильича описана в «Войне и мире» как история женитьбы Николая Ростова и княжны Марьи Волконской.

В 1838 году умерла бабушка Пелагея Николаевна, и дети совсем осиротели. С исключительной любовью и преданностью заботилась о детях Т. А. Ергольская, их дальняя родственница, которую они ласково называли те­тенькой. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы, о ней он говорил, что она была «третье (после отца и матери) и самое важное лицо в смысле влияния на мою жизнь».

Татьяна Александровна стремилась развивать в детях те задатки высокой нравственности и гуманности, которые первоначально внушены им были родителями. Некоторые черты ее характера Толстой придал Соне в «Войне и мире», а история ее любви к Николаю Ильичу напоминает историю любви Сони и Николая Ростова.

Дети — Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария — живо восприняли культурные традиции семьи, рано проявили литературную одаренность. Старший, любимый брат Николенька унаследовал от матери дар сочинять и рас­сказывать чудесные истории. Однажды он рассказал братьям «Легенду о зеленой палочке»: будто бы эта волшебная палочка тайно зарыта на краю оврага в лесу Старый 3аказ; на ней написан секрет всеобщего счастья людей…«...Когда нам с братьями... было мне 5, Митеньке 6, Сереже 7 лет», Николенька «объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями (вероятно, это были моравские братья, о которых он слышал или читал, но на нашем языке это были муравейные братья). И я помню, что слово «муравейные» особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке. Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состояла в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там в темноте, прижимаясь друг к другу. Я, помню, испытывал особенное чувство любви и умиления и очень любил эту игру.

«Муравейные братья» были открыты нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого Заказа, в том месте, в котором, я... просил в память Николеньки закопать меня...»



Приложение 2.

Группа №2.

Задание: проанализируйте отрывок из повести Л.Н.Толстого и ответьте на вопросы:

  1. Какой мы видим мать?

Какое общее впечатление от матери остается в этой главе?

Почему Л.Н.Толстой не дает ясного портрета матери?

  1. Почему отрывок начинается со следующих слов: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»

  2. Какие чувства рождаются в душе мальчика по отношению к своей семье, родителям? (занесите их в опорную схему под цифрой 2 на доске и в тетради)

Итог работы в группе: сообщение (на 1-2 минуты).

Отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство»

Глава XV. ДЕТСТВО


Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая - лицо ее не больше пуговки; но оно мне все так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился - и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.

Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

- Ты опять заснешь, Николенька, - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх.

- Я не хочу спать, мамаша, - ответишь ей, и неясные, но сладкие грезы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам.

Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!

- Вставай, моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.

- Вставай же, мой ангел.

Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу ее запах и голос. Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:

- Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.

- Так ты меня очень любишь? - Она молчит с минуту, потом говорит: - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?

Она еще нежнее целует меня.

- Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! - вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз - слезы любви и восторга.

После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, господи, папеньку и маменьку".

Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.



Приложение 3.

Группа №3.

Задание: прочитайте предложенный материал о семье Л.Н.Толстого и ответьте на вопросы:

  1. Кто был «хранителем семейного очага» в семье писателя?

  2. Почему у детей в семье сложилось «особенное отношение к отцу»?

  3. Какое влияние оказал Толстой – отец на своих детей? В чём оно проявилось?

  1. Какие нравственные ориентиры семьи Толстых можно определить как основополагающие? (занесите их в опорную схему под цифрой 3 на доске и в тетради)

Итог работы в группе: сообщение (на 1-2 минуты).



Семья Л.Н.Толстого.

Созидала, берегла этот дом, «стояла на страже» его Софья Андреевна Толстая. Хозяйка большого дома и усадьбы, мать пятнадцати детей, неумолимая помощница в литературных делах мужа, Софья Андреевна по праву могла считаться истинной хранительницей очага толстовского дома. Дети знали, что для них делает мама: она следит за едой, шьет им рубашки, штопает чулки, «мастерит» куколок или составляет гербарий, она и ругает, если промочены сапоги по утренней росе.
Но ребятам не было известно, что по ночам она часто просиживает по три – четыре часа над рукописями отца, что она много раз переписывала своей рукой главы «Войны и мира» и других произведений.
Дети были уверены, что мама не может уставать или быть не в духе. Ведь она жила для Сережи, для Тани, для Илюши, для Леши, для всех их братьев и сестер.
Только позднее, став взрослыми, они поняли, какая это была удивительно самоотверженная женщина, мать и жена.
А вот как вспоминал один из сыновей Льва Николаевича – Сергей Львович – о своем отце: «В детстве у нас было совсем особенное отношение к отцу. Для нас его суждения были беспрекословны, его советы были обязательны. Я плохо выдерживал взгляд его пытливых небольших стальных глаз, а когда он меня спрашивал о чем-нибудь…, я не мог солгать. Мы всегда чувствовали его любовь к нам, хотя у Толстого – отца не было привычных ласк. Он не баловал детей ни поцелуями, ни подарками, ни излишне ласковыми словами. И тем не менее дети всегда ощущали его любовь!»
Сергей Львович писал: «В детстве наше первое удовольствие состояло в том, чтобы отец занимался нами, чтобы он взял нас с собой на прогулку, по хозяйству, на охоту или в какую-нибудь поездку, чтобы он нам что-нибудь рассказал, делал с нами гимнастику. Отец никогда не наказывал: никогда не бил, не ставил в угол, и уж крайне редко он раздражался. Он поправлял, делал замечания, намекал на недостатки, шуткой давал понять, что поведение за столом не ахти какое и заодно рассказывал такой случай или анекдот, который содержал соответствующий намек. Он мог так пристально посмотреть в глаза, что взгляд этот действовал сильнее любого приказания. Наказание же выражалось обычно в «немилости»: не обращает внимания, не возьмет с собой на прогулку».
В семье была прочная традиция читать вслух. Отбору книг для чтения Лев Николаевич придавал огромное значение. Он советовал не спешить читать шедевры классики, считая, что, повзрослев, они лучше смогут прочувствовать их. Поэтому Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети читали довольно поздно. Отец предлагал для чтения то, что любил сам.





Приложение 4.

Группа №4.

Задание: проанализируйте отрывок из романа «Война и мир» («Именины. Ужин в доме Ростовых») и ответьте на вопросы:

  1. Прокомментируйте поведение Наташи во время ужина. Какова реакция графини на такое поведение?

  2. Каковы взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых?

  3. Какие качества воспитывают в детях Ростовы? (занесите их в опорную схему под цифрой 4 на доске и в тетради)

  4. Согласны ли вы с мнением Н.Страхова, что «Ростовы – простое, добродушное, провинциальное по своей сути семейство, наподобие Лариных, тесно связанное с деревней и сохраняющее весь строй, все предания русской жизни»?

Итог работы в группе: сообщение (на 1-2 минуты).

Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

И разговор опять сосредоточился — дамский на своем конце стола, мужской на своем.

— А вот не спросишь, — говорил маленький брат Наташе, — а вот не спросишь!

— Спрошу, — отвечала Наташа.

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери.

— Мама! — прозвучал по всему столу ее детски-грудной голос.

— Что тебе! — спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.

Разговор притих.

— Мама! какое пирожное будет? — еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.

Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.

— Казак! — проговорила она с угрозой.

Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.

— Вот я тебя! — сказала графиня.

— Мама! что пирожное будет? — закричала Наташа уже смело и капризно-весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.

Соня и толстый Петя прятались от смеха.

— Вот и спросила, — прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.

— Мороженое, только тебе не дадут, — сказала Марья Дмитриевна.

Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.

— Марья Дмитриевна! какое мороженое? Я сливочное не люблю.

— Морковное.

— Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? — почти кричала она. — Я хочу знать!

Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, по непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.

Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составились партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.

Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пиеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь. Наташа, к которой обратились, как в большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.

— Что будем петь? — спросила она.

— «Ключ», — отвечал Николай.

— Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, — сказала Наташа. — А где же Соня?

Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.

Вбежав в Сонину комнату и не найдя там своей подруги, Наташа пробежала в детскую — и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых.



Приложение 5.

Группа №5.

Задание: проанализируйте отрывок из романа «Война и мир» («Болконские. Ужин в Лысых Горах») и ответьте на вопросы:

  1. О чём свидетельствует висевшее на стене изображение генеалогического древа князей Болконских?

  2. Какие чувства испытывают князь Андрей и Марья по отношению к своему отцу, роду?

  3. Принято ли в этой семье выражать свои чувства? О чём это говорит?

  4. Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского? Какие качества он формирует в детях своим примером? (занесите их в опорную схему под цифрой 5 на доске и в тетради)

Итог работы в группе: сообщение (на 1-2 минуты).

Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

В столовой, громадно-высокой, как и все комнаты в доме, ожидали выхода князя домашние и официанты, стоявшие за каждым стулом; дворецкий, с салфеткой на руке, оглядывал сервировку, мигая лакеям и постоянно перебегая беспокойным взглядом от стенных часов к двери, из которой должен был появиться князь. Князь Андрей глядел на огромную, новую для него, золотую раму с изображением генеалогического дерева князей Болконских, висевшую напротив такой же громадной рамы с дурно сделанным (видимо, рукою домашнего живописца) изображением владетельного князя в короне, который должен был происходить от Рюрика и быть родоначальником рода Болконских. Князь Андрей смотрел на это генеалогическое дерево, покачивая головой, и посмеивался с тем видом, с каким смотрят на похожий до смешного портрет.

— Как я узнаю его всего тут! — сказал он княжне Марье, подошедшей к нему.

Княжна Марья с удивлением посмотрела на брата. Она не понимала, чему он улыбался. Все, сделанное ее отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.

— У каждого своя ахиллесова пятка, — продолжал князь Андрей. — С его огромным умом donner dans ce ridicule! 1

Княжна Марья не могла понять смелости суждений своего брата и готовилась возражать ему, как послышались из кабинета ожидаемые шаги: князь входил быстро, весело, как он и всегда ходил, как будто умышленно своими торопливыми манерами представляя противоположность строгому порядку дома. В то же мгновение большие часы пробили два, и тонким голоском отозвались в гостиной другие. Князь остановился; из-под висячих густых бровей оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех и остановились на молодой княгине. Молодая княгиня испытывала в то время то чувство, какое испытывают придворные на царском выходе, то чувство страха и почтения, которое возбуждал этот старик во всех приближенных. Он погладил княгиню по голове и потом неловким движением потрепал ее по затылку.

— Я рад, я рад, — проговорил он и, пристально еще взглянув ей в глаза, быстро отошел и сел на свое место. — Садитесь, садитесь! Михаил Иванович, садитесь.

Он указал невестке место подле себя. Официант отодвинул для нее стул.

— Го, го! — сказал старик, оглядывая ее округленную талию. — Поторопилась, нехорошо!

Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся — одним ртом, а не глазами.

— Ходить надо, ходить, как можно больше, как можно больше, — сказал он.

Маленькая княгиня не слыхала или не хотела слышать его слов. Она молчала и казалась смущенною. Князь спросил ее об отце, и княгиня заговорила и улыбнулась. Он спросил ее об общих знакомых: княгиня еще более оживилась и стала рассказывать, передавая князю поклоны и городские сплетни.

— La comtesse Apraksine, la pauvre, a perdu son mari, et elle a pleuré les larmes de ses yeux 2, — говорила она, все более и более оживляясь.

По мере того как она оживлялась, князь все строже и строже смотрел на нее и вдруг, как будто достаточно изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвернулся от нее и обратился к Михаилу Ивановичу.

1 поддаваться этой мелочности!

2 Бедная графиня Апраксина потеряла мужа. Глаза выплакала, бедняжка.

Приложение 6.

Группа №6.

Задание: проанализируйте отрывок из романа «Война и мир» («Ужин в доме Курагиных») и ответьте на вопросы:

  1. О чём может сказать своеобразная иерархия гостей за столом? Почему по обеим сторонам княгини Курагиной сидели «почётнейшие гости»?

  2. Как бы вы охарактеризовали гостей Курагиных, их разговоры? Уместны ли такие гости и разговоры на именинах дочери Курагиных – Элен?

  3. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных? Можно ли говорить об искренности, порядочности отношений в этой семье? (занесите в опорную схему под цифрой 6 те качества, которых нет в семье Курагиных)

Итог работы в группе: сообщение (на 1-2 минуты).

Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

В день именин Элен у князя Василья ужинало маленькое общество людей самых близких, как говорила княгиня, — родные и друзья. Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь именинницы. Гости сидели за ужином. Княгиня Курагина, массивная, когда-то красивая, представительная женщина, сидела на хозяйском месте. По обеим сторонам ее сидели почетнейшие гости — старый генерал, его жена, Анна Павловна Шерер; в конце стола сидели менее пожилые и почетные гости, и там же сидели как домашние Пьер и Элен — рядом. Князь Василий не ужинал: он похаживал вокруг стола, в веселом расположении духа подсаживаясь то к тому, то к другому из гостей. Каждому он говорил небрежное и приятное слово, исключая Пьера и Элен, которых присутствия он не замечал, казалось. Князь Василий оживлял всех. Ярко горели восковые свечи, блестели серебро и хрусталь посуды, наряды дам и золото и серебро эполет; вокруг стола сновали слуги в красных кафтанах; слышались звуки ножей, стаканов, тарелок и звуки оживленного говора нескольких разговоров вокруг этого стола. Слышно было, как старый камергер в одном конце уверял старушку баронессу в своей пламенной любви к ней, и ее смех; с другой — рассказ о неуспехе какой-то Марьи Викторовны. У середины стола князь Василий сосредоточил вокруг себя слушателей. Он рассказывал дамам с шутливой улыбкой на губах последнее — в середу — заседание государственного совета, на котором был получен и читался Сергеем Кузьмичом Вязмитиновым, новым петербургским военным генерал-губернатором, знаменитый тогда рескрипт государя Александра Павловича из армии, в котором государь, обращаясь к Сергею Кузьмичу, говорил, что со всех сторон получает он заявления о преданности народа и что заявление Петербурга особенно приятно ему, что он гордится честью быть главою такой нации и постарается быть ее достойным. Рескрипт этот начинался словами: Сергей Кузьмич! Со всех сторон доходят до меня слухи и т. д.

— Так-таки и не пошло дальше, чем «Сергей Кузьмич»? — спрашивала одна дама.

— Да, да, ни на волос, — отвечал, смеясь князь Василий. — «Сергей Кузьмич... со всех сторон... Со всех сторон, Сергей Кузьмич...» Бедный Вязмитинов никак не мог пойти далее. Несколько раз он принимался снова за письмо, но только что скажет Сергей... всхлипывания... Ку...зьми...ч — слезы... и со всех сторон заглушаются рыданиями, и дальше он не мог. И опять платок, и опять «Сергей Кузьмич, со всех сторон», и слезы... так что уже попросили прочесть другого.

— Кузьмич... со всех сторон... и слезы... — повторил кто-то смеясь.

— Не будьте злы, — погрозив пальцем, с другого конца стола проговорила Анна Павловна, — c'est un si brave et excellent homme, notre bon Viasmitmoff... 3

Все очень смеялись. На верхнем, почетном конце стола все были, казалось, веселы и под влиянием самых различных оживленных настроений; только Пьер и Элен молча сидели рядом почти на нижнем конце стола; на лицах обоих сдерживалась сияющая улыбка, не зависящая от Сергея Кузьмича, — улыбка стыдливости перед своими чувствами. Что бы ни говорили и как бы ни смеялись и шутили другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему-то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье — все было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару — Пьера и Элен.

3 он такой славный человек, наш добрый Вязмитинов...



Приложение 7.

Группа №7.

Задание: проанализируйте отрывок из романа «Анна Каренина» и ответьте на вопросы:

  1. Каков уклад жизни семьи Карениных?

  2. На каких принципах строятся взаимоотношения мужа и жены? (занесите их в опорную схему под цифрой 7 на доске и в тетради)

Подтвердите цитатами из текста.

  1. Прокомментируйте отношение матери к сыну. Важно ли ребёнку расти в любящей его семье?

  2. Можно ли назвать семью Карениных счастливой? Согласны ли вы с фразой Л.Н.Толстого, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?

Итог работы в группе: сообщение (на 1-2 минуты).

Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

К обеду (всегда человека три обедали у Карениных) приехали: старая кузина Алексея Александровича, директор департамента с женой и один молодой человек, рекомендованный Алексею Александровичу на службу. Анна вышла в гостиную, чтобы занимать их. Ровно в пять часов бронзовые часы Петра I не успели добить пятого удара, как вышел Алексей Александрович в белом галстуке и во фраке с двумя звездами, так как сейчас после обеда ему надо было ехать.

Каждая минута жизни Алексея Александровича была занята и распределена. И для того чтоб успевать сделать то, что ему предстояло каждый день, он держался строжайшей аккуратности. "Без поспешности и без отдыха" - было его девизом.

Он вошел в залу, раскланялся со всеми и поспешно сел, улыбаясь жене.

- Да, кончилось мое уединение. Ты не поверишь, как неловко (он ударил на слове неловко) обедать одному.

За обедом он поговорил с женой о московских делах с насмешливою улыбкой спрашивал о Степане Аркадьиче; но разговор шел преимущественно общий, о петербургских служебных и общественных делах. После обеда он провел полчаса с гостями и, опять с улыбкой пожал руку жене, вышел и уехал в совет. Анна не поехала в этот раз ни к княгине Бетси Тверской, которая, узнав о ее приезде, звала ее вечером, ни в театр, где нынче была у нее ложа. Она не поехала преимущественно потому, что платье, на которое она рассчитывала, было не готово. Вообще, занявшись после отъезда гостей своим туалетом, Анна была очень раздосадована. Пред отъездом в Москву она, вообще мастерица одеваться не очень дорого, отдала модистке для переделки три платья. Платье нужно было так переделать, чтоб их нельзя было узнать и они должны были быть готовы уже три дня тому назад. Оказалось, что два платья были совсем не готовы, а одно переделано не так, как того хотела Анна. Модистка приехала объясняться, утверждая, что так будет лучше, и Анна разгорячилась так, что ей потом совестно было вспоминать. Чтобы совершенно успокоиться, она пошла в детскую и весь вечер провела с сыном, сама уложила его спать, перекрестила и покрыла его одеялом. Она рада была, что не поехала никуда и так хорошо провела этот вечер. Ей так легко и спокойно было, так ясно она видела, что все, что ей на железной дороге представлялось столь значительным, был только один из обычных ничтожных случаев светской жизни и что ей ни пред кем, ни пред собой стыдиться нечего. Анна села у камина с английским романом и ждала мужа.

Ровно в половине десятого послышался его звонок, и он вошел в комнату.

- Наконец-то ты!- сказала она, протягивая ему руку.

Он поцеловал ее руку и подсел к ней.

- Вообще я вижу, что поездка твоя удалась, - сказал он ей.

- Да, очень, - отвечала она и стала рассказывать ему все сначала: свое путешествие с Вронскою, свой приезд, случай на железной дороге. Потом рассказала свое впечатление жалости к брату сначала, потом к Долли.

- Я не полагаю, чтобы можно было извинять такого человека, хотя он и твой брат, - сказал Алексей Александрович строго.

Анна улыбнулась. Она поняла, что он сказал это именно затем, чтобы показать, что соображения родства не могут остановить его в высказывании своего искреннего мнения. Она знала эту черту в своем муже и любила ее.

- Я рад, что все кончилось благополучно и что ты приехала, - продолжал он. - Ну, что говорят там про новое положение, которое я провел в совете?

Анна ничего не слышала об этом положении, и ей стало совестно, что она так легко могла забыть о том, что для него было так важно.

- Здесь, напротив, это наделало много шума, - сказал он с самодовольною улыбкой.

Она видела, что Алексей Александрович хотел что-то сообщить ей приятное для себя об этом деле, и она вопросами навела его на рассказ. Он с тою же самодовольною улыбкой рассказал об овациях, которые были сделаны ему вследствие этого проведенного положения.

- Я очень, очень был рад. Это доказывает, что, наконец, у нас начинает устанавливаться разумный и твердый взгляд на это дело.

Допив со сливками и хлебом свой второй стакан чая, Алексей Александрович встал и пошел в свой кабинет.



Приложение 8.

Мысли Л.Н.Толстого о семье

  1. «Склад психологии человека, его взгляды и судьбы во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву» (Л.Н.Толстой)

  2. «Богат тот, кто связан крепкими узами со своими родными, которые всегда его поймут, кто окружает их своей непрестанной заботой» (Л.Н.Толстой)

  3. «Люди как реки, у каждого своё русло, свой исток. Исток это – родной дом, семья, особый мир…» (Л.Н.Толстой)

  4. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой)

  5. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой)

  6. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Л.Н.Толстой)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы на тему "Семья в жизни и творчестве Л.Н.Толстого" (10 класс)

Автор: Дьячук Любовь Павловна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства